Как известно артериальная гипертензия (АГ) выявляется не менее чем у четверти взрослого населения и является ведущим этиологическим фактором коронарных, цереброваскулярных и реноваскулярных заболеваний (1-4). Одной из главных ролей в патогенезе развития АГ играет патологическая активация ренин-аниотензиновой системы (РАС). В результате активации РАС в сыворотке и тканях происходит увеличение основного эффектора – ангиотензина II (АТ II ), который в последующем обуславливает функциональные и структурные изменения органов-мишеней.
Нейтрализовать нежелательные эффекты ангиотензина II возможно либо применяя препараты из группы ангиотен- зинпревращающих ферментов либо блокируя рецепторы к АТ II. Как известно рецепторы АТ II делятся на несколько типов – рецепторы 1 типа и 2-го типов. Ангиотензиновые рецепторы 1 типа в свою очередь подразделяются на два подтипа АТ1А и АТ1В. В регуляции системного АГ ведущую роль играют АТ1А - рецепторы. Ангиотензиновые рецепторы 2 типа располагаясь в различных органах и тканях (мозговом слое надпочечниках, головном мозге и др.)
взаимодействуя с АТ II вызывают системную и местную вазодилятацию при чрезмерном сосудосуживающем эффекте АТ II, опосредуемый через Ангиотензиновые рецепторы 1 типа. Учитывая, что образование АТ II в организме происходит разными путями и не только через систему ангиотензинпревращего фермента, то становится понятной роль для клинической практики антагонистов АТ1-ре- цепторов (АРА). Основным гемодинамическим эффектом АРА является вазодилатация и, следовательно, снижение артериального давления (5-8).
Целью исследования явилось изучение эффективности кандесара (кандесартанацилексетил) препарата из группы антагонистов рецепторов ангиотензина II в комплексном лечении у больных артериальной гипертонией.
Сплошной выборкой обследовано 69 больных с артериальной гипертензией в возрасте от 48 до 88 лет, получивших стационарное лечение. 40 (58,0%) из 69 обследованных больных приходилось на мужчин и 29 (42,0%) больных на женщин. Средний возраст мужчин составлял 61,0 ±5,6 года, а средний возраст женщин превышал возраста мужчин более чем на 10 лет и составил 72,8 ± 6.2 года. Давность заболевания АГ в среднем была более 9,4 ± 3,2 лет. Наиболее частым конкурирующим и сопутствующим диагнозом у обследованных больных с АГ была ИБС в виде стенокардии. Как правило ИБС диагностировалась у больных по истечении 6-10 лет от начала АГ. Стенокардии различных вариантов течения зафиксированы у более 87,5% ( 69 больных). Свыше чем у 42,0% (29 больных) обследованных больных в анамнезе присуствовал диагноз инфаркта миокарда (ИМ). Нужно заметить, что у 10,1% ( у 8 больных) больных вероятность дополнительного диагноза инфаркта в анамнезе не исключался благодаря наличию грубых и специфических электрокардиографических изменений. Более тщательный целенаправленный дополнительный опрос этих больных давал дополнительные данные о возможности перенесенного ИМ. Больные подтверждали наличие в анамнезе продолжительных эпизодов интенсивных болевых ощущений в области сердца и одышки без обращения к врачам. Начиная с 8 года наблюдения у больных с АГ в дополнение к основному диагнозу врачами констатировались и признаки наличия сердечной недостаточности. Средние значения давности заболевания сердечной недостаточностью составляли 11,3 ± 5,5 года. У 15,9% (11 больных) хронический пиелонефрит, у 10,1% (7 больных) сахарный диабет 2 типа и у 5 больных хронический обструктивный бронхит в стадии ремиссии.
В лечение больных были включены индапамид 1,5 мг, фраксипарин 0,5 п/к, тромбоасс 50мг, пирацетам 5,0 в/в на физрастворе,актовегин 10,0 на физрастворе, больные имевшие пульс более 70 ударов в минуту без патологии бронхолегочного аппарата принимали конкор 2,5-5,0 мг. Пациенты имевшие сопуствующий диагноз ИБС дополнительно получали моносан, изокет 5,0 в/в на физ.растворе, КМА 200 в/в, милдронат 5,0 в/в, вазилип в дозе 10-20 мг. И всем больным в комплексное лечение был назначен кандесар (кандесартанацилексетил) в дозе 8 – 16 мг. Все больные, назначенные препараты переносили хорошо и отмен лекарственных средств по причине наличия побочных эффектов не было.
При госпитализации у 82,6% (57 больных) из 69 наблюдаемых больных АГ диагностирована III степень АГ и лишь у 17,4% (12 больных) больных - II степень. Средний уровень повышения систолического давления больных до стационарного лечения (уровень артериального давления во время госпитализации) составлял 172,5 ± 4,7 мм.рт.ст. и уровень диастолического 100,7 ± 4,3 мм.рт.ст. Причем средний уровень артериального давления женщин при госпитализации статистически достоверно превышал средний уровень давления мужчин. Так средний уровень систолического давления мужчин колебался в пределах 158,6. ± 5,3 мм рт.ст. а женщин – 185,9 ± 4,7 мм.рт.ст. Уровень диастолического давления мужчин на момент госпитализации, так же был значительно ниже уровня давления женщин и составлял 96,6 ± 4,8 мм.рт.ст., а женщин - 104,7 ± 3,9 мм. рт.ст. После получения стационарного лечения у обследованных больных отмечалось значительное улучшение общего состояния и снижения давления. На 10 – 14 день госпитального лечения ( то есть на день выписки из стационара) средний уровень систолического давления был статистически достоверно ниже среднего уровня давления до начала лечения и составлял – 125,1 ± 3,9 мм.рт. ст., средний уровень диастолического давления был 84,4± 3,4 мм. рт.ст. Систолическое давление мужчин колебалось на уровне 123,5 ± 5,4 мм.рт ст., а женщин - 126,8 ± 5,7 мм. рт. ст. Диастолическое давление мужчин составляло в пределах 83,5 ± 5,1 мм.рт.ст., а женщин – 85,3 ± 5,7 мм.рт.ст.
Интенсивное лечение в условиях стационара приводило к быстрой нормализации артериальногодавления и улучшению самочувствия. По выписке больным даны были соответствующие рекомендации по продолжению подобранного лечения в условиях стационара. Больные продолжали принимать в условиях амбулаторно-поликлинического наблюдения рекомендованное лечение.
Таким образом, учитывая уникальный спектр действия АРА и отличную переносимость, патогенетическую обоснованность применения с целью коррекции нарушений в системе ренин-ангиотензин назначение антогонистов рецепторов ангиотензина-IJ в комплексе с гипотензивными препаратами является залогом успешного лечения АГ особенно у женщин независимо от возраста, а так же сопуствующих заболеваний – сахарного диабета, ИБС, обструктивной болезни легких и других. Предпочтение назначения антагонистов рецепторов ангиотензина-IJ больным АГ женщинам вероятно оправдано в силу их более выраженной антигипертензивной эффективности по сравнению с их действием на больных АГ мужчин.
ЛиТераТУра:
- Барышникова Г.А. Роль блокаторов рецепторов ангиотензина в лечении артериальной гипертонии, Кардиология, системные гипертензии №1,2009, стр 26-32.
- Арутюнов Г. П. Перспективы применения антагонистов ангиотензина II// Consilimnmedicum. – 2000. — Т. 2, № 3. – С. 1–6.
- Белоусов Ю. Б. Клиническая эффективность и безопасность ирбесартана у больных мягкой и умеренной артериальной гипертонией. Результаты многоцентрового исследования// Кардиология. – 2000. – № 7. – С. 4–8.
- Преображенский Д.В., Сидоренко Б.А., Батыралиев Т.А. Ингибиторы АПФ и АТ1-блокаторы в клинической практике. Часть первая. М., 2002.
- Поливода С.Н. Антагонисты рецепторов ангиотензина ІІ – клинические аспекты применения// Укр. кардіол. журнал. – 2003.
- Горбась І. М., Смирнова І. П. Динамікастатистично-епі- ДеміспогічнихпоказниківреалізацШрограмипрофілактики і ліку- ванняартерİальноïгİпертензİï в Украïнİ// Укр. кардİол. журнал. – 2003. – № 1. – С. 9–13.
- Чазова И.Е., Беленков Ю.Н., Ратова Л.Г. и др. От идеи к клинической практике. Первые результаты российского национального исследования снижения артериального давления (РОСА). Систем.гипертензии. 2004, 2:18-23.
- Чазова И.Е., Ратова Л.Г. Комбинированная терапия у пациентов с артериальной гипертонией. Системные гипертензии 2010, 2:6-10.