Актуальность темы. Высокая младенческая смертность, а также детская инвалидность в результате инфекционной патологии являются одними из наиболее актуальных проблем, стоящих перед здравоохранением республики. По разным данным от 10 до 60 % в структуре младенческой смертности составляют внутриутробные и неонатальные инфекции. Особенность внутриутробных инфекций - неспецифический характер клинических проявлений у новорожденных. Так по данным ВОЗ за 2012 год смертность от перинатальных инфекций находится на 3 месте. Большинством авторов признается ведущая роль хронических очагов инфекции в реализации инфекционного процесса [1].
Наиболее пристального внимания заслуживает урогенитальная патология. Опасность урогенитальной инфекции состоит в том, что она способна распространяться по организму женщины как восходящим, так и нисходящим путем инфицирования, в очень большом проценте случаев поражая послед и сам плод [3].
По данным ряда авторов [2, 4] у женщин с различной урогенитальной патологией значительно чаще беременность осложняется такими состояниями как угроза прерывания, гестоз, эклампсия, выкидыш. Клинические проявления, сопровождающие внутриутробные инфекции, зависят от следующих факторов: вида и вирулентности возбудителя, массивности обсеменения, пути проникновения инфекции в организм беременной, иммунологической реактивности женщины, срока гестации во время инфицирования [4].
При инфицировании в ранние сроки беременности формируются инфекционные эмбриопатии, которые наиболее часто проявляются врожденными пороками развития, первичной плацентарной недостаточностью, неразвивающейся беременностью и самопроизвольными выкидышами [5, 6]. Инфицирование в более поздние сроки беременности сопровождается задержкой внутриутробного развития плода, формированием вторичной плацентарной недостаточности, локальным и генерализованным поражениям плода. Широкая распространенность данных инфекций у детей 1-го года жизни демонстрирует актуальность проведения массового исследования беременных и новорожденных с целью своевременного выявления указанных инфекций.
Цель исследования. Провести оценку состояния новорожденных, родившихся от матерей с высоким риском развития внутриутробной инфекции.
Материалы и методы. Исследование было ретроспективным. Проанализированы истории болезни и амбулаторные карты 120 новорожденных детей за период 2011-2012 годы. Выделено 2 основные группы: 1-я - 80 (66,7%)новорожденных родившихся от матери группы высокого риска реализации ВУИ (с урогенитальной инфекцией), 2-я (контрольная) - 40 (33,3%) новорожденных родившихся от здоровых матерей.
Полученные результаты. Из 120 новорожденных, 108 детей родились доношенными (в сроке 38-40 недель) и 12 новорожденных родились недоношенными (в сроке 32-37 недель), из них 10 новорожденных родились от матери группы высокого риска реализации ВУИ. Дети, 1-й группы, при рождении имели в среднем вес 2960 -3200 граммов, рост 49,5 -50,6 см; во 2-й группе - вес 3500-4200 грамм и рост 52 -55 см. Таким образом, дети, рожденные от матерей с высоким риском развития ВУИ плода, имели меньший ростовесовой показатель, в отличие от детей, родившихся от здоровых матерей.
У доношенных детей признаки задержки развития плода I-II степени наблюдались у 7 детей, родившихся от матерей группы высокого риска реализации ВУИ (8,8%). Среди доношенных детей, родившихся от здоровых матерей признаки задержки развития плода не наблюдались. По данным ультразвукового исследования и клинических данных (ухудшение сердцебиения плода, уменьшение его подвижности и др.) во время беременности диагностировалось развитие хронической внутриутробной гипоксии плода. Гипоксия плода в родах развивалась у 13 роженицы 1-й группы (16,3%). Среди детей, родившихся от здоровых матерей (2-й группы), гипоксия в родах не наблюдалась.
По данным нашего исследования, асфиксия была зарегистрирована у 2 новорожденных, первой группы (2,5%). В обоих случаях в родах произошло преждевременное излитие околоплодных вод, имел место длительный безводный период, развилась первичная слабость родовой деятельности. Это все послужила показанием для оперативного родоразрешения. Среди новорожденных второй группы, данное осложнение не отмечалось. Проанализирована частота обнаружения аномалий развития новорожденных, как гидроцефалия и гемангиомы различной локализации. Аномалии развития имелись у 6 детей 1-й группы (7,5%) и 1 новорожденного 2-й группы (2,5%). Наличие признаков ВУИ было изучено во всех группах. Детей с признаками ВУИ, рожденных от матерей с урогенитальной инфекцией, было 11 (13,7 %). Во 2-й группе таковых не было. Анализ структуры патологии новорожденных 1-й и 2-й групп, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Структура патологии новорожденных
Патология новорожденного |
Первая группа (n-80) |
Вторая группа (n-40) |
Признаки недоношенности |
10 |
2 |
Гипотрофия плода |
7 |
- |
Гипоксия плода в родах |
13 |
|
Асфиксия плода в родах |
2 |
|
Пороки развития |
6 |
1 |
Признаки ВУИ плода |
11 |
Заключение.
- Выявлены наиболее характерные патологические состояния новорожденных, родившихся от матерей с высоким риском внутриутробной инфекции: признаки ВУИ плода (13,7%), недоношенность (12,5%), гипотрофия (8,8%)и гипоксия плода (16,3%), пороки развития (7,5%), асфиксия плода (2,5%).
- Дети, рожденные от матерей с высоким риском развития ВУИ плода, имели меньший росто-весовой показатель, в отличие от детей, родившихся от здоровых матерей.
- Дети, рожденные от матерей с урогенитальной патологии, относятся к группе высокого риска по реализации внутриутробного инфицирования;
Литература
- Макаров О.В. Акушерство. Клинические лекции. - М. Гэотар-Медиа, 2007.
- 2.ПавловО.В., Сельков С.А. Иммунология репродукции: старые догмы и новые представления // Журнал акушерства и женских болезней. - 2004. - Т. 8. - Вып. 1.
- 3.Цинзерлинг В.А., Мельникова В.Ф.. Перинатальные инфекции.(Вопросы патогенеза, морфологической диагностики и клинико-морфологических сопоставлений). Практическое руководство. СПб.2002.:-352с.
- Фризе К., Кахель В. Инфекционные заболевания беременных и новорожденных: Пер. с нем.- М.: Медицина, 2003.- 424с.: