АННОТАЦИЯ
Сравнить различные способы медикаментозного лечения с точки зрения их эффективности при лечении преждевременной эякуляции. Исходя из критериев включения и исключения, обследовано 138 пациента, разделенные, в зависимости от применяемого вида терапии, на 2 группы. У пациентов первой группы длительность интравагинального латентного времени эякуляции (IELT) через 2 месяца после лечения составило, в среднем 165,76±13,73 сек. У пациентов второй группы: длительность IELT составило, в среднем 456,8±19,27 сек. Наше исследование показало, что при сравнение эффективности комбинированной терапии СИОЗС (флуоксетин) и лечение ингибиторами фосфодиэстеразы 5 типа (тадалафил) статистически значимо выше чем, монотерапия ингибиторами фосфодиэстеразы 5 типа (тадалафил).
Ключевые слова: преждевременная эякуляция (ПЭ), интравагинальное латентное время эякуляции, медикаментозная терапия ПЭ.
Преждевременное эякуляция (ПЭ) - является часто встречающейся формой сексуальных расстройств у мужчин. Распространенность ПЭ в эпидемиологическом исследовании распространенности ПЭ и отношения к ней (Premature Ejaculation Prevalence and Attitudes - PEPA) -многонацианальном эпидемиологическом исследовании в Интернете - составило 22,7% (24% в США, 20,3 в Германии, 20% в Италии) [1].
В Диагностико-статистическом руководстве по психическим расстройствам (4-я исправленная версия-DSM-IV-TR) ПЭ определяется как “постоянная или повторяющая эякуляция с минимальной сексуальной стимуляцией до, во время или через короткий промежуток времени после вагинального проникновения либо ранее желаемого момента. Специалист должен принять во внимание факторы, влияющие на продолжительность фазы возбуждения, такие как возраст, новый сексуальный партнер, частота сексуальных контактов за последнее время” [2].
В то время, как во всем мире, миллионы людей страдают ПЭ, многие из них не обращаются за лечением к специалисту. Для этих пациентов ПЭ представляет трудно преодолимый психологический барьер, они стесняются этой проблемы и не доверяются своему личному врачу или, вообще, не обращаются за медицинской помощью. Отсутствие четких данных о нормативных показателях длительности полового акта также создает серьезные трудности в диагностике и лечении ПЭ. Для объективной оценки нормальной продолжительности полового акта в его определение введен термин «интравагинальное латентное время эякуляции» (ИЛВЭ) [3], которое, по данным Международного общества сексуальной медицины должно в норме превышать одну минуту [4].
Большинство авторов классифицируют две формы ПЭ по периоду их возникновения: первичную (ППЭ), или изначальную, возникшую с начала половой жизни, и вторичную (ВПЭ), или приобретенную, появившуюся после ранее нормальной продолжительности полового акта [5]. Понимание принципов медикаментозного лечения преждевременной эякуляции поможет выбрать лучший вариант лечения для каждого отдельного индивидуума. Существует несколько вариантов лечения лиц, страдающих ПЭ. Они, как правило, включают в себя различные лекарственные препараты, местные анестетики, психологические/поведенческие тактики и сексуальную терапию [6,7].
В терапии ПЭ все более популярным, в силу эффективности является применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС): это сертралин, цитолопрам, пароксетин, дапоксетин и флуоксетин. Многочисленные клинические исследования подтвердили значимое увеличение ИЛВЭ на фоне приема данных препаратов у пациентов c ПЭ [8]. Однако, прием этих препаратов нередко сопровождается определенными побочными эффектами, в частности, снижением эректильной функции, что создает дополнительные проблемы при коррекции сексуальной дисфункции [9]. В этом плане большой интерес представляют препараты из группы ингибиторов фосфодиэстеразы типа 5 (ФДЭ-5). Они могут снизить тревожность, связанную с совершением полового акта, благодаря улучшению эрекции. В большинстве случаев при их применении демонстрируется увеличение ИЛВЭ. Исследователи связывают данный факт со снижением чувствительности головки полового члена за счет сдавливания нервных волокон кавернозными телами при усилении эрекции [10]. Следует отметить, что на сегодняшний день ни один лекарственный препарат для лечения ПЭ не был одобрен Управлением по контролю за продуктами и медикаментами (FDA), которое является одним из наиболее серьёзных органов правительства Соединённых Штатов Америки. Все это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к медикаментозному лечению ПЭ. В данной статье целью исследования являлось, сравнить различные способы медикаментозного лечения с точки зрения их эффективности при лечении преждевременной эякуляции.
Материал и методы: В период с января 2013 по феравль 2014 года, нами было обследовано 240 пациентов мужского пола, обратившихся в Республиканский Специализированный Центр Урологии для обследования и лечения. Пациентам проведены рутинные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования, с целью исключения наличия андрогенной недостаточности и инфекции мочеполовой системы. Далее, для определения наличия преждевременной эякуляции, пациентам было предложено ответить на стандартные вопросы сокращенной версии китайского индекса преждевременной эякуляции (CIPE-5), [11,12]. Для определения шкалы степени выраженности эректильной дисфункции, было предложено ответить на стандартные вопросы сокращенной версии международного индекса эректильной дисфункции (МИЭФ-5),[13]. Пациенты с эректильной дисфункцией (ЭД), и/или наличием инфекции мочеполового тракта, низким уровнем тестостерона, полигамных, не имеющие регулярных половых контактов в течение последних месяцев и те, кто не мог поддерживать регулярный ритм половой жизни, а также пациенты набравшие более 18 баллов по доменам CIPE- 5 и ниже 21 баллов по доменам МИЭФ-5 не были включены в исследование.
В зависимости от применяемого вида терапии больные были разделены на 2 группы:
Пациенты первой группы (n=33) получали монотерапию ингибитором фосфодиэстеразы - 5 типа (ФДЭ-5): тадалафилом.
Пациенты второй группы (n=105) получали комбинацию ингибиторов фосфодиэстеразы - 5 типа (ФДЭ-5) и СИОЗС: флуоксетин + тадалафил.
Возраст пациентов 1-й группы колебался от 22 до 59 лет, составив в среднем 31,58±1,45 лет. Сумма баллов CIPE-5 в среднем составила 6,33±0,28, а баллы МИЭФ-5 - 22,21±0,20.
Продолжительность интравагинального эякуляторного латентного времени (IELT), на момент обращения, составляла от 2 до 240 секунд, в среднем 80,25± 13,40 секунд.
Во второй группе возраст пациентов составил 30,88±0,76 (19 - 59) лет. Средняя сумма баллов CIPE-5 составила 6,99±0,19, МИЭФ-5 - 22,10±0,13. Продолжительность интравагинального эякуляторного латентного времени (IELT), на момент обращения, составляла от 7 до 180 секунд, в среднем 78,98±4,91 секунд.
Всем группам пациентов, после получения письменного информированного согласия, была назначена медикаментозная терапия. Пациенты 1-ей группы в течение 2 месяцев получали монотерапию тадалафилом (по 20 мг/сутки через день). Пациентам 2-ой группы была назначена комплексная терапия препаратами тадалафил (по 20 мг/сут через день) и флуоксетин (по 20 мг ежедневно), в течение 2 месяцев.
Через 2 месяца после начала лечения, пациентам было повторно проведено анкетирование по стандартным вопросам CIPE-5. Статистические данные при первичном обращении и через 2 месяца после начала лечения, вычислялась путем оценки t критерия Стюдента Фишера.
Результаты исследования:
По результатам динамики показателей первой группы длительность IELT через 2 месяца после начала терапии не была клинической значимой по отношению к остальным группам составив, в среднем, 165,76±13,73 сек. (р<0,05). Суммарный балл по CIPE-5 составил 11,97±0,61 (р<0,05), однако количество баллов по МИЭФ-5 увеличилось и составило 23,67±0,14 (р>0,05).
У пациентов второй группы: длительность IELT через 2 месяца после начала терапии увеличилась, в среднем, до 456,80±19,27 сек (р<0,001). Суммарный балл по CIPE-5 увеличился, составив в среднем 22,70±0,37 (р<0,001), Число баллов по МИЭФ-5 увеличилось до 23,28±0,10 (р>0,05) (табл. 1).
Все больные перенесли курс терапии удовлетворительно. В начале терапии у 2 пациентов наблюдались отдельные кратковременные побочные эффекты в виде тошноты, рвоты, диспепсии, головной боли, головокружения, ослабления либидо.
Таблица 1 - Сравнительная оценка эффективности различных способов лечения ПЭ.
Показатели |
МИЭФ-5 (M±m) |
CIPE-5 (M±m) |
IELT (M±m) |
|
1 группа, n=33 |
Исход |
22,21±0,20 |
6,33±0,28 |
80,25±13,40 |
после лечения |
23,67±0,14 |
11,97±0,61* |
165,76±13,73** |
|
2 группа, n=105 |
Исход |
22,10±0,13 |
6,99±0,19 |
78,98± 4,91 |
после лечения |
23,28±0,10 |
22,70±0,37** |
456,8± 19,27** |
Примечание. *-статистически значимая достоверность (p<0.05), **-статистически значимая достоверность (p<0.001)
Обсуждение: как видно из представленных данных, комбинированое применение тадалафила и флуоксетина более эффективно сдерживает наступление эякуляции, чем монотерапия тадалафилом (p<0,001). Положительный результат лечения, достигнутый вследствие комбинированного применения препаратов значительно выше, чем в группе с монотерапией.
Полученные результаты показывают способность тадалафила, потенцировать
сдерживающий эффект флуоксетина в отношении эякуляции, компенсируя отрицательное влияние на эректильную функцию. Исходя из этого, можно рекомендовать эти препараты для комбинированного использования в случаях преждевременной эякуляции.
Существует несколько точек зрения по поводу эффективности сочетанного применения препаратов в отношении ПЭ [14]. Ингибиторы ФДЭ-5 действуя на ЦНС контролируют процесс эякуляции, в частности оксид азота, обладает тормозящим эффектом на эякуляцию. Некоторые исследователи считают, что накопление оксида азота происходит не только в пенильной ткани, но и в ЦНС, хотя эти данные нуждаются в подтверждении.
Некоторые авторы полагают, что при улучшении эрекции происходит снижение чувствительности головки пениса, тем самым увеличивается порог возбудимости и позже наступает эякуляция. Наше исследование показало, что эффект от применения тадалафила значительно ниже чем при комбинированном применении.
Существует еще мнение о психологическом эффекте применения ингибиторов ФДЭ-5. Более качественная эрекция дает пациенту больше уверенности в своих возможностях и, следовательно, способности лучше контролировать эякуляцию. Для этих исследователей ПЭ является проблемой скорее психологической, нежели органической.
Выводы
Наше исследование показало, что при сравнении эффективности комбинированной терапии СИОЗС (флуоксетин) и лечение ингибиторами фосфодиэстеразы 5 типа (тадалафил) статистически значимо выше чем, монотерапия ингибиторами фосфодиэстеразы 5 типа (тадалафил).
ЛИТЕРАТУРА
- Porst H, Montorsi F, Rosen RC, et al. The Premature Ejaculation Prevalence and Attitudes (PEPA) survey: prevalence, comorbidities, and professional help-seeking. Eur Urol 2007 Mar;51(5):816-23; discussion 824.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th Ed. Text Revision. Washington, D.C., American Psychiatric Publishing, Inc, 2000.
- Waldinger MD, Hengeveld MV, Zwinderman AH. Paroxetine treatment of premature ejaculation: a double - blind, randomized, placebo-controlled study. Am J Psychiatry 1994;151:1377-79.
- McMahon CG, Althof SE, Waldinger MD, et al. An evidence-based definition of life-long premature ejaculation: report of the International Society for Sexual Medicine (ISSM) ad hoc committee for the definition of premature ejaculation. J Sex Med 2008;5 (7):1590-606.
- Patrick D, Althof S, Pryor J, et al. Premature ejaculation: An observational study of men and their partners. J Sex Med 2005;2:358-67.
- Atikeler MK, Gecit I, Senol FA. Optimum usage of prilocaine-lidocaine cream in premature ejaculation. Andrologiya. 2002;34 (6):356-9.
- Busato W, Galindo CC. Topical anesthetic use for treating premature ejaculation: a double-blind, randomized, placebo-controlled study. BJU Int 2004;93 (7):1018-21.
- Waldinger M. Towards evidenced based drug treatment research on premature ejaculation: a critical evaluation of methodology. J Impotence Res 2003;15 (5):309-13.
- Waldinger MD, Zwinderman AH, Oliver B. On-demand treatment of premature ejaculation with clomipramine and paroxetine: a randomized, double-blind fixed-dose study with stopwatch assessment. Eur Urol 2004;46 (4):510-5
- McMahon CG, Stuckey BG, Andersen ML, et al. Efficacy of sildenafil citrate (Viagra) in men with premature ejaculation. J Sex Med 2005;2:368-75.
- Акилов Ф. А., Фозилов А. А., Шавахабов Ш. Ш. ,Алиджанов Ж. Ф. Перевод и валидизация вопросника китайского индекса преждевременной эякуляции. 8 Конгресс «Мужское здоровье» с международным участием, Республика Армения. Ереван, 26-28 апреля 2012 года. Глава 10. ,стр. 68-70.
- Murat Tuken. «PREMATUR EJAKULASYONLA HORMONAL DEGERLER VE KRONiK PROSTATiT iNDEKSiNiN iLi§KiSi ». Uzmanlik Tezi. T. C. Saglik Bakanligi. Haydarpaja Numune Egitim ve Arajtirma Hastanesi. II. Uroloji Klinigi. §ef: Doq. Dr. M. ihsan Karaman.
- Rosen RC, Cappelleri JC, Smith MD, et al. Development and evaluation of an abridged, 5-item version of the International Index of Erectile Function (IIEF-5) as a diagnostic tool for erectile dysfunction. Int J Impot Res. 1999 Dec;11(6):319-26. © 1999.
- M. Downs (reviewed by G. Vogin), MD., Viagra, Paxil Help Premature Ejaculation. WebMD Medical News © 2002 WebMD Inc.