Резюме
Сегодня, в XXI веке, в системе медико-биологического образования первостепенное значение приобретает взаимодействие и синтез естественных и гуманитарных дисциплин. Одним из путей решения этой задачи является освоение будущими специалистами основ биомедицинской этики. Современная биомедицинская этика основывается на богатых философских и религиозных традициях, сохраняет историческую преемственность с традиционной профессиональной медицинс-кой этикой.[1] Истоки биоэтических учений Западной философии несомненно имеют большое значение в формировании и развитии мусульманской биоэтики, связанной с многими ее понятиями. Однако, последние 35 лет, в течение которых развивается мусульманская биоэтика, показали ее особенности и приоритеты. Они касаются не только религиозного сознания, но и социо-культурных, философских, правовых и других аспектов.
Ключевые слова: «адабнома», Исхак ибн Ал-Рухави, Ар-Рази, Ибн-Сина, Маймонида, Адаб ал-Табиб, Ахлак ал-Табиб, просвещенный ислам и медицинская этика, мусульманская биоэтика, ключевые проблемы мусульманской биоэтики.
Целью данного исследования является рассмотрение древних источников био-этики ислама, к которым могут быть отнесены: практическая этика врача Ал-Рухави (Ishaq ibn Ali Al- Ruhawi), «Канон врачебной науки» Авиценны, «Adab Al-Tabib», «Духовная медицина» Ар-Рази и многие другие, которые стали образцом классики в анналах медицинской этики.
Материалы и методы: Труды древних мыслителей, составивших духовный базис в исламском медицинском кодексе, биоэтике, экологической и биомедицинской этике, восточ-ная традиция философствования, основанная на исламе, ее синкретичность в связи с чем сформировалось учение о должном поведении воспитанного человека – «адабнома». Методологической основой являются общенаучные методы, исторический и сравнительный анализ.
Результаты и обсуждение: Синкретичность восточной традиции философствования породила термин, не имеющий аналогов в европейской культуре - «адаб», учение о должном поведении воспитанного человека - «адабнома».
Классические источники, образцы медицинской этики, составляющие духовный базис мусульманского медицинского кодекса- древние рукописи Исхак ибн Ал-Рухави, Ар-Рази, ИбнСина, Маймонида, которые создали систему моральных ценностей Адаб ал-Табиб. Она может адаптировать древнее знание и к биоэтике XXI века. Еще в 9-м веке, врач Исхак бин Ал-Рухави написал первый трактат по медицинской этике - Адаб ал-Табиб. Он считает, что цель врача нести добро и благо человеческому роду, родственникам, друзьям и даже нашим врагам. Бог наложил на врачей клятву не изобретать ядов [2 ]
В Адаб ал-Табиб Ал-Рухави говорит о законодательной практике и наказаниях за ложь и некомпетентность врачей, предполагает экстремальные наказания для врачей, которые позволяют пациентам умереть из-за своей халатности, некомпетентности вплоть до смертной казни.
Другой величайший врач, философ, ученый энциклопедист исламской цивилизации, Абу Бакра Мухаммад ибн Закария ал Рази (865-925). В книге Ар-Рази Ахлак ал-Табиб, представлена модель мусульманской медицинской этики.[3.] Для врача важно не только быть профессионалом в своей области, но и быть примером во всех отношениях. Его идеи в медицинской этике были подразделены на следующие понятия: ответственность врача перед пациентом, ответственность пациента перед самими собой, а также ответственность пациента перед врачом.
Согласно Aр-Рази, врач, практикуя, должен продолжить заниматься своим образованием, стремиться к получению новых знаний. Он рекомендует, чтобы врачи были добродетельными, скромными, стремились заслужить уважение своих пациентов. Врач имеет обязательства перед пациентами. В первую очередь, проявляя сострадание, должен быть внимательным, любезным. Вслед за Клятвой Гиппократа Aр-Рази, считал, что вторая обязанность врача- держать в секрете, то, что он узнал в процессе лечения своих пациентов. Другая обязанность врача всячески морально и психологически поддерживать пациента, внушать ему надежду на выздоровление, даже если надежды нет. Врач обязан, считает Aр-Рази, обращаться со всеми пациентами одинаково, независимо от их богатства. Целью врача должны быть не деньги, но само лечение и здоровье пациента. Врачи должны проявлять внимание к лечению бедных и бездомных. С другой стороны, пациент имеет также обязанности перед врачом. Итак, работа Ал- Рухави Адаб ал Табиб - великолепная иллюстрация проблем профессиональной ответственности и этических дилемм, которые и сегодня актуальны в медицине. Ахлак ал Табиб Абу Бакра Мухаммад ибн Закария Ар Рази, получившего звание Галена Арабов - несомненно одно из наиболее выдающихся достижений в медицине
Ислам имеет единые источники: Коран, Шариат и Хадисы. Мусульманская медицинская этика как в прошлом, так и сегодня полагается на традицию закона ислама. При этом следует учитывать некоторые имеющиеся внутренние различия в философии и теории ислама, его правовых школах. Следовательно, имеются различия не только внеш-ние, с основными Западными философскими теориями, перспективами по вопросам меди-цинской этики, но и внутренние, обусловленные различными направлениями в самом исламе.
Среди важнейших событий, которые имели значение в развитии исламской биоэтики, следует отметить издание «Руководства к международным этическим принципам, включающим биомедицинские исследования человека (в перспективе ислама), Женева, 2004. Руководство подготовлено и издано Советом Международных Организаций Медицинских Наук (CIOMS) в сотрудничестве с ВОЗ и Исламской Организацией Медицинских Наук (IOMS) в Женеве в 2004. Общие принципы профессиональной этики мусульманского врача предусматривают что, все исследования с людьми должны быть проведены в соответствии с тремя основными этическими принципами, а именно: уважения автономии личности, великодушия и законности.
Каждый этический принцип сопровождается комментариями из Корана или принципами, законами исламской юриспруденции, которые подтверждают этот принцип. При привлечении к участию в исследовании представителей уязвимых контингентов (несовершеннолетние, лица с нарушенными психическими возможностями, инвалиды, неизлечимо больные, пациенты в коматозном состоянии и т. д.), им также должна быть предоставлена возможность выбора – участвовать или не участвовать (в той мере, насколько они это могут сделать). Их возражения не должны игнорироваться, их права должны быть тщательно защищены. Каждая группа таких лиц должна рассматриваться отдельно.[4]. Уважение к индивидуумам включает получение информированного согласия на участие в исследовании от третьих лиц (например, свидетель) с целью усиления защиты прав испытуемых. Согласие на участие должно быть добровольным. Недопустимо насилие или неоправданное давление для получения согласия на участие в исследовании, особенно у представителей уязвимых контингентов. В правилах юриспруденции ислама:
- «Любое действие, которое приносит вред или препятствует пользе, должно быть запрещено».
- «Обязательное предотвращение большего зла, когда из двух зол выбирают меньшее».
- Закон Ислама призывает к распознаванию, предотвращению и уменьшению вреда.
Этические требования являются предварительным условием для исследования, они часть научно-исследовательского управления и критерий научно-исследовательского качества, которые, не должны превращаться в препятствие. Это условие требует новых и дополнительных качеств со стороны исследователя, требуется специальное образование (биоэтика, биомедицина) и подготовка исследователей. Поэтому, не все, что может быть осуществлено с точки зрения научно-технических возможностей может быть разрешено этически.
В настоящее время продолжают исследоваться общественные, юридические, экономические аспекты этических вопросов ключевых проблем биоэтики в области здравоохранения, медицины и биомедицинских технологий в контексте исламского вероучения.
Ключевыми элементами биомедицинской этики в исламе являются понятия человеческой личности и смерти. Представление о человеческой личности определяет отношение верующего к такому акту, как добровольное прерывание беременности или к деторождению при участии медицины. С определением смерти связана трансплантация органов, особенно в тех случаях, когда речь идет о жизненно важных органах скончавшегося донора. С этим же определением связан и выбор по отношению к интенсивной терапии и к эвтаназии.
В истории развития исламской биоэтики, как новой формы научного знания в ХХ века, большое значение имеет создание исламской организации медицинской науки IOMS и проведение первой (1981,Кувейт) и второй конференции исламской организации медицинских наук в Кувейте (1982г), где был принят кодекс исламской медицинской этики. Принятие в 1982г на второй международной конференции исламской организации медицинской науки кодекса стало отправной точкой в развитии исламской биоэтики. Особое внимание уделено святости человеческой жизни, медицинскому образованию, актуальным проблемам исламской медицины.
За последние 35 лет на повестку дня были поставлены и рассмотрены такие вопросы биоэтики в исламе как: пересадка органов и/ или тканей, критерии смерти мозга, принципы помощи и технологии в отделении интенсивной терапии, проблемы репродуктивных технологий, клонирования, генно-инженерных биотехнологий, СПИДа, оказания психиатрической помощи и т.д. Были проведены международные конференции исламской организацией медицины (IOMS) в Кувейте, Стамбуле, Карачи, Каире и т.д. Рассмотрены различные ключевые проблемы биоэтики, права ребенка, уделено внимание духовному развитию, нравственному компоненту медицинских образовательных программ, чтобы с их помощью подготовить мусульманского врача.
Медицина ислама эклектична, она выбирает наилучшие, современные, доступные медицинские технологии, совместимые с духом Шариата и исламским обществом. Юристы ищут и находят ответы, чтобы решать проблемы, поставленные современной жизнью. Вспомогательные понятия направлены на совмещение с руководящими принципами Шариата для того, чтобы мусульманские пациенты могли использовать на благо своего здоровья современные медицинские методы и технологии, не нарушая принципы ислама. Синкретизм восточной традиции выражен еще и в том, что многие мусульмане, в том числе и в светских государствах нашего региона Центральной Азии, стремятся придерживаться своей религии почти во всех сферах жизни. Государства Центральной Азии - светские государства, но здесь проживают верующие различных конфессий. Поэтому очень важен учет социально - культурных реалий собственных исторических и национальных традиций, изучение опыта в принятии решений по ключевым проблемам биоэтики в мировой практике в контексте не только мусульманского, но и других вероучений.
Биоэтика сегодня - социально-значимая область знания, разрабатывающая стандарты этико-правового обеспечения благополучия человека в сфере здравоохранения, медицинской науки, образования.
Выводы
Вооружая врача знаниями о законах и принципах трансформации духовного начала в человеке, Ал-Рухави, Ар-Рази и Ибн Сина создают философскую основу для поведенческих стандартов как врача, так и умирающего больного. В отличии от христианства, ислам регулирует все сферы жизни, определяет не только культурные, социальные, правовые вопросы, но проникает в межличностные отношения членов мусульманской общины. В настоящее время продолжают исследоваться общественные, юридические, экономические аспекты этических вопросов, ключевых проблем биоэтики в области здравоохранения, медицины и биомедицинских технологий в контексте мусульманского вероучения Произведения, написанные в эпоху Восточного Возрождения, при углубленном прочтении могут дать ориентиры не только для обогащения теории биоэтики, но и служить руководством к действию, работать как механизм гуманизации современной медицины и здравоохранения. Заложенная в нем биоэтическая основа, в которой медицина и достойный образ жизни составляют единую философию здоровья сегодня, не только не потеряли своей актуальности, но во многом опережают наши представления об этике врача.
Литература
- .Mukhamedova Z. M. Bioethics in Uzbekistan: History, Issues, Prospects Singapore Vol 7, No 5 (2015)501-511
- .Hassan Chamsi-Pasha, FRCP (Glasg), FACC, Mohammed A. Albar, MD, FRCP. Islamic medical ethics a thousand years ago www. smj.org.sa Saudi Med J 2013; Vol. 34 (7) Р 673-675; Aksoy S.The religious tradition of Ishaq ibn Ali al-Ruhawi: the author of the first medical ethics book in Islamic medicine. JISHIM 2004;3:9-11
- .Karaman H. Abu Bakr Al Razi (Rhazes) and Medical Ethics. Ondokuz Mayis University Review of the Faculty of Divinity 2011; 30: 77-87.
- .Мухамедова З. М. Актуальные проблемы развития биоэтики в исламской религии ХХI века. // Фалсафа ва ҳуқуқ. Философия и право. Philosophy and law. 2006, №3. - С. 87 – 89.; Мухамедова З. М. ХХI Ислом биоэтикаси муаммолари ва қарама –қаршиликлари. Toshkent Islom Universiteti. Scientific-Analytic Bulletin.2006, №3. -Б.37-43: