Введение. Успех профессиональной деятельности медицинского работника в эпоху, названную эпохой «фармагеддона» связан с осознанием ловушек и перспектив своей деятельности. Субъективные и субъектные контексты постановки диагноза изучаются многими специалистами, отмечающими роль внутренней картины болезни и здоровья, а также понимания себя и мира в целом в возникновении, течении и лечении заболеваний, включая отношения человека к фармакологическим аспектам лечения и профилактики заболеваний. Выделяются две крайние позиции: медицина может все, помогает и возвращает к жизни, и медицина не может ничего, вредит здоровью, убивая. Наряду с традиционными исследованиями в области организации и осуществления медикаментозного и иных видов лечения, в современной науке и практике осуществляется критика медицинской парадигмы помощи, указывается важность формирования интегративных, в том числе социально-психолого-медицинских подходов к психическим и психосоматическим нарушениям и их исцелению. Отмечается неэффективность психиатрии и классической медицины в целом, медицинского подхода, эксплуатирующего «мифы о болезнях». Все чаще указывается на «токсичность» («toxic») медицины, ее вред для личности и общества, необходимость «де-медикализации» («de-medicalizing misery»).
Цель исследования: Цель исследования - анализ наиболее актуальных социальнопсихологических проблем медицинской помощи.
Материалы и методы: Анализ современных (последние 10 лет) публикаций в области проблем медицинской и психиатрической помощи позволил выделить ряд важных аспектов [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].
Результаты: Медицина и ее разделы начали выступать в современном мире как формы не то политического, не то экономического, не то религиозного сознания и опыта: в некоторых сообществах происходит обожествление медицины, в том числе психиатрии и психотерапии которые, по сути, не более, чем «науки лжи», переполненные ошибками, казусами и неточностями, в некоторых медицина становится способом контроля (власти) над населением, во многих - успешным бизнесом, менее всего заинтересованным в том, чтобы излечить заболевания [6; 7; 8; 9; 10; 11; 14; 15].
Существование медицины связано с осуществляемой в интересах профессионального сообщества, а также социально-политических и социально-экономических интересах управляющих сообществом лиц, целенаправленной «мануфактурой жертв» - пациентов. Скандалы по поводу ложных диагнозов и коррупции в медицине стали практически регулярными. Медицинская «индустрия» (therapy industry, manufacturing victims) эксплуатирует общество, мешая людям самостоятельно решать их проблемы и использовать внутренние силы, внушая несоответствующие реальности идеи о «закономерности» тех или иных заболеваний, их излечимости или неизлечимости и т.д., умалчивая, что позиция медицинского работника - одна из существующих, ограниченная и неполная.
Исследователи концентрируют внимание на злоупотреблениях людьми лекарствами, особенно модифицирующими психическое и соматическое состояние: своеобразного «фармагеддона» (pharmageddon). Отмечаются «парадоксы пациентов» (patient paradox), связанные с тем, что многочисленные заблуждения и откровенные фальсификации в психиатрии и иных медицинских практиках, вместо пользы приносят пациенту вред, однако, пациент может считать этот вред пользой.
Все это говорит о важности смены парадигм в понимании и лечении психических и соматических нарушений: преодоление негативных последствий «фармагеддона» и
«переосмысление безумия» («rethinking madness») и иных нарушений. Исправление допущенных ошибок лежит в пространстве поиска «смыслов безумия» (search for the meanings of madness), понимания логики симптомов и «слушания голосов» (hearing voices) пациента и симптомов пациента, даже если речь идет о галлюцинациях. Пациенту нужны сочувствие понимание и любовь, а не лекарства, пациент нуждается в том, чтобы понять себя и болезнь и, поняв, найти путь к выздоровлению [1; 2; 3; 4; 5; 11; 12; 13].
Выводы: Учет того, что пациенты - не пассивные потребители лекарств, а субъекты исцеления - важное условие профессионального отношения специалиста к работе, профессионализма.
Список литературы
- Breggin P.R. Medication Madness. New York: St. Martin’s Press, 2008. - 397р.
- Cassel E.J. The Nature of Clinical Medicine: The Return of the Clinician. - Oxford: Oxford University Press, 2014. - 352p.
- Claringbull N. Mental health in counseling and psychotherapy. - N.-Y.: Learning Matters, 2012. - 308 p.
- Dineen T. Book review «Greenberg G. Manufacturing Depression. - N.-Y.: Simon and Schuster, 2010 - 448р.» // Book review. - 2010. -Р. 605-610.
- Epstein W.M. Psychotherapy as Religion. - Nevada: Nevada Univ, 2006. - 288p.
- Healy D. Pharmageddon. - N.-Y.: Univ. of California Press, 2013. - 320p.
- Helman C. Culture, health and illness. - Jordan Hil1: Heinemann, 2007. - 510p.
- Kinderman P.A prescription for psychiatry. - N.-Y.: Palgrave, 2014. - 224p.
- Kirsch I. The emperor's new drugs. - N.-Y.: Bodley Head, 2009. - 240 p.
- Kleiman A. What Really Matters: Living a Moral Life amidst Uncertainty and Danger. - Oxford: Oxford University Press, 2007. - 272p.
- Leventhal H. et al. The common-sense model of self-regulation of health // The self-regulation of health and illness behavior. L., N.-Y.: Routledge, 2003. P. 42-65. - 360р.
- McCarthy-Jones S. Hearing voices. - N.-Y., L.: Cambridge, 2013. - 470p.
- McCartney M. The patient paradox. - N.-Y.: Pinter & Martin, 2012. - 336p.
- Szasz T.S. The Myth of Mental Illness. - N.-Y.: Harper Perennial, 2010. 368p.
- Porges St. Clinical insights from the polyvagal theory. N.Y.: Norton, 2014. 288p.