РЕЗЮМЕ
Терапия искусством - арт-терапия является относительно новым методом психотерапии как интегрального лекарства, без ограничений в возрасте и побочных эффектов.
В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Арт-терапия — это вид психотерапии, использующий искусство как терапевтический фактор, т.е. использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. Это - одна из форм глубинной психотерапевтической работы, ориентированной на раскрытие и осознание человеком своих переживаний на основе вербальной и невербальной коммуникации с арт-терапевтом.
Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. Арт-терапия - это не только лечение, но и развитие креативности, развитие гармонизации личности, помогающее при решении любых проблем. Направления арт- терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию,библиотерапию, маскотерапию,этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фо тотерапию, видеотерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия... и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Арт-терапия позволяет разрешить многие проблемы, в том числе депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими. Она идеальна - не имеет побочных действий и подходит для всех. И лечиться ею очень приятно - человек получает истинное удовольствие. Для занятий арт-терапией не требуется особых талантов и способностей. Главное - погружение в творчество, благодаря которому пациент начинает чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром. Гармонизация внутреннего состояния позволяет увидеть события под иным углом зрения, осознать собственные проблемы, цели и задачи.
Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора.
И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат. Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственнодейственный характер, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Примитивность узоров, ритмика орнамента успокаивают. Простейший орнамент - последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке - своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности. Многие «первобытные» рисунки и изделия напоминают по своему виду творения детей, что также связано с особыми переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего человека оттенок.
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, когда она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений.
Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний. Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного.
Реорганизация западной психиатрической службы в 50 - 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Эго оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности. В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся - задача арт-терапии.
Основные цели арт-терапии -самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;
- дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
- помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;
- развивает и усиливает внимание к чувствам; Искусство возникает в результате творческого акта, дающего возможность провести зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;
- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):
- фактор художественной экспрессии - воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;
- фактор психотерапевтических отношений - динамика взаимоотношений клиента-терапевта- группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;
- фактор интерпретаций и вербальной обратной связи - трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.
Широкое распространение арт-терапия получила при лечении лиц, зависимых от психоактивных веществ (ПАВ). Зависимость проникает в сознание незаметно, формируясь на протяжении длительного времени. В основе этого разрушительного процесса лежит утрата человеком духовных ориентиров, его неумение своевременно проанализировать собственные мысли, чувства и поступки. Лечение и реабилитация лиц с зависимостью является серьезной медико-социальной проблемой в силу стойкого характера психологических, биологических и социальных нарушений, связанных с употреблением психоактивных веществ. Именно по этой причине в процессе комплексного лечения зависимостей химического происхождения такая значительная роль отводится работе психотерапевта. В арсенале его методов сегодня одно из ведущих мест занимает арт-терапия. Ее цель - помочь пациенту, преодолевающему свою зависимость, вернуться к истокам бытия, самостоятельно ответить на многочисленные мучающие его вопросы, созерцательным или практическим способом соприкоснувшись с искусством. Используемые на сегодняшний день в разных странах мира лечебно-реабилитационные подходы к работе с зависимыми базируются на разных принципах и методологиях. В то же время, очевидна взаимодополняемость психологических, медицинских, педагогических и социотерапевтических мероприятий в целях более эффективного предупреждения и лечения зависимости. C учетом стойкого характера аномальных психологических установок, характерных для потребителей психоактивных вещевств и отсутствия психотропных средств, способных оказать на такие установки существенное влияние, «наиболее перспективной представляется разработка нелекарственных (психологических) подходов» (Сиволап Ю.П., 2007, с. 6).
Применительно к лечению и реабилитации зависимых методы арт-терапии обладают значительным потенциалом и даже определенными преимуществами, по сравнению с иными психотерапевтическими подходами. Необходимо отметить ценности арт-терапии: во-первых, она является средством преодоления такой особенности наркозависимых, как социальная изоляция, поскольку предоставляет участвующим в занятиях пациентам возможность использовать символические средства коммуникации в качестве более психологически безопасных, по сравнению с речью.
На основе полученного опыта символической коммуникации участники групповых занятий могут затем развивать и иные формы контакта друг с другом. Во- вторых, символическая коммуникация может служить альтернативной формой общения в тех случаях, когда словесное общение затруднено или невозможно, либо когда для него существуют выраженные психологические барьеры, что характерно для пациентов с зависимостью от ПАВ. В-третьих, арт-терапия позволяет преодолеть защитные механизмы в виде отрицания проблем, интеллектуализации и подавления сложных переживаний. В-четвертых, способна повышать самооценку и избавлять от ощущения собственной неполноценности лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков, и наконец, помогать преодолевать характерные для них трудности в контроле над сложными эмоциями и влиять на склонность к их импульсивному отреагированию. Метод арт-терапии связывает интеллект зависимого и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, то есть как телесный, так и духовный аспекты личности человека.
В работе с лицами, зависимыми от ПАВ, применяется как индивидуальная, так и групповая арт- терапия. Несмотря на возникающие на начальных этапах трудности включения пациентов в групповую работу (т. к. они крайне закомплексованы и настороженны, не осознают своих чувств и не умеют их выражать, что сочетается с психологическими защитами и сопротивлениями, ограниченным доступом к их переживаниям), важно подчеркнуть решающую роль группы, обеспечивающую эмоциональную поддержку участников занятий и сокращение межличностной дистанции.
Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы.
Как правило, в начале работы пациенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности больных избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью больных в психологической защищённости. На последующих этапах арт-терапевтического процесса пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний. Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе. Самые распространенные темы для художественного осмысления: «Мое настоящее, прошлое и будущее», «Мои социальные роли», «Я и моя болезнь», «Мои нереализованные желания», «Места, где я хотел бы побывать», «Мои отношения с окружающим миром».
Групповая арт-терапия обладает целым рядом преимуществ перед другими формами психологической помощи наркозависимым и зависимым от алкоголя в ремиссии, обеспечивая не только возможность выражения различных переживаний и укрепления психологической автономности участников занятий, но и развитие разнообразных социальных навыков, что имеет решающее значение для психосоциальной адаптации и поддержания устойчивой ремиссии.
Таким образом, метод арт-терапии позволяет решать задачи реабилитации наиболее мягко и опосредованно, обеспечивая вовлечение пациентов в разные виды творческой деятельности, приводящие к комплексным положительным эффектам. А также помогает человеку, страдающему какой-либо формой аддиктивного поведения, посредством пробуждения давно забытых или чаще всего подавленных в процессе неверно построенной жизни творческих устремлений структурировать свой внутренний мир, развить навыки рефлексии и общения, что очень важно в процессе преодоления зависимости как таковой.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 303 с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2006. - 432 с.
- Бурно М.Е. Алкоголизм. Терапия творческим самовыражением. М.: Познавательная книга плюс, 2002. - 224 с.
- Г аврилов В.В. «Изотера» - новые возможности // Искусство аутсайдеров: путеводитель / под ред. В. В. Гаврилова. - Ярославль: Иные, 2005. - С. 74-75.
- Ионов О. А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук. - Москва, 2004.
- Карвасарский Б. Д. / под ред. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000. - 1020 с.
- Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / под ред. Незнанова Н.Г., Карвасарского Б.Д. - СПб.: Питер, 2008. - 528 с.
- Копытин А. И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999. - 256 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
- Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
- Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора мед. наук. - СПб, 2010.
- Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. - СПб.: Речь, 2011. - 368 с.
- Арт-терапия. Хрестоматия / под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2002. - 284 с.
- Арт-терапия новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 356 с.
- Назарова Н.Р. Арт-терапия как средство психосоциальной реабилитации психически больных // Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито- Центр, 2008. - С. 213-231.
- Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Пособие для специалистов в области психотерапии и психологии. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 384 с.
- Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. - СПб.: Наука, 1992. - 232 с.
- Ересько Д.Б. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. Методическое пособие / Г.Л. Исурина, Копытин А. И. Изменение психического и социального статуса наркозависимыхв ремиссии при групповой арт-терапии / О.В. Богачев // Психологический журнал. 2009. - Том 30, №1. - С. 86-95.
- Кулаков С.А., Вайсов С.Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
- МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии» // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. 2005. - Т. 8, №1. - С.10-23.
- Мальчиоди К. Арт-терапия и мозг// Арт-терапия новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - С.319-331.
- Моттрем П. Групповой рисунок // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. 2007. - Том 10, №3. - С.24-41.
- Сиволап Ю.П. К проблеме психопатологии аддиктивных расстройств // Журнал неврологии и психиатрии. 2007. - Том 107, №11. - С. 4-6.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. СПб.: Речь, 2002. - 214 с.