АННОТАЦИЯ
При изучении содержания нитрит-иона у 32 больных и 15 практически здоровых доноров получены следующие результаты: средняя концентрация нитрит-иона в плазме периферической крови составила 8,61±0,8 мкмоль/л, что достоверно было выше на 153,8% ( р< 0,001) по сравнению с группой доноров (содержание NO2 в плазме периферической крови- 5,6±0,2 мкмоль/л).Изучение метаболитов эндогенного оксида азота в зависимости от степени XCH при АГ дало следующие результаты: при I ФК XCH уровень нитрит-иона 8,7±0,34 мкмоль/л, во II ФК -9,60±1,51 мкмоль/л, в III ФК XCH -7,99±2,65 мкмоль/л, в IV ФК XCH-6,19±2,77 мкмоль/л.Исходя из полученных данных мы можем сделать вывод о том, что при развитии артериальной гипертонии в плазме больных обнаруживается тенденция к снижению уровня нитрит-иона.
Ключевые слова: хроническая сердечная недостаточность, женщины пожилого возраста, сопутствующие патологии, лечение, профилактика.
В настоящее время во всех странах наблюдается неуклонный рост числа больных с хронической сердечной недостаточности (XCH), что по масштабам и скорости распространения сопоставимо с самыми опасными инфекционными эпидемическими заболеваниями [1]. За последние 20 лет смертность от XCH увеличилась на 148% [2] особенно среди женщин пожилого возраста, хотя общий риск смерти от XCH у женщин ниже, чем у мужчин [3]. ^ц^льная и экономическая значимость XCH определяется тем фактом, что в развитых странах затраты, прямо связанные с XCH, составляют 2-3% всего бюджета здравоохранения. Это превышает затраты на лечение инфаркта миокарда и всех онкологических заболеваний, вместе взятых, причем 70-80% этих средств приходятся на стационарное лечение декомпенсированных больных с XCH. Этот парадокс также объясняется большим количеством сопутствующей патологии у женщин, особенно артериальной гипертонии и сахарного диабета.
По данным мировой статистики артериальной гипертонией страдает 15-20% взрослого населения (В.В. Константинов и соавт., 2001). Распространенность артериальной гипертензии среди взрослого населения Казахстана составляет 24,3% населения причем ее частота увеличивается с возрастом в 10 раз: от 4,5% в возрасте до 20 лет до 45% в возрасте 60-69 лет (А.А. Аканов, 2001). Доля смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в общей смертности населения составляет 53,5%, при этом 48,5% сердечно-сосудистой смертности обусловлено ишемической болезнью сердца и 35,2% - цереброваскулярными заболеваниями [4]. В последние годы накопилось достаточное количество научных данных, свидетельствующих о том, что одним из важнейших звеньев патогенеза артериальной гипертензии является воспалительная реакция (Ланкин В.З. и соавт., 2000). Cc всей очевидностью можно говорить о том, что, наряду с ключевыми клетками воспалительного процесса, существенную роль в регуляции гемостаза в сосудистом микрорайоне, пролиферации, адгезии, миграции эффекторных клеток и, наконец, в регуляции сосудистого тонуса играет эндотелий (Born G. et al., 1998; Faller D.V., 1999).
Кроме того, бесспорным достижением современной медицины явилось установление роли нарушения функции эндотелия в патогенезе XCH. При этом важную роль отводят нарушению синтеза эндотелиоцитами оксида азота (NO) как самого мощного из известных эндогенных вазодилятаторов [5-9]. ^достаточная продукция или ускоренный распад no приводит к развитию таких тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца (5EC), атеросклероз. Изучению системы синтеза no посвящено много научных работ, однако большая часть имеет скорее патофизиологическую, чем клиническую направленность. Вместе с тем возможность использования показателя уровня продукции no в условиях клиники изучена недостаточно[5].
Перед нами стояла задача изучить уровень стабильных метаболитов оксида азота нитрит-иона (no2) в плазме крови в качестве дополнительных биохимических критериев определения особенностей течения и прогнозирования XCH у больных пожилого и старческого возраста.
В исследование включено 32 больных: мужчин и женщин в возрасте от 62 до 93 лет (средний возраст 78±8,02) с клиническими признаками XCH, развившейся на фоне артериальной гипертонии (АГ). Диагноз устанавливали на основании комплексного анализа жалоб, данных анамнеза, осмотра, инструментальных исследований. Достоверных отличий по возрасту и тяжести состояния среди мужчин и женщин внутри обследованной группы выявлено не было. Все больные были распределены на четыре подгруппы в зависимости от функционального класса XCH. Длительность анамнеза XCH варьировала от 1 года до 8 лет (средняя продолжительность 3,0±0,39 года). У большинства обследованных имел место функциональный класс
- II ФК (13 случаев-40,6%) и III ФК (11 случаев-35,3%) CH по классификации NYHA. У 4 (12,5%) больных определялся I ФК, у 4 (12,5%) - IV ФК XCH (NYHA). Средний ФК XCH составил 2,6±0,82.
При определении степени тяжести АГ была использована классификация ВОЗ по уровню АД. Среди обследованных больные с АГ I степени оказалось 6% , АГ II степени- 41,1% больных, АГ- III степени 52,9% больных. Фракция выброса (ФВ) левого желудочка (ЛЖ) по данным Эхо-КГ (метод Симпсона) составляла 39,57±3,26 у мужчин и 43,15±,66 у женщин. У пациентов всех групп определяли уровень конечных метаболитов NO (нитритов/нитратов) в суточной плазме при поступлении. Для исключения экзогенного пути попадания в организм нитритов/нитратов за 3 суток до забора анализов из рациона исключали продукты питания, потенциально содержащие нитриты: консервы, копчености, некоторые виды овощей (морковь, свекла); отменяли все нитросодержащие лекарственные препараты. Состояние нитроксидергической системы определяли спектрофотометрическим методом по содержанию стабильных метаболитов оксида азота нитрит- иона (no2) в сыворотке крови по методу Голикова П.П. и соавт. (2004).
При изучении содержания нитрит-иона у 32 больных и 15 практически здоровых доноров получены следующие результаты: средняя концентрация нитрит-иона в плазме перифериической крови составила 8,61±0,8 мкмоль/л, что достоверно было выше на 153,8% ( р< 0,001) по сравнению с группой доноров (содержание NO2 в плазме периферической крови- 5,6±0,2 мкмоль/л). Изучение метаболитов эндогенного оксида азота в зависимости от степени XCH при АГ дало следующие результаты: при I ФК XCH уровень нитрит-иона 8,7±0,34 мкмоль/л, во II ФК -9,60±1,51 мкмоль/л, в III ФК XCH -7,99±2,65 мкмоль/л, в IV ФК XCH- 6,19±2,77 мкмоль/л.
Между концентрацией NO2 крови в четырех сравниваемых группах больных XCH с группой контроля имелись достоверные различия: в плазме периферической крови больных I ФК XCH уровень NO2 отличался от значений контроля на 55%. Уровень NO2 в плазме больных II и III ФК достоверно отличался от значений контроля на 71,4%, и 42,6% р<0,05 соответственно. Концентрация нитрит-иона в плазме крови больных IV ФК XCH минимально отличалась от значений контроля на 10%. Анализ полученных данных показал, что наиболее высокий уровень no2 достоверно выше нормы был зарегистрирован в плазме больных ii ФК XCH. У больных iv ФК XCH уровень no2 в крови отличался от такового у больных других групп он был выше, чем у контрольной группы, но ниже, чем у больных ii и iii ФК, хотя эти изменения достоверностью не обладали. При этом отмечалось, что не у всех больных этой группы изменения уровня no2 носили одинаковый характер. При сравнении полученных данных с анамнестическими данными и данными клинических исследований было установлено, что у больных с более продолжительным или более сложным течением этого заболевания уровень no2 в плазме имел тенденцию к снижению относительно других больных этой группы. Возможно, такой характер изменений определяется истощением компенсаторных систем организма у больных iv ФК XCH.
Далее нами было проанализировано содержание no2 в сыворотке крови у больных XCH на фоне АГ в зависимости от степени тяжести.
Таблица 1 - Содержание NO2 в сыворотке крови у больных XCH на фоне АГ
Степень тяжести АГ |
Содержание NO2 (M±m) |
I-больные с АД от 140/90 до 159/99 |
10,75± 0,86 мкмоль/л |
II-больные с АД от 160/100 до 179/100 |
8,79±1,16 мкмоль/л |
III-больные с АД от 180/110 до 195/110 |
8,08±1,90 мкмоль/л |
Так, если у больных АГ I степени тяжести концентрация нитрит-иона достоверно отличалась от контрольного значения на 90%, то у пациентов с АГ II и III степени тяжести значение данного показателя становилось выше контроля на 56% и 44% соответственно. Между концентрацией нитрит-иона в трех сравниваемых группах по степени тяжести АГ имелись достоверные различия: концентрация NO2 при II и III степени АГ по сравнению с I степенью была меньше в1,2раза. У больных с АГ III степени тяжести концентрация одного из основных вазодилятаторов - оксида азота - была наименьшей. При этом в этой группе концентрация NO2 была достоверно выше контрольного уровня, но ниже значений, определенных у больных с I и II степенями тяжести АГ.
Скорее всего, у больных АГ I степени тяжести это связано с недостаточным количеством свободного NO2, т.к. его основная часть содержится в субэндотелиальном слое сосудистой стенки. В условиях развития АГ начинает нарастать синтез вазоконстрикторов, которые способны ингибировать синтез no2. У больных АГ ii- iii степени тяжести концентрация no2 уменьшается за счет уменьшения его синтеза в целом. Согласно ранее проведенным исследованиям [10] при АГ II степени может отмечаться достоверное снижение уровня нитрит- иона в плазме крови по сравнению с контролем, независимо от генеза АГ.
Выводы. 1. Исходя из полученных данных мы можем сделать вывод о том, что при развитии артериальной гипертонии в плазме больных обнаруживается тенденция к снижению уровня нитрит-иона. Механизмы подобного процесса могут быть связаны с истощением систем синтеза нитрит-иона, а также увеличением концентрации супеоксид-аниона и гидроксильного аниона в активированных лейкоцитах, что будет приводить к образованию пероксинитрита из оксида азота и вызвать уменьшение образования нитрит- иона. 2.Полученные данные свидетельствуют о несомненной клинической информативности определения метаболитов no2 и целесообразности использования данных показателей для дополнительной коррекции. 3.Система генерации NO2 вовлечена в многокомпонентный ответ клеток и тканей организма при XCH, у больных XCH выявляется подавление продукции NO. 4.Снижение уровня конечных метаболитов NO2 в суточной плазме можно рассматривать как истощение стресс-лимитирующего и адаптационного эффектов no2. У таких больных отмечается тяжелое течение XCH с резистентностью к проводимой терапии и неблагоприятным прогнозом no2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Джирембаева Б. А. Диагностика сердечной недостаточности / Б. А. Джирембаева // Медицина. - 2012. - № 7. - С. 40-41.
- Кошелева H. А. Прогностическое значение вариабельности сердечного ритма больных с хронической сердечной недостаточностью / H. А. Кошелева, А. П. Ребров // Клиническая медицина. - 2012. - № 5. - С. 21-24.
- Куванышбекова Б. М. Клинические варианты острой и хронической недостаточности кровообращения / Б. М. Куванышбекова // Consilium журнал доказательной медицины для практикующих врачей. - 2012. - №4. - С. 16-17.
- Стафеева И. Ю. Особенности лечения хронической сердечной недостаточности в сочетании с нарушениями ритма / И. Ю. Стафеева, Л. Ю. Соколова, H. М. Hуркина // Медицина. - 2012. - № 3. - С. 17-18.
- Хроническая сердечная недостаточность и ожирение у пациентов старческого возраста: диагностические проблемы / Л. И. Малинова [и др.] // Клиническая геронтология. - 2011. - № 11-12. - С. 26-30.