Одной из мобильных и активных групп населения является молодежь. Молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Исследование ценностных ориентаций и социальных аксиом современной молодежи в гендерном аспекте весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень их адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.
Как отмечает, Ж.И. Намазбаева в настоящее время значимыми являются, вопросы анализа культурного наследия страны для передачи положительного прошлого будущим поколениям и в дальнейшем поможет обретению личности благоприятных установок и ценностей у молодых женщин и мужчин[1]. Ценностные ориентации – это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону направленности личности. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.
Также социальные аксиомы и ценностные ориентации находится на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания, однако ценности в отличие от аксиом носят двойственный характер – они социальны и индивидуальны по своей природе, тогда как аксиомы универсальны для большинства культур. Еще одно существенное отличие связано с тем, что ценности при определенных обстоятельствах достаточно динамичны по своей природе, тогда как социальные аксиомы ригидны.
Согласно С. Московичи, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folkscience, по мнению С. Московичи, открывают доступ к фиксации социальных представлений, это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность [2].
Социальное представление необходимо человеку для того, чтобы «приручить» новую информацию, преобразовать «странное» и «незнакомое» в «понятное» и «знакомое». Эта необходимость обусловлена тем, что для человека характерна потребность в понимании смысла окружения, в соответствии с которым он выстраивает линию поведения. Только таким путем можно уменьшить опасность разрушения привычного хода вещей и осмыслить социальную реальность.
Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существуют в определенной культурной группе на протяжении довольно длительного периода времени, существует очень малая вероятность того, чтобы один индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри этой группы. Социальные представления определяются:
- семантическим содержанием;
- общими ценностями и верованиями;
- представлениями о взаимосвязи различных социальных категорий;
- ценностные ориентации и социальные аксиомы универсальны для большинства культур;
- порядок организации ценностных ориентаций и социальных аксиом не исключает наличия противоречий;
- ценностные ориентации и социальные аксиомы существуют в виде некритично принимаемых убеждений (когниции), они могут в большей или меньшей степени быть осознанными (степень осознанности меняет после прохождения личностного кризиса);
- ценностные ориентации и социальные аксиомы находят свое выражение в деятельности и регулируют поведение опосредованно.
Результаты
В соответствии с целью исследования экспериментально изучены ценностные ориентации через применение авторской модификации опросников ценностей Шварца и социальных аксиом для казахстанской выборки.
В исследовании приняли участие 203 респондента, из них 128 женщин и 75 мужчин. Выборка состояла из молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.
Многофакторный дисперсионный анализ выявил значительный многомерный основной эффект по гендеру, Уилкс 'λ = 0,890, F (19000) = 1,841, р<0,019, что указывает, что дисперсионно-ковариационные матрицы достоверно различаются. Это означает, что выполняется главное допущение для многомерных тестов и их результаты могут быть приняты к рассмотрению.
Из таблицы 1видно, что система ценностных ориентаций мужчин и женщин дифференцируется по следующим 6 ценностям:
- Стимуляция (р=0,002, F=9,676);
- Безопасность личная (р=0,031, F=4,702);
- Скромность (р=0,013, F=6,247);
- Универсализм-Толерантность (р=0,000, F=12,691);
- Благожелательность-Забота (р=0,012, F=6,404);
- Благожелательность-Чувство долга (р=0,010, F=6,773).
Показатели таблицы 1указывает, на то, что данная группа ценность лучше сформирована у женщин.
Таблица 1 - Оценки 2-х выборок по гендеру
Зависимая переменная |
Гендер |
Среднее |
Стд. ошибка |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Самостоятельность - Мысли |
женщины |
4,98 |
,05 |
4,8 |
5 |
мужчины |
4,86 |
,07 |
4,7 |
5 |
|
Самостоятельность- Поступки |
женщины |
4,93 |
,06 |
4,8 |
5 |
мужчины |
4,77 |
,09 |
4,5 |
4,9 |
|
Гедонизм |
женщины |
4,48 |
,07 |
4,3 |
4,6 |
мужчины |
4,43 |
,09 |
4,2 |
4,6 |
|
Стимуляция |
женщины |
4,43 |
,06 |
4,3 |
4,5 |
мужчины |
4,11 |
,08 |
3,9 |
4,2 |
|
Достижение |
женщины |
4,66 |
,07 |
4,5 |
4,8 |
мужчины |
4,54 |
,09 |
4,3 |
4,7 |
|
Власть- доминирование |
женщины |
3,42 |
,09 |
3,2 |
3,6 |
мужчины |
3,5 |
,12 |
3,2 |
3,7 |
|
Власть-Ресурсы |
женщины |
3,65 |
,08 |
3,4 |
3,8 |
мужчины |
3,67 |
,11 |
3,4 |
3,8 |
Репутация |
женщины |
5,11 |
,05 |
4,9 |
5,2 |
мужчины |
4,94 |
,07 |
4,7 |
5 |
|
Безопасность-Личная |
женщины |
4,85 |
,06 |
4,7 |
4,9 |
мужчины |
4,63 |
,08 |
4,4 |
4,7 |
|
Безопасность Социальная |
женщины |
4,86 |
,07 |
4,7 |
5 |
мужчины |
4,73 |
,09 |
4,5 |
4,9 |
|
Традиция |
женщины |
4,33 |
,08 |
4,1 |
4,4 |
мужчины |
4,25 |
,11 |
4 |
4,4 |
|
Конформность правила |
женщины |
4,14 |
,08 |
3,9 |
4,3 |
мужчины |
3,91 |
,1 |
3,7 |
4,1 |
|
Конформность межличностная |
женщины |
4,28 |
,07 |
4,1 |
4,4 |
мужчины |
4,24 |
,09 |
4 |
4,4 |
|
Скромность |
женщины |
4,43 |
,06 |
4,3 |
4,5 |
мужчины |
4,15 |
,09 |
3,9 |
4,3 |
|
Универсализм Забота о природе |
женщины |
4,15 |
,07 |
4 |
4,3 |
мужчины |
3,99 |
,1 |
3,7 |
4,2 |
|
Универсализм Забота о других |
женщины |
4,71 |
,07 |
4,5 |
4,8 |
мужчины |
4,48 |
,09 |
4,2 |
4,6 |
|
Универсализм Толерантнсть |
женщины |
4,4 |
,07 |
4,2 |
4,5 |
мужчины |
3,96 |
,09 |
3,7 |
4,1 |
|
Благожелательность – Забота |
женщины |
5,22 |
,06 |
5 |
5,3 |
мужчины |
4,95 |
,08 |
4,7 |
5,1 |
|
Благожлательность – Чувство долга |
женщины |
5,2 |
,07 |
5 |
5,3 |
мужчины |
4,9 |
,09 |
4,7 |
5 |
Рисунок 11 - Оценки 2-х выборок по гендеру
То есть женщины больше, чем мужчины ориентированы на стремление к новизне и переменам, безопасность непосредственного окружения, признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни, принятие и понимание тех, кто отличается от тебя, преданность группе и благополучие ее членов и стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы.
Большая часть ценностей соответствует традиционной женской роли, исключение составляет ценность стимуляции, что указывает на наличие трансформации социальных представлений традиционной женской роли. Отметим, что различия касаются трех метаценностей Самоопределения, Самосохранения и Открытости изменениям.
Так же выявлены 13 ценностных ориентаций, которые объединяют оба пола:
- Самостоятельность-Мысли
- Самостоятельность-Поступки
- Гедонизм
- Достижение
- Власть-доминирование
- Власть-Ресурсы
- Репутация
- Безопасность Социальная
- Традиция
- Конформность правила
- Конформность межличностная
- Универсализм Забота о природе
- Универсализм Забота о других
Как мы видим, мужчины, и женщины одинаково направлены на развитие способностей и идей, на свободу определять собственные действия, на стремление к успеху, стремление оказывать влияние посредством контроля. Выявленные сходства и различия, в системе ценностей мужчин и женщин, указывают на наличие трансформационных процессов связанных с изменением представлений о традиционно мужских и женских ролях.
Результаты множественного дисперсионного анализа (MANOVA) на казахстанской выборке (Опросник Социальных Аксиом)
Таблица 46 - Оценки 2-х выборок по гендеру
Зависимая |
Гендер |
Среднее |
Стд ошибка |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Социальный |
женщины |
3,13 |
,04 |
3 |
3,2 |
цинизм |
мужчины |
3,43 |
,06 |
3,3 |
3,5 |
Награда за усилия |
женщины |
4,09 |
,04 |
4 |
4,1 |
мужчины |
4,02 |
,05 |
3,9 |
4,1 |
|
Социальная |
женщины |
3,98 |
,03 |
3,9 |
4 |
сложность |
мужчины |
3,93 |
,04 |
3,8 |
4 |
Контроль судьбы |
женщины |
3,06 |
,03 |
2,9 |
3,1 |
мужчины |
3,19 |
,04 |
3 |
3,2 |
|
Духовность |
женщины |
3,19 |
,04 |
3,1 |
3,2 |
мужчины |
3,29 |
,06= |
3,1 |
3,4 |
В результате исследования экспериментально установлены гендерные различия в особенности ценностных ориентаций и социальных аксиом современной, что позволяет прогнозировать и оптимизировать пути формирования и развития базовых ценностей, убеждений и личности.
Несмотря на то что, на глубинные систематические трансформации казахстанского общества, ценностные ориентации тяготеют к сохранению базового ценностного компонента как у мужчин, так и у женщин. Ценностные ориентации имеют общий характер в разных гендерных группах. Ценностные ориентации молодых казахстанцев реализуются через механизмы роста и развития, самозащиты.
Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день, проблема содержания ценностносмысловой сферы в условиях адаптации к новым социальным реалиям очевидна. В этой связи, развитие духового и социально-культурного потенциала страны является одним из стратегических направлений Республики Казахстан, позволяющего сформировать систему основных базисных ценностей и убеждений через национальную идею государственной политики, направленной на воспитание «творческих» лидеров, конкурентно-способных, самодостаточных специалистов [5].
- Аймаганбетова О.Х., Касымова Л.С. Из опыта адаптации «Опросника Социальных аксиом» для казахстанской выборки// материалы ежегодного международной конгресса «Психология ХХI cтолетия»/под ред. Козлова В.В.–Ярославль, ЯрГУ, 2015. - С.812
- Дагаева Е.А. Имидж как социально-психологический феномен: теоретикометодологические аспекты изучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. – №4(1). – С. 368–373.
- Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. - М.: Институт психологии РАН, 2002. – Ч. 3. - С. 88–103.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. – Т.16, №1. – С. 3-18; №2. – С. 3-14.
- Намазбаева Ж.И., Запрягаев Г.Г., Р.К. Луцкина Истоки развития психологии и дефектологии в Казахстане. - Алматы: НИИ Психологии КазНПУ им Абая, 2012. - 424 с.