Введение. Одним из наиболее чувствительных биологических показателей, отражающих качество окружающей среды в экологически неблагополучных регионах, является состояние здоровья подрастающего поколения. Так эпидемиологические исследования, проведенные
ведущими учеными стран Евросоюза, показали, что у детей под воздействием отрицательных факторов среды обитания наблюдается рост числа хронических заболеваний органов дыхания [1,2]. Снижение иммунного статуса продуцирует значительную заболеваемость детей и подростков инфекционными заболеваниями. Нельзя исключить связи болезней органов дыхания с атмосферным переносом вредных солей и пыли, поднимаемых с осушенного дна Аральского моря, а высокой минерализации воды с этиологией заболеваний пищеварительной системы [3].
Цель исследования. Изучение здоровья подростков, как основного индикатора состояния здоровья населения, в экологически неблагополучном регионе Приаралья.
Результаты и обсуждения. Анализ общей среднемноголетней заболеваемости среди подростков Кызылординской области за последние десять лет показал, что по Казалинскому и Жалагашскому районам показатели превышали средние значения по РК в 1,2 раза. В остальных районах показатели были значительно ниже среднереспубликанских уровней.
Среди классов болезней (МКБ-10), согласно ранжированиюу подростков, лидировали болезни органов дыхания, органов пищеварения, крови, кроветворных органов и иммунной системы, мочеполовой систем и болезни кожи и подкожной клетчатки. Пять лидирующих классов входящих в группу предположительно можно отнести к экологически обусловленным заболеваниям (рисунок).
По нашему мнению, эти заболевания свидетельствуюто прямом и косвенном влияния неблагоприятных токсических веществ региона на здоровье подрастающего поколения. Так, нельзя исключить связи болезней органов дыхания с переносом вредных солей и пыли, поднимаемых с осушенного дна Аральского моря, низкого качества и высокой минерализации воды с этиологией заболеваний пищеварительной системы и почек.
На долю лидирующих классов заболеваний приходилось 73,6%, остальные классы болезней составили 26,4%. Это были: травмы и отравления (5,5%); болезни глаза и его придатков (5,1%), уха и сосцевидного отростка (4,9%); болезни нервной системы (3,0%), инфекции и паразитарные болезни (2,7%), эндокринные болезни, расстройства питания и обмена веществ (1,9%), болезни костно-мышечной системы (1,5%), системы кровообращения (1,3%), врожденные аномалии и хромосомные нарушения (0,3%), психические расстройства и расстройства поведения (0,2%) и новообразования (0,04%) (Рисунок 1).
При анализе уровней общей заболеваемости среди подростков, проживающих в исследуемых районах Кызылординской области, в динамике наблюдалось снижение показателя на 25%. Наиболее нестабильная динамика наблюдалась в Казалинском районе, обозначенном как зона экологической катастрофы, где пик прироста заболеваемости в 2006-2008 годах был в 2-3 раза выше республиканских показателей. Затем показатели за период с 2007г. по 2013г. уменьшились на 70,8%. Несмотря на то, что Аральский район также входит в зону экологической катастрофы, уровень заболеваемости в целом в нем был ниже республиканских показателей.
Вывод. Таким образом, на основании проведенного анализа, виден неблагополучно высокий рост показателей заболеваемости среди подростков по классам предположительно экологически обусловленных болезней в Казалинском районе. В целом необходимо отметить превалирующую благоприятную динамику в снижении заболеваемости у подростков, что отражает качество работы медицинских учреждений. Настораживает неблагоприятная динамика по ряду классов болезней в Жалагашском районе.
Список литературы
- Мажитова З.Х. Национальный профиль здоровья детей в экологически неблагополучных регионах Республики Казахстан //Экологически зависимые болезни у детей (клиника, патоморфогенез, диагностика, лечение, реабилитация).-Алматы, -2007, 9-11.
- Исенова Д.Б. Показатели тофи-технологии для моделирования экосистемы Каспийского моря //Вестник КазНТУ им. К.И. Сатпаева. -2009, №2 (72). 40-44.
- Нуржанова А.А. Проблема загрязнения окружающей среды устаревшими пестицидами //Доклады НАН РК. -2008, №4. 20-24.