Образ как ряд других важнейших категорий психологии вначале был понят и раскрыт в философии. Исследование указанной проблемы своими корнями уходит в античность и направлено было на установление соответствия с проблемой идеального. Вопрос взаимосвязи образа и его формы решался известными мыслителями Древней Греции. Аристотель, написав первую систематизированную работу о психике,- трактате «О душе» - писал: «душа есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть осуществленным» [1, с. 27]. У него же «...Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем - в будущем которого еще нет. Цель как образ будущего в данном случае, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта...» [1, с.30].
Утверждение того, что образ предстоящего имеет важнейшее значение в создании действия субъекта, встречается в учении римского философа Августина: «Ожидание относится к вещам будущим, память - к прошедшим. C другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет» [1, с. 36].
В ряде исследований образ трактуется через линии согласованности субъекта и объекта, через непосредственное отношение субъекта к действительности. Важнейшая его черта - постижение идеального, соединенного с нравственноэтическими и социальными ценностями и оценочными убеждениями. Образ, который рассматривается как слитность наглядности и абстрагирования, как результат реальной деятельности воображения, создающей особенные модели и осуществляющей мысленные эксперименты.
В современной науке обширно применяют всевозможного рода символические образные мнения, фикции, математические модели идеальных процессов. Их значение определяется в контексте выбранной специальности. Объективность научного познания находится в непосредственной зависимости от соответствия идеального образа реальным объектам и процессам. В теории психологии непосредственно используются такие понятия как «гносеологический образ», «образ науки», «чувственный образ». Следовательно, теоретической основой исследуемой проблемы являются не только отдельные стороны профессиональной деятельности, но и различные аспекты рефлексии при соотнесении профессии и профессионального образа [2].
Проблема образа в психологии определяется как одна из основных и относится к ряду фундаментальных. Важность изучения указанной психологической категории, а именно, категории «образ» объясняется необходимостью решения ряда практических задач. В отечественной психологии достаточное время рассматривалась общая теория образа (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко), активно изучалась значение образа в регуляции поведения человека (А.Г. Ковалев, А.М. Матюшкин, В.В. Столин, А.А. Бодалев). Разносторонне исследовалась динамика познавательной деятельности субъекта, направленной на другого человека, и все глубоко прослеживались отличия в познании субъектов друг друга от познания ими статических объектов (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский ).
Категория образа наиболее полно представлена в такой отрасли психологической науки как инженерная психология и психология труда. В 50-х - 70-х годах 20-го века разными авторами деятельно изучался ряд понятий, употребляемых для характеристики образа, регулирующего предметные действия оператора (летчика-оператора). Были выделены центральные характеристики: «концептуальная модель», «оперативный образ», «образ-цель». Понятие концептуальной модели определено английским психологом А.Т. Белфордом, а в отечественной психологии подробно разрабатывалось В.П. Зинченко. Понятие «оперативный образ» предложено Д.А. Ошаниным. Б.Ф. Ломовым раскрыто еще одна категория инженерной психологии - «образ-цель».
Достаточно полную трактовку понятия «образ» предложил А.Н. Леонтьев в работе «Образ мира», обозначив ведущую роль, которую выполняет образ в процессе психического отражения объективной реальности личностью. Согласно автору, «восприятие носит не пассивный, исключительно реактивный характер, но включает в себя формирование образа окружающей действительности». А.Н. Леонтьев раскрыл понятие о пятом квазиизмерении, в котором раскрывается объективный мир - смысловое поле, системные значения [3]. В отличие от взглядов сторонников гештальтпсихологии он относится к образу как к активному, действующему началу, влияющему не только непосредственно на характер восприятия, но и на мотивационную сферу личности, и далее - на деятельность субъекта. А.Н. Леонтьев указывал на то, что собственно проблема восприятия теоретических сведений должна преподноситься как проблема построения в сознании индивида многоаспектного образа мира, образа объективной реальности. Психологию образа он рассматривал в контексте знания о том, как в процессе своей деятельности субъекты изменяют образ мира, в котором они живут и осуществляют профессиональную деятельность [4].
В работах А.Н. Леонтьева [3] была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном образовании, целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Мы рассматриваем образ профессии у студентов как фрагмент данной системы, включающий в себя представления, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью. Включение в практическую деятельность (одной из форм которой является профессиональная деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа. Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы образного отражения.
Образ, являясь порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие, определяя ее направленность и избирательность. Активная роль образа проявляется в том, что сформировавшийся образ некоторого явления (в том числе, профессиональной деятельности) определяет характер действии человека по отношению к данному явлению. Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого конечного результата собственной деятельности по освоению профессии [4].
Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности - той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели — результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей. Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А.Н. Леонтьева, "неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению" [4] есть проявление дезинтеграции сознания.
Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область — набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы «противостоящих» человеку в труде. Под целями профессиональной деятельности в образе профессии понимается отражение в сознании студента социального смысла данной профессии, ее значения для общества, ее специфических задач. Это есть понимание роли профессии в общественном производстве, что достигается путем раскрытия внутренних связей между осваиваемой деятельностью и ее местом в обществе. Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. «Значение - это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и тому подобное» [4, с. 299].
Разработанный А.Н. Леонтьевым подход к образу мира был конкретизирован в работах С.Д. Смирнова, раскрывающих проблему активности психического отражения. С.Д. Смирнов акцентировал внимание на том, что понятие образа рассматривается как стержневая категория психологии познавательных процессов. В широком смысле образ подвергается анализу в качестве любой (в том числе и абстрактно-логической) субъективной формы отражения действительности; в узком - употребляется для обозначения чувственных форм отражения, обладающих сенсорной (образы ощущения, восприятия) или квазисенсорной (образы памяти, воображения) природой. Целостный образ мира выступает в качестве разрозненного конструкта познавательной сферы личности. Образ мира не формируется из образов отдельных предметов и явлений, а с самого начала развивается и действует как целое. Любой образ является элементом образа мира и сущность его состоит в той функции, которую он реализовывает в целостном отражении реальности [3,4].
Рассмотрение понятия образа мира объясняется профессиональной относительностью образа мира, на что сконцентрировал внимание и сделал предметом анализа Е.А. Климов. Человек в процессе труда предугадывает и предусматривает его продукт. Это предвидение имеет форму построения идеального представления, которое вместе с тем как преднамеренная цель предшествует производству продукта (как материального, так духовного). Эта цель как закон устанавливает способ и характер действий человека, который подчиняет ей свою волю.
Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует появление потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели. Эти понятия имеют разнообразное содержание, но их объединяет понятие идеального. И в идеальном плане они разрешают предвидеть, предусмотреть и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность. Наличие у личности идеального образа его собственной деятельности санкционирует изучение наедине с самим собой ее основания, изменение замыслов своих действий, контроль своих намерений, желаний и чувств, формулирование высказываний, соответствующих конкретной ситуации. Поэтому идеальный образ деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего плана, в котором деятельность реально осуществляется. Исходя из работ многих исследователей (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев), можно выделить три основных уровня психического отражения действительности: «сенсорноперцептивный, представленческий и речемыслительный». На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые появляются при естественном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Понятие о психическом образе является узловым для концепции Д.А. Ошанина. В его понятии образ - это всякое отражение объекта как системы. Соответственно изучение образа сводится: к описанию «структуры образа как отраженной структуры объекта; к анализу структуры образа относительно структуры объекта; к исследованию соотношения двух структур: отражаемой в образе структуры объекта и структуры образа, отражающего объект».
Информация об объекте представлена в образе структурно и расположена на различных уровнях наглядности, конкретности и осознанности, а между различными уровнями имеются постоянные функциональные и структурные зависимости. Д.А. Ошанин устанавливает различия в содержании образа, представленного непосредственным переживанием и определяет его как некую выборку потенциального содержания, информационного аспекта. Он использует понятие главной структуры, то есть той, которая выделяется свободнее и скорее остальных. В качестве ведущей преобладает сенсорная структура объекта.
Благодаря первичной структуре отражение в образе остается довольно экономичным, ничего не теряет от своего потенциального содержания [6]. В поле зрения исследователей «прочно вошло представление о том, что само построение образа ситуации, образа решаемой задачи, образа программы, образа возможных результатов осуществляется всегда под углом зрения решения определенной задачи». В психологических исследованиях образ рассматривается как результат процесса присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного его отражения. В результате этого отражения происходит превращение объекта в его субъективную форму.
Образ собственной профессиональной деятельности формируется с момента выбора этой деятельности. Характер формирования, становления, стабилизации образа профессии зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
Литература:
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - M.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 48 с.
- Иващенко А.В. Я-концспция личности в отечественной психологии. - M., 2008. - 102 с.
- Леонтьев А.П. Образ мира // Избранные психологические произведения. - M.: Педагогика, 1983.-С. 251-261.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. M.: 2001. - 307 с.
- Нарыщкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий "знак" - "символ" и "значение" - "смысл" // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С. 89-99.
- Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н.Л. Мориной, В.И. Козлова. - M.: РАО, 1997. -218 с.