Аннотация
Статья посвящена рассмотрению истории зарождения психоаналитического направления в современном литературоведении. Анализируется использование художественной литературы основателем психоанализа 3.Фрейдом для разработки на ее основе определенных психоаналитических идей и иллюстрации результатов терапевтической деятельности, а также для применения этих идей к осмыслению и интерпретации художественных произведений и проблеме творчества в целом.
Современное литературоведение - это наука, в которой существуют различные направления и школы. Многие из них возникли в начале XX века и продолжают активно развиваться и в настоящее время. Среди множества продуктивно функционирующих школ и направлений особое место занимает психоаналитическое литературоведение.
Оно определенным образом связано с литературоведческими направлениями, в которых основной акцент делался на фигуре автора. Автор изучался комплексно, с учетом таких критериев, как биографический, психологический, идейно-эстетический, творческий. В период романтизма эти направления начали формироваться в психологическую и биографическую школы, а в начале XX века уже представляли собой основные дисциплины в программе университетов и имели хорошо разработанную методику исследования.
Начало XX века ознаменовалось широким влиянием на многие стороны социальной жизни психоанализа Зигмунда Фрейда. Представители гуманитарного знания, в том числе и литературоведы, не стали исключением, они тоже в той или иной мере испытали на себе влияние новаторских идей Фрейда.
Почти сразу с момента своего возникновения учение Фрейда привлекло внимание литературоведов. В одной из своих лекций по введению в психоанализ Фрейд в краткой форме прокомментировал феномен воображения, и это можно считать отправной точкой зарождения психоаналитической концепции в литературоведческой науке [1].
Почти все крупные писатели XX века обратили внимание на психоаналитические идеи. Не для всех эти идеи оказались убедительными, но анализ произведений многих авторов показывает, что они достаточно хорошо знали работы Фрейда.
Неудивительно поэтому, что в начале XX века для большинства представителей гуманитарных наук психоанализ был связан с литературой, психоаналитика и писателя понимали даже в некоторой степени как коллег, ведь зачастую психоаналитики, желая найти доказательства своей теории, апеллировали именно к литературе.
Относительно многих психоаналитических концепций, к которым литературоведы вначале отнеслись с известной долей скепсиса, по прошествии некоторого времени развернулась широкая научная дискуссия. При этом предметом острых полемических споров были и отдельные интерпретации, и психоаналитическая методология в целом.
В настоящее время в рамках психоаналитического литературоведения существуют различные направления, представители каждого из которых добились значительных успехов.
Ряд основных понятий теории Фрейда обязан своим происхождением литературе и литературоведению. В своих произведениях Фрейд часто ссылался на знаменитых писателей и мыслителей, как античных, так и современных ему. Он обратил внимание на то, что фиксируемые им истории болезни пациентов, которых он лечил, весьма схожи с литературными новеллами.
Фрейд, конечно, ни в коей мере не относил себя к литературоведам, однако с целью иллюстрации разработанного им психоаналитического метода он написал целый ряд работ по творчеству Леонардо да Винчи, Шекспира, Гете, Достоевского [2]. Осуществленная им интерпретация содержания таких произведений, как «Гамлет», «Макбет», «Сон в летнюю ночь», «Король Лир», «Братья Карамазовы» вошла в фонд классики психоаналитического литературоведения.
Фрейд считал заслугой литературы всестороннее исследование психической жизни человека и ставил своей целью перевести это художественное исследование на научно-терминологическое основание, концептуально обосновать его.
Фрейда отличала глубокая начитанность, он с самого раннего детства любил читать книги. Это было его любимым занятием. Так, например, произведения Шекспира он впервые прочитал, когда ему было всего восемь лет, и затем на протяжении всей своей жизни постоянно перечитывал и часто цитировал его. Своим друзьям и близким он охотно преподносил книги в качестве подарка и радовался, когда сам получал подобные подарки. Понравившиеся ему книги он рекомендовал для прочтения, а от некоторых советовал отказаться, учитывая возраст читателя. Среди любимых авторов у него были Гомер, Шиллер, Диккенс и др. Он хорошо знал все наиболее значимые литературные новинки и классику, читал В.Скотга, Г.Гейне, И.В.Гете, У.Теккерея, М.Твена, Дж.Байрона. Т.Тассо.
Чтение было для Фрейда не только средством испытать эстетическое наслаждение, но и развивало мышление и давало импульс к исследованию. Его привлекало глубокое проникновение писателей и поэтов в глубины человеческой души. Он считал, что художники слова интуитивно знают и понимают больше, чем ученые мужи.
Флобер, Сервантес, Софокл, Данте, Ибсен, Келлер, Рабле, Франс, Шоу, Элиот, Лессинг, Мольер, Вергилий, Золя, Киплинг, Мопассан - это далеко не полный список имен, которые можно встретить в его эпистолярном наследии. Он мог без раздумий назвать с десяток своих любимых произведений.
Фрейд широко применял психоанализ для толкования художественных произведений.
Тонкий вкус и критический ум ученого позволили Фрейду уже в самом начале его исследовательской работы давать собственные интерпретации художественных текстов. Вначале это наблюдалось только в переписке с друзьями, как, например, трактовка новеллы Мейера «Судья» в письмах В.Флиссу. Это можно считать первой попыткой психоаналитического толкования художественного текста. Впоследствии он часто применял психоаналитический подход к классическим текстам, шедеврам мировой литературы.
Уже в своей первой значительной работе «Толкование сновидений», написанной в 1900 году, Фрейд сделал попытку использовать психоаналитический свой метод, чтобы разъяснить содержание пьесы Шекспира «Гамлет». Он проанализировал, почему Гамлета выказывает нерешительность и не спешит с осуществлением мести за отца. Фрейд выдвинул предположение, что убийство отца, осуществленное его дядей, на самом деле было исполнением его собственного бессознательного желания. По этой причине так надолго отодвигается во времени акт возмездия [3].
После прочтения произведения «Градива» в 1907 г. вышла в свет работа Фрейда «Бред и сны в «Градиве» В.Йенсена»[4]. Произведение Йенсена оказало на него такое сильное воздействие, поскольку явилось художественным доказательством тех мыслей, которые появились у Фрейда в результате аналитических умозаключений. Возникнув вначале в виде теоретической концепции, они затем получили подтверждение в его практической работе как психотерапевта, и то, что потом он увидел отражение созвучного мнения в художественном произведении, очень впечатлило его. Он даже повесил выполненный из гипса слепок рельефа Градивы в своем кабинете.
В работах 1913-1916 гг. он анализировал пьесы Шекспира «Венецианский купец», «Леди Макбет», «Король Лир», пьесу Ибсена «Росмерсхольм».
Фрейда интересовала не только античная и европейская литература. Он был знаком с литературой разных стран и народов, в том числе и с русской литературой,довольно хорошо Пушкина, Лермонтова, Толстого. Особенно ему нравился Д.С.Мережковский, но для трактовки произведений с точки зрения психоанализа его чрезвычайно интересовали личность и творчество Ф.М.Достоевского. В разное времяонпо-разномуотзывался о Достоевском: «Русский путаник», «сильно извращенный невротик» [5,11], но при этом с упоением читал его романистику и в 1928 году даже написал предисловие к роману «Братья Карамазовы» - статью «Достоевский и отцеубийство» [6].
По Фрейду, в деятельности психоаналитиков и писателей есть много общего. Источник и объект для работы у них общие, часто совпадает и конечный итог. Однако способы достижения сходных результатов у них различны. Психоанализ исследует отклоняющиеся от нормы психические проявления у сторонних людей и вскрывает то, что спрятано в бессознательном. А писатель бессознательно исследует бессознательное собственной души и затем облекает свои открытия в художественную форму. То есть психоаналитик работает с психикой своих пациентов, а писатель - со своей собственной. Но психоаналитик свои открытия затем формулирует в виде свойственных человеческой психике закономерностей, в то время как писатель осуществляет их репрезентацию в произведении.
Исследуя природу художественного творчества, Фрейд был весьма критичен. Будучи основателем психоанализа, он в то же время был далек от того, чтобы объявить о его всемогуществе. И применительно к психоаналитическому исследованию художественной литературы он много раз отмечал, что психоанализ имеет ограничения в познании природы творчества, в объяснении различий в процессе сублимации вытесненных бессознательных желаний в творчество в каждом конкретном случае.
Постичь суть художественной гениальности, природу художественного таланта, источник творческого вдохновения, раскрытие художественной техники - на многие подобные вопросы психоанализ, по мысли Фрейда, ответить бессилен.
Вместе с тем он полагал, что, зная теоретические основы психоанализа, можно достичь успеха в глубинном раскрытии мотивов творчества. По его мнению, целесообразно изучение психических закономерностей на примере выдающихся людей и высоко оценивал работу М. Бонапарт, которая за счет использования психоанализа глубоко проанализировала жизнь и творческую деятельность Эдгара По.
Таким образом, с одной стороны, Фрейд использовал художественную литературу для того, чтобы на ее основе разработать определенные психоаналитические идеи, а также проиллюстрировать некоторые результаты своей терапевтической деятельности, а с другой стороны, применял высказанные им идеи к осмыслению и толкованию художественных произведений и проблеме творчества в целом.
Список литературы:
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: курс лекций / Пер. с нем. П.Таращук. - К.: Основы, 1998. - 709 с.
- Фрейд 3. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский. - M.: Эксмо, 2016.- 233 с.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. - M.: Наука, 1989. - 389 с.
- Фрейд 3. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // Фрейд З.Художник и фантазирование. - M.: Республика, 1995. - С. 137-174.
- Лейбин В. М. Психоаналитическое видение литературы // Классический психоанализ и художественная литература. - СПб.: Питер, 2002. - С.5-14.
- Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. Художник и фантизирование. - M.: Наука, 1995. - С. 285-291.