Аннотация. В данной статье рассматривается релятивизм этической оценки исторических событий Великой Отечественной войны. А также вопрос сегодняшней социализации молодёжи и гармонизации ее отношений со старшим поколением и со своим историческим наследием.
Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. дифференцирована. Для одних это предмет гордости за свою страну, для других, напротив, вызывает отрицательные эмоции. А желает ли человек знать всю правду о вчерашнем дне, нужно ли это знание ему в дне сегодняшнем? В прошлом существует оправдание ошибок настоящего. И тут сталкиваются политические, государственные интересы. В сегодняшнем мире особое значение приобретает проблема развития, сохранения и реализации интеллектуального, духовного и культурного потенциала общества. В этой ситуации изучение истории прошлого содействует формированию духовных ценностей.
Какие ценности, принципы, идеалы принимает, а какие отвергает молодое поколение – вот главная проблема в сегодняшней социализации молодежи и в гармонизации ее отношений со старшим поколением и со своим историческим наследием. «Ценности и нормы, определявшие процесс самоидентификации личности, неожиданно изменили свое значение, а общепринятые цели деятельности оказались лишенными смысла» [1].
Этим определяется необходимость выработки новой духовной доминанты просвещения и воспитания, которая должна быть отражена в концептуальных моделях, содержащих современную картину мира и высшие абсолютные человеческие ценности, нравственные принципы и заповеди. Это важно еще и потому, что ценностные мировоззренческие универсалии способны продуктивно разрешать проблемы и противоречия, связанные с необходимостью плодотворного межкультурного, межэтнического и межконфессионального диалога и взаимодействия. И здесь лепту должны внести исследователи прошлого.
Сегодня, читая периодическую литературу, мы сталкиваемся с тем, что все события Второй мировой войны подвергаются переоцнке. На историческую память повлияли события, приведшие к распаду СССР и появлению на карте независимых государств СНГ. Память о войне подвергается атакам как извне, так и изнутри. Так все казахстанцы являются свидетелями участившихся споров в прессе по вопросу подвига 28 панфиловцев. Политики, историки необоснованно фальсифицируют историю. А ведь память об этой войне является одной из немногих основ укрепления национального самосознания. Для Казахстана память о Великой победе, о ее героях выступает фактором единения народа. Критика, домыслы и неправильная интерпретация военных событий может привести и приводит к развитию отрицательных эмоций, не способствует консолидации общественного мнения. Забывается факт, что советский народ спас Европу от политики Гитлера направленную на уничтожение народов. Исторические события создали условия для образования Организации Объединенных наций и утверждения ценностей согласия и единства в мире. Главный итог войны избавить будущие поколения от уничтожения людей, но войны продолжаются, и люди в угоду политики убивают друг друга.
Одним из факторов сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне остается наука. Накоплена богатейшая историография, множество монографий, книг, брошюр о военных днях 1941-1945 годов.
Авторы публицистической литературы не обращаются к методологии конкретноисторических трудов и это искажает освещение прошлого.
Все дальше уходит от нас события Великой Отечественной войны, а сегодня уже на 75 лет дальше, и сильнее должно быть чувство благодарности и долга перед всеми, кто защищал Родину от фашизма. Должно расти понимание того, что историческая память сохраняет для потомков их усилия, упорство, подвиг… Все это источники победы над врагом и это должно оставаться в основе взаимоотношений различных государств. Отстаивание правды о войне позволит эффективно содействовать формированию исторической памяти, национального самосознания, патриотизма.
«Проблема современного образования видится нам в том, что, утратив прежние четкие мировоззренческие ориентиры, оно потеряло во многом и задачу мировоззренческого воспитания (самоопределения) личности». Вряд ли можно уповать на то, что любая существующая парадигма в образовании естественным образом способствует этому процессу. Таким образом, разрешение обозначенных противоречий требует анализа и оценки парадигмальных оснований современного образования» [2].
Поэтому изменения в мировоззрении казахстанцев принципиально аналогичны тем изменениям, которые происходят в мировоззрении жителей многих других стран ближнего и дальнего зарубежья. Они связаны с указанным выше обстоятельством – плюрализацией современной жизни, контаминацией множества мировоззрений, порой совершенно несовместимых друг с другом. Идейный плюрализм при этом проявляется не только по отношению к тому или иному обществу в целом, но, хуже всего по отношению к отдельной личности. Мировоззренческий плюрализм как принцип мироотношения индивида – это, по существу, полная аморфность, неопределенность его взглядов, которая чревата опасными последствиями. Человек, лишенный твердой мировоззренческой почвы, способен менять свои жизненные и социально-политические ориентации, подобно флюгеру. Размывание социальной стратификации, а с ней – социальной стабильности и норм человеческого общежития – возможна цена такого «плюралистического» мировоззрения. Весьма опасна подобная неопределенность в науке, где в последнее время можно в одной и той же работе встретить ссылки на «методологический плюрализм» исследователя. Такого рода исследования грешат существенной методологической разбалансировкой, смешениями истинного и ложного.
Лишь целостность в изучении культурно-исторического прошлого может стать основанием мировоззренческого и духовно-нравственного самоопределения человека, авторитетной инстанцией самооценки личностью истинности или ложности ее экзистенциальных решений. Ситуация плюрализма подходов к историческому прошлому закономерно выдвигает на первый план задачу создания единого представления к историческому прошлому о Великой Отечественнной войне 1941-1945 гг. Историческая память может с одной стороны, выступать фактором, укрепляющим национальную идентичность, а с другой стороны, может порождать конфликты. Для формирования исторической памяти, чувства патриотизма, национального сознания государству следует контролировать образовательную систему. Вероятно, пора уже создавать систему социокультурных и политических образов и символов, которые определили бы представления личности, особенно молодого поколения, о социальной реальности.
Здесь возникает сложный вопрос о том, что же является сердцевиной, ядром этой системы социокультурных и политических образов и символов?
На наш взгляд, таковой является мораль, которая незримо присутствуя в каждой клетке общества, стягивает все явления духовной жизни в единое целое. Собственно говоря, быть человеком – это значит быть нравственным существом, прислушиваться к голосу совести – этому внутреннему Богу человека. Центральное место морали в духовной жизни объясняется тем, что ее императивы всегда выходят за пределы сиюминутных выгод, ибо быть в обществе означает быть взаимосвязанным с другими людьми, стало быть, учитывать и их жизненные устремления. Во-вторых, мораль всеохватна, в силу этого все стороны жизни общества подвергаются нравственной оценке. Жизненный опыт многих поколений в истории развития человечества, особенно в годы Великой Отечественной войны, показывает, что без высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Отсюда необходимость создания в обществе ауры порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры [3].
В казахском языке есть понятия «каганат» и «канагат», что означают «государственность» и «удовлетворенность малым», тем, что имеешь. «Честь», «доброе имя» всегда была у казахов выше материального обладания. В течение столетий молодежь была ориентирована на то, чтобы “быть восьмигранным, но с одной сокровенной сутью” (жігіт сегіз қырлы, бір сырлы болуы керек), концепция «бытия» всегда преобладала над обладанием. В современных условиях принцип «канагат» приобретает, можно сказать, вселенское значение, когда «потребительское общество» переживает глубочайший кризис.
Таким образом, задача очередного этапа модернизации общества заключается в возвращении к своим истокам, но обогащенной предыдущим опытом. Моральные ценности как высшее достижение человечества, (а не материальное тело общества, которое постоянно меняется) должны стать основным регулятором человеческих взаимоотношений как во внутренней, так и во внешней политике.
Список использованных истоников:
- Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Политические представления в контексте исторической памяти: обращение к прошлому в ситуации кризиса идентичности. // http://сyberleninka.ru/article.
- Берестовицкая С.Э. К проблеме становления новой парадигмы образования. // http://www.berestovitskya.ru/nauchnaya-deyatelnost.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. — М: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603, с.