Введение. Полипы желчного пузыря - распространенная патология и к числу се заболеваний она составляет 3-6% [1,2], к числу же всех операций на желчном пузыре – до 10% [4,6], что указывает на то обстоятельство, что полипы не являются редкостью. В последние годы многие исследователи отмечают рост заболеваемости, что, возможно, обусловлено не только увеличением числа больных, но и совершенствованием методов диагностики [3,5,7]. Несмотря на то, что литературные сведения о полипах желчного пузыря достаточно обширны, многие вопросы остаются не решенными. Это, в первую очередь, вопросы дифференциальной диагностики и показаний к оперативному лечению. Идут поиски более современных методов диагностики и обоснования оперативного лечения.
Цель исследования – представить результаты диагностики и лечения больных с полипами желчного пузыря.
Материалы и методы исследования.
Под наблюдением находилось 112 больных с полипами желчного пузыря, которые были оперированы в хирургических отделениях городской клинической больницы № 1 г. Бишкек в период с 2006 по 2011 год включительно. Женщин было 81 (72,3%), мужчин – 31 (27,7%), возраст их колебался от 16 до 72 лет, но большинство поступивших были в возрасте от 30 до 50 лет. Анализ оперированных больных по поводу заболеваний желчного пузыря (в основном ЖКБ) показал, что число оперированных увеличивалось незначительно, а удельный вес больных с полипами возрастал ежегодно. Так, если в 2008 году больные с полипами желчного пузыря составляли 0,57%, то в 2011 году – уже 2,44%. При обследовании больных, помимо общеклинических методов, использовали УЗИ, при котором обращали особое внимание на локализацию, размеры полипов, их основание, бактериологическое исследование желчи, гистологическое исследование удаленных полипов и желчного пузыря и определение функционального состояния печени и почек.
результаты и их обсуждение.
В результате выполненных исследований было установлено, что более частой локализацией было тело желчного пузыря (59,8%), почти в равном числе наблюдений полипы располагались в области дна и шейки пузыря (соответственно, 19,6% и 18,8%) и у двух – в области пузырного протока. Малый размер полипа (до 3-х мм) выявлен лишь у одного больного (0,9%), наиболее часто имели место полипы размером от 5 до 10 мм (53,6%). Одиночные полипы были обнаружены у 46 (46,9%), по два полипа - у 13 (13,3%), и более двух – у 39 (39,8%).
Мы провели анализ семиотики и при этом обнаружили, что специфических симптомов, характерных для данного заболевания, не выявлено. Как правило, имели место симптомы, которые выявляются чаще всего при хроническом холецистите. Ведущим признаком была боль в правом под- реберьи, чаще тупая и только в единичных наблюдениях, при локализации же полипов в области шейки пузыря и протока боль носила приступообразный характер.
При сопоставлении показателей, полученных при УЗИ, и клинических проявлений (болевой синдром) отмечена связь лишь в зависимости от локализации полипов.
При исследовании функционального состояния печени и почек было установлено, что при полипах желчного пузыря возникают нарушения, которые проявлялись в повышении уровня билирубина, хотя и у единичных больных, снижение общего белка и почти у всех наблюдалось повышение уровня трансаминазы (АЛТ, АСТ), а функциональных нарушений почек нами не выявлено.
После обследования и определения характера болезни все больные оперированы. Показанием к оперативному лечению служили: количество полипов более двух, полипы, расположенные на широком основании, размер полипов более 10 мм, полипы, расположенные у шейки и в его протоке, сочетание полипов с конкрементами, возраст старше 60 лет, холестериновые полипы, которые нередко являются причиной острого воспаления желчного пузыря и поджелудочной железы, наличие клинических проявлений заболевания, ухудшающих качество жизни больных.
Операции выполняли под эндотрахеальным наркозом, осуществляли холецистэктомию из доступа в правом подреберье или верхне-срединным доступом.
До операции выполняли УЗИ и определяли расположение желчного пузыря: при высоком расположении, ближе к правому подреберью – косой доступ, при низком и ближе к позвоночнику – верхне-срединный. У 88 больных использован косой мини доступ (5-6 см), а у остальных – верхне-срединный. После лапаротомии и ревизии желчного пузыря стерильным шприцом пунктировали пузырь и брали желчь в количестве 2-3 мл содержимого и переносили в стерильную пробирку для бактериологического исследования. Затруднений при выполнении холецистэктомии не было, у 110 выполнена холецистэктомия от шейки пузыря, а у двух - от дна с раздельной обработкой пузырного протока и артерии. Ложе пузыря ушивали и подпеченочное пространство дренировали. После удаления пузыря осуществляли трансиллюминацию холедоха для исключения в нем конкрементов. Дренаж удаляли на 2 и 3 сутки.
После операции осматривали желчный пузырь, полипы и стенку пузыря с целью верификации (98 чел.). При гистологическом исследовании наиболее часто выявлен гиперпластический полип – у 42 (42,8%), аденоматозные полипы имели место у 23 )23,5%) и холестерозные – у 33 (33,7%), а в стенке желчного пузыря у всех имели место признаки хронического воспаления в виде инфильтрации лимфоцитами и единичными гистиоцитами.
Анализ бактериологического посева желчи, который был выполнен у 38 больных, показал, что у 12 посев желчи роста не дал, кишечная палочка была обнаружена у 12 (31,6%), золотистый стафилококк – у 6 (15,8%), staphylococcus albicaus – у 6 (15,8%), а у 2 – Clebsiella (5,8%) c невысокой обсемененностью (КОЕ 10-4-10--5).
Таким образом, наши исследования показали, что полипы желчного пузыря не являются редкостью, основным методом диагностики является УЗИ, но оно не дает возможности определить характер полипов. При полипах желчного пузыря показано оперативное лечение, так как аденоматозные полипы имеют тенденцию к превращению в злокачественную опухоль, а холестерозные нередко являются причиной воспаления желчного пузыря и поджелудочной железы. Послеоперационный период протекает благоприятно. Бактериологическое исследование желчи и результаты гистологического исследования стенки пузыря дают основание утверждать о важности роли воспалительного процесса в этиопатогенезе полипов.
ЛиТераТУра
- Миспахов Г.Б. Особенности лечебно-диагностической тактики при холестерозе желчного пузыря [Текст] / Г.Б. Миспахов, А.Е. Борисов, В.П. Акинов // Вестник хирургии. - 2011. - № 3. - С. 23-26.
- Никитина М.Н. Полипоз желчного пузыря [Текст] / М.Н. Никитина, С.С. Стегунов, С.И. Пиманов // Новые технологии в медицине: диагностика, лечение, реабилитация. - М., 2002. - С. 67-68.
- Рощинский С.М. Внутрипросветное образование желчного пузыря: результаты ультразвукового исследования [Текст] / С.М. Рощинский // Материалы научно-практ. конф. - М., 1999. - С. 210-211.
- Рудин Э.П. Полипозные образования желчного пузыря [Текст] / Э.П. Рудин, А.В. Упырев, Г.Н. Кондратова // Актуальные вопросы диагностики, лечения хирургических заболеваний: Сб. научню тр. межрегиональной научно-практ. конф. - М., 2003. - С. 83-86.
- Furukawa H. Small polypoid lesions of the helical computed tomography [Text] / H. Furukawa, T. Kosuge, K. Shiwada // Arch. Surg. - 2008. - Vol. 133, # 5. - P. 735-739.
- Helpap B. Cholesterosen und adenomatosen der galleublase [Text] / B. Helpap, A. Hugel // Patologe. - 1998. - Vol.9, # 2. - P. 70-78.
- Koga A. Diagnosis and operative indications for polypoid lesions of the gallbladder [Text] / A. Koga, K. Watanabe, T. Fukugawa // Arch. Surg. - 1998. - Vol. 8. - P. 26-28.