Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), благодаря их противовоспалительной, анальгетической и жаропонижающей активности, сегодня широко используются в терапии различных патологий, включая ревматические заболевания, лихорадки различного происхождения, хронические бурситы и тендовагиниты, травмы опорно-двигательного аппарата, ортопедические манипуляции, периодонтиты и др.
Более 30 млн человек в мире ежедневно принимают НПВП, причем 40 % этих пациентов находятся в возрасте старше 60 лет. НПВП назначают приблизительно 20 % стационарных больных, страдающих заболеваниями внутренних органов, а 97 % врачей считают НПВП
важными или очень важными препаратами для лечения пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника.[1]
Цель исследования. Целью данного исследования является изучение механизмов действия коксибов, а также их влияния на организм.
Механизмы действия НПВП рассматриваются в рамках воздействия на различные патогенетические звенья воспалительного процесса. Это и уменьшение проницаемости капилляров с ограничением экссудативных явлений, и стабилизация лизосом, которая препятствует выходу в цитоплазму и во внеклеточное пространство лизосомных гидролаз, оказывающих повреждающее воздействие на тканевые компоненты, и торможение выработки макроэргических фосфатов (прежде всего аденозинтрифосфата) в процессах окислительного и гликолитического фосфорилирования. Но основной механизм терапевтического действия НПВП связан с прерыванием циклооксигеназного пути метаболизма арахидоновой кислоты (АК), в результате чего подавляется синтез простагландинов (ПГ) — важнейших продуктов воспаления. Он осуществляется в два этапа: окисление АК под действием циклооксигеназы (ЦОГ) и затем простагландинсинтетазы.
АК находится в фосфолипидах клеточных мембран. При активации клетки стимулом, изменяющим типы и геометрическую ориентацию фосфолипидов, под действием фосфолипазы А2 происходит высвобождение АК с последующим ее метаболизмом по цикло- или липоксигеназному пути.
В настоящее время описаны 3 различные изофермента ЦОГ. ЦОГ-1 является конституциональным (естественным)ферментом во многих тканях, например, регулирует синтез гомеостатических и цитопротективных ПГ в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, эндотелии, тромбоцитах и канальцах почек. ЦОГ-2 является естественной для костной ткани, половых желез, юкстагломерулярного аппарата почек, но продукция данного фермента увеличи-вается под влиянием бактериальных токсинов, факторов роста, цитокинов практически во всех тканях и катализирует синтез провоспалительных ПГ, ведущих к развитию воспаления. ЦОГ-3 является ферментом нервной системы и, по-видимому, участвует в процессах регуляции температуры тела, влияя на синтез ПГ в гипоталамусе.
Вследствие блокирования путей превращения АК основными фармакологическими эффектами НПВП являются противовоспалительный, обусловленный уменьшением проницаемости сосудистой стенки и снижением ее чувствительности к гистамину, серотонину, брадикинину, которые вызываются ПГ; жаропонижающий, из-за снижения чувствительности гипоталамических центров к действию пирогенных веществ; анальгетический, формирующийся вследствие повышения порога болевой чувствительности ноцицепторов.[2]
Применение коксибов для послеоперационного обезболивания. Реальная возможность разрешения конфликта между эффективностью и безопасностью НПВП в клинической практике вообще и при применении НПВП в качестве средства послеопера-ционного обезболивания, в частности, появилась в 1998 году с началом использования в клинике селективного ингибитора ЦОГ-2 целекоксиба. Именно с этого времени все НПВП стали разделять на «традиционные» ЦОГ- неселективные и селективные ингибиторы ЦОГ-2. Как следует из названия селективные ингибиторы ЦОГ -2 - коксибы - не влияют на синтез простагландинов защиты слизистой оболочки пищеварительной трубки, оказывая за счет ингибирования ЦОГ-1 анальгетическое и противовоспалительное действие. Пятнадцатилетний опыт применения целекоксиба в различных областях клинической медицины (в силу ряда обстоятельств целекоксиб стал самым исследованным из всех НПВП) показал его высокую клиническую эффективность как обезболивающего и противовоспалительного препарата при отсутствии гастротоксичности, кар-диотоксичности, нефротоксичности и гепатотоксичности. Именно поэтому с появлением целеко-ксиба появилась реальная возможность разрешения конфликта эффективности и безопасности применения НПВП у оперированных пациентов. К настоящему времени проведено более 50 клинических исследований, посвященных использованию целекоксиба как средства послеоперацион-ного или периоперацион- ного обезболивания в травматологии, хирургии, гинекологии, урологии, стоматологии.[3]
Выводы. Эффективность использования НПВП коксибов в послеоперационном периоде в качестве обезболивающего и противовоспалительного средства вступает в конфликт с не менее, а, может быть, и по более важным критерием возможности применения любого лечебного метода - его безопасностью.
Список литературы
- Насонов Е.Л. Нестероидные противовоспалительные препараты (Перспективы применения в медицине). М.: Анко, 2000.
- Каратеев А.Е., Яхно Н.Н., Лазебник Л.Б. и др. Применение нестероидных противовоспалительных препаратов. Клинические рекомендации. М.: ИМА-ПРЕСС, 2009.
- Нестероидные противовоспалительные средства. (Редакц. статья) // Клин. фармакол. и фармакотер., 1994, 3, 6-7.