Актуальность. Несмотря на значительные преимущества, операции Гартмана присущи недостатки, связанные с наличием функционирующей колостомы. Одной из самых важных проблем в процессе всей медико-социальной реабилитации стомированных людей является проблема не возможности полноценной жизни и психологической реабилитации.
Пациенты обычно тяжело переживают свое новое состояние особенно после выписки из стационара [1]. Изменение привычного образа тела приводит к ощущению физической и психологической неполноценности, формированию заниженной самооценки и высокой степени неудовлетворенности жизнью [2].
Так как практически все операции, направленные на восстановления кишечной непрерывности после операции Гартмана, помимо несостоятельности анастомозов сталкиваются с проблемой короткой культи, сравнительная оценка в выборе метода наложения анастомозов является наиболее актуальной.
Целью исследования: является выбор метода в формировании илеоректального анастомоза при восстановлении естественного калового пассажа в области резецированного нисходящего отдела толстой кишки путем илеотранспозиции в эксперименте.
Материалы и методы исследования. Экспериментальная работа выполненав условиях вивария на базе МКТУ им. Х.А. Ясави на 24 беспородных собаках обоего пола в возрасте 1-5 лет и массой тела 5-25 кг. В ходе экспериментальной работы выполнены все требования Европейской конвенции о гуманном отношении к лабораторным животным (Страсбург, 1985).Все операции проводились под кетамин-тиопенталовым наркозом. В проксимальном отделе аутоилео-трансплантата накладывался анастомоз по типу «бок в бок». Илеоректальный анастомоз наклады-вался по типу «бок в бок», «конец в бок» и погружной эндоректальный анастомоз. Соответственно животные были распределены на 3 экспериментальные группы, в каждой группе по 9 собак. Для патоморфологического исследования проводились релапаротомии на 3-и, 7-е, 12-е и 24-е сутки.
Результаты. В ходе эксперимента 3 собаки погибли: две вследствие несостоятельности швов анастомоза по типу «конец в бок», одна от кровотечения в брюшную полость. Макроскопически при релараротомии на 3-и сутки после операции у животных с анастомозом по типу «бок в бок» и погружным эндоректальным анастомозом в брюшной полости определялось до 20 мл серозно-геморрагического прозрачного выпота без запаха.
Висцеральная и париетальная брюшина была бледно-розового цвета, блестящая без признаков воспаления, однако в области анастомоза и прилежащих к нему петлях кишок, пряди большого сальника отмечается гиперемия, и умеренная отечность брюшины. Участки кишок в области анастомоза незначительно расширены, швы состоятельны. На 7-е сутки после операции выявили, что в брюшной полости практически выпота нет. Висцеральная и париетальная брюшина были без воспаления и спаек. Прилежащие к анастомозу участки тонкой и толстой кишок не расширены, серозная поверхность блестящая. Линия серозно-мышечных швов с элементами фибрина, швы состоятельны. На 12-е и 24-е сутки в брюшной полости практически выпота нет. Висцеральная и париетальная брюшина без признаков воспаления, спаек нет. Прилежащие к анастомозу участки тонкой и толстой кишок не расширены. Швы состоятельны.
Макроскопически у животных с анастомозом по типу«конец в бок» на 3-и сутки участки кишок, прилежащие к анастомозу, расширены. Серозная поверхность тусклая. В зоне анастомоза отмечаются рыхлые сращения большого сальника, швы состоятельны. Слизистые оболочки в области анастомотического кольца отечны, гиперемированы. Некоторые внутренние швы передней стенки анастомоза прорезались. По всему периметру анастомоза имеются очаги точечных кровоизлияний, некроза. На 7-е сутки у животных этой же группы в брюшной полости количество серозного выпота сохранялось(до 30 мл). К области анастомоза подпаяна прядь большого сальника. Участки кишок, прилежащие к анастомозу, умеренно расширены. По линии швов имелся налет фибрина.
На 12-е сутки выпота в брюшной полости нет. Между анастомозом, прилежащими петлями кишок и сальником имеются рыхлые спайки. Швы состоятельны, анастомоз проходим. Слизистые оболочки в зоне анастомотического кольца гиперемированы, отечны, отмечаются участки некроза на уровне внутренних швов. На 24-е сутки после наложения анастомоза по типу «конец в бок»выявлено множество плоскостных спаек между зоной анастомоза, прилежащими петлями тонкой кишки и большого сальника. Приводящий отдел тонкой кишки к анастомозу и отводящий отдел толстой кишки не расширены. Швы состоятельны.
Выводы.
Таким образом, использование погружного эндоректального анастомозав дистальной части аутоилеотрансплантата, в отличие от анастомозов по типу «бок в бок» и «конец в бок», у больных с колоректальным раком после операции Гартмана обладает рядом преимуществ:
- Возможность использования короткого аутоилеотрансплантата с целью профилактики синдрома короткой кишки.
- Уменьшает риск возникновения несостоятельности анастомоза в дистальной части аутоилеотрансплантата.
- Профилактика калового стаза в дистальной части аутоилеотрансплантата ввиду прямолинейности кишечника.
- Профилактика синдрома отводящей кишки.
Список литературы
1. Александров В.Б., Голубева М.Ю. Реабилитация пациентов с кишечной стомой в Москве: материалы научной конференции «Актуальные проблемы колопроктологии» - М.:2005.- С. 309.
2. Платонова О.В. Психологическая реабилитация стомированных больных: материалы научно-практического семинара. - М.: 2003.