АННОТАЦИЯ
В данной статье приводятся результаты фитохимического изучения сесквитерпеновых лактонов растений рода Jurinea Cass., их биологической активности, а также об алкалоидоносности этих растений.
Ключевые слова: терпеноид, алкалоид, сесквитерпеновый лактон, экзометиленовая группа.
Растительная флора Узбекистана очень разнообразна и богата. Из произрастающих в Центральной Азии 8000 тысяч видов она представлена более 4500 видами растений.
С целью изыскания и внедрения новых высокоэффективных лекарственных средств и пестицидов необходимо расширить разработку методов получения биологически активных соединений из дикорастущих и лекарственных растений флоры Узбекистана. В настоящее время в медицине и сельском хозяйстве в основном применяются синтетические препараты, которые являются токсичными и загрязняют окружающую среду, а препараты созданные на основе растительного сырья не обладают токсичностью, обладают широким спектром биологического действия, экологически безвредны для человека, животных и окружающей среде.
Среди широкого круга вторичных метаболитов природного происхождения особый интерес исследователей вызывают класс терпеноидов в том числе сесквитерпеновые ү -лактоны, обладающие широким спектром биологической активности, включающей антималярийную, антимикробную, противоопухолевую, противовоспалительную, антифидантную, антивирусную, антигельминтную, противогрибковую, ростовую, мутагенную и др.
В результате этих исследований ряд сесквитерпеновых лактонов в настоящее время находят применение в качестве противоопухолевых (арглабин и др.) антималярийных (артемизинин и его производные), противогельминтных (геленин), противовоспалительных (матрикарин, матрицин), рострегулирующих (а - сантонин), гербицидных (партенин), антиатеросклеротических (леукомизин) препаратов.
Основными источниками сесквитерпеновых лактонов являются растения семейства Asteraceae (сложноцветные, астровые). Во флоре Средней Азии растения этого семейства представлены весьма обширно как по разнообразию видов, так и по занимаемому им покрову.
Биологическая активность природных сесквитерпеновых лактонов обусловлена в основном, наличием сопряженного а - метилен ү - лактонного цикла.
В настоящем сообщении приведены данные по изучению сесквитерпеновых лактонов растений родов Jurinea Cass. относящихся к семейству Asteraceae Dumort. [4,5]
Данный род в Средней Азии насчитывает 98 видов, из них в Узбекистане произрастает 34 вида. При изучении растений рода Jurinea Cass. в качестве перспективных источников
биологически активных сескитерпеновых лактонов выбраны следующие виды: J. algida Iljin., J.
shachimardanica., J. bipinnatifida C. Winkl., J. cyanoides Reichend., J.kokanica., J.maxima C. Winkl., J. olgae Regel et Schmalh., J. suffriticosa Regel., J. thianschanica Regel et Schmalh, J. derderoides C. Winkl.,
Ранее растения этого рода считались алкалоидоносными, но результаты наших исследований некоторых видов этих родов показали, что в этих растениях алкалоиды отсутствуют. [1-3]
Известно, что сесквитерпеновые лактоны содержащие экзоциклическую метиленовую группу сопряженную с лактоном циклом, легко образуют аддукты с аммиаком и вторичными аминами, что может привести к ошибочным результатам на наличие алкалоидов в растениях, которые содержат сесквитерпеновые лактоны.
В таблице приведены некоторые растения, из которых выделены алкалоиды, но их строение не установлено, однако, из большинства этих растений выделены сесквитерпеновые лактоны и установлены их строение.
Предварительные данные о выделении и наличии алкалоидов в этих растениях являются, ошибочными и выделенные соединения являются не нативными, а вторичными продуктами присоединения аммиака к сесквитерпеновым лактонам при смачивании растений.
Химическими исследованиями установлено, что растения рода Jurinea Cass. продуцируют сесквитерпеновые лактоны двух структурных типов: гермакрана и гвайана, причем все они имеют нелинейное строение, то есть лактонный цикл расположен при С-6, С-7 углеродных атомах, примерами которых являются структуры гермакранолидов (салонитенолид, салонитолид кницин) и гвайанолидов (юрмолид, изоамбербоин, репин, акроптилин, хлорхиссопифолин А), выделенных из J. shachimardanica., J.kokanica., J. derderoides, J.maxima, и J. suffruticosa.
Результаты биологических испытаний вышеприведенных лактонов показало, что репин и акроптилин обладают выраженным антимикробным и противогрибковым действием, а кницин и салонитенолид обладают цитотоксическим и инсектицидными свойствами.
Таким образом изучение сесквитерпеновых лактонов флоры Узбекистана является весьма актуальной и перспективной, что приведет к рациональному использованию местного растительного сырья, созданию высокоэффективных, экологически безвредных для человека и окружающей среде лекарственных препаратов и пестицидов.
ЛИТЕРАТУРА
- Закиров С.Х., Абдусаматов А., Купаташвили и др. Биологически активные соединения семейства Asteraceae. Сесквитерпеновые лактоны двух видов растений рода Jurinea. // Georgian engineering News. 2006:, № 4, - С.87-88 .
- Закиров С.Х., Абдусаматов А., Цакадзе Д.Н. и др. Об алкалоидоносности некоторых растений семейства сложноцветных. // Georgian engineering News. 2007:, № 1, -С. 82-84.
- Закиров С.Х., Касымов Ш.З., Сидякин Г.П. Сесквитерпеновые лактоны Jurinea suffruticosa. // Химия природ. соедин. 1982:, № 3, -С.399-400.
- Юнусов С.Ю. Алкалоиды - Ташкент —ФАН” 1981.
- Sesquiterpene Lactones as Taxonomic Characters in the Asteraceae - New York, 1982.