До настоящего времени результаты лечения первичного рака и вторичных опухолевых поражений печени остаются всё ещё неудовлетворительными. Общий прогноз при первичном раке печени неблагоприятный, даже при использовании самых современных методов лечения, 3-х летняя выживаемость больных после радикальных резекций печени не превышают 45% (Гранов Д.А., Таразов П.Г. и соавт.), а пятилетняя выживаемость редко превышает 5%. При лечении вторичных опухолевых поражениях печени общая выживаемость больных не превышает 8-18 месяцев. По данным ВОЗ, первичный рак печени входит в десятку наиболее часто встречающихся злокачественных опухолей. По результатам вскрытий, метастазы рака в печень обнаруживаются у 20-70% онкологических больных. Синхронные или метахронные метастазы в печень выявляются у 50% больных, перенесших резекцию рака толстой кишки. У половины этих пациентов отсутствует поражение опухолью других органов, и именно метастазы в печень являются причиной смерти [1].
Единственным методом, позволяющим добиться длительной выживаемости при злокачественном новообразовании печени, является хирургическая резекция. Однако к моменту диагностики радикальное удаление опухоли возможно лишь у 5-15% больных, а остальные пациенты подлежат паллиативному лечению. Рецидив опухоли в течение 3-5 лет после резекции печени наблюдается у 70-90% больных. Из них повторную резекцию удается выполнить не более чем в 10% случаев [1, 3, 4]. Все это еще раз подчеркивает, что лечение злокачественных опухолей печени является одной из наиболее актуальных проблем клинической онкологии. Из выше изложенного очевидно, что паллиативная противоопухолевая терапия требуется более чем у 80% больных со злокачественным поражением печени. К сожалению, такие традиционные методы, как системная химиотерапия и облучение, при новообразованиях печени малоэффективны. Попытки найти более действенные, малоинвазивные и вместе с тем эффективные способы терапии явились стимулом к разработке и применению в клинической практике методов химиоинфузии в печеночную артерию (ХИПА) и химиоэмболизации печеночной артерии (ХЭПА) [2, 5, 6, 7].
Целью нашей работы явилось изучить непосредственные результаты ХИПА и ХЭПА при опухолевых поражениях печени выполненных за период 2004-2008гг. по данным Южно-Казахстанского областного онкологического диспансера.
Материал и методы. За указанный период в ООД ЮКО получили рентгенэндоваскулярные методы лечения проведены 70 больным с оаухолевыми поражениями печени, мужчин 47 (67,1%), женщин 23 (32,9%), из них: первичный рак печени 42 (60%) случаев, метастатические поражения печени 28 (40%) - среди которых метастазы печени были отмечены при раке желудка 16 (22,8%) случаев, при колоректальном раке 10 (14,3%), при раке молочной железы 2 (2,9%) случая. Все больные были в возрасте от 25 до 70лет. ХИПА выполнена у 50 больных, из них при первичном раке печени у 32 (45,7%) больных, при метастатических поражениях печени у 18 (25,7%) больных. У 20 больных проведена ХЭПА, из них при первичном раке печени 10 (17,1%) больным, при метастатических поражениях печени 8 (11,4%) больным. У всех больных диагноз установлен на УЗИ и КТ печени, лапароскопически и морфологически верифицирован путем пункционной биопсии. У пациентов с первичным раком печени III стадия процесса отмечена в 26 (61,9%) случаях, IV стадия в 16 (38,1%) случаях. В группе пациентов получивших ХИПА проведено от 4 до 6 курсов внутриартериальной, регионарной химиотерапии. Внутриартериальный катетер устанавливали по методике Сельдингера через бедренную артерию, у больных с первичным раком печени ХИПА проводилась через общую печеночную артерию, при метастатических поражениях печени химиоинфузия проводилась регионарно через чревный ствол. У больных первичным раком печени применили схему химиотерапии FACE (Фторурацил 1000мг/м2, Адриобластин 40 мг/м2, Цисплатин 60 мг/м2, Этопозид 100 мг/м2) - 16 (38%) больных, схема GF (Гемзар 1000 мг/м2, Фторурацил 750мг/м2 1 и 8 день) - 16 больных. При метастатических поражениях печени при раке желудка и молочной железы применили схему химиотерапии TP (Таксотер 75 мг/м2, Цисплатин 75 мг/м2), при метастазах колоректального рака схему FOLFOX (Фторурацил 500мг/м2, Оксалиплатин 100мг/м2), лейковорин вводили внутривенно перед ХИПА. ХЭПА проводили путем селективной катетеризации собственно печеночной артерии катетером Кобра 5F (Cordis), для ХЭПА использовали 50мг доксорубицина с липиодолом и доэмболизировали до полной окклюзии собственно печеночной артерии гемостатической губкой. Превалирование количества ХИПА у наших больных объясняется тем, что ХЭПА внедрена в клиническую практику ООД ЮКО с 2008 года.
Результаты. При динамическом наблюдении за больными первичным раком печени значительная регрессия отмечена у 2 (4,76%) больных, они наблюдаются в течении 3-х лет без признаков прогрессирования процесса, частичная регрессия отмечена у 6 (14,3%) больных, стабилизация процесса у 16 (38%) и прогрессирование процесса отмечено у 8 (19%) больных. При динамическом наблюдении после лечения до года со стабилизацией процесса живут 14 (33,3%) больных, 1,5 года живут 3 (7,14%) больных. Из 42 больных первичным раком печени в сроки от 4 до 8 месяцев после лечения умерло 13 (30,9%) больных. После ХЭПА у 8 из 10 больных отмечена частичная регрессия процесса, которая наблюдается в течении 3-5 месяцев, в настоящее время этим больным в плановом порядке проводится 2-й и 3й сеанс ХЭПА. У 2 больных отмечено прогрессирование процесса с развитием асцита в связи, чем они были отправлены на симптоматическое лечение по месту жительства. При наблюдении за больными с метастатическим поражением печени после ХИПА у всех 18 (25,7%) больных отмечена стабилизация процесса, которая наблюдается 6-8 месяцев, после чего более чем у 80% больных отмечалось прогрессирование процесса в печени с развитием печеночной недостаточности эти больные не прожили 1 года. После ХЭПА у 1 больной с метастазами рака молочной железы отмечена полная регрессия метастатических очагов. В остальных 19 случаях отмечена стабилизация процесса, которая наблюдается в течение 2-3 месяцев и этой группе пациентов в настоящее время проводится 2-й цикл ХЭПА.
Анализ осложнений показал, что после ХИПА осложнения в основном были отмечены проведенной химиотерапией в виде эметогенных реакций (тошнота у 60% больных, рвота у 52% больных) и лейкопении 1-2 степени у 23% больных, которые корригировались соответствующими, общепринятыми методами и купировались в течении 3-5 суток. После ХЭПА у больных в основном (90%) отмечался постэмболизационный синдром, который проявлялся повышением температуры тела до 38 С, болевым синдромом в эпигастрии средней интенсивности и интоксикацией, эти явления купировались коррекцией лечения антипиретиками, анальгетиками, инфузионной и дезинтоксикацмонной терапией на 5-7 сутки.
Выводы. Полученные нами данные показали эффективность внутриартериальной, химиотерапии (ХИПА) при первичном раке печени у 19 (45,2%) больных с хорошим качеством жизни, что дает возможность более широкого применения методики для оказания специального лечения этой сложной категории пациентов. Результаты ХЭПА при первичном раке печени также обнадеживают, так как после 1 процедуры дает стабилизацию процесса и улучшает качество жизни пациентов. Кратность процедуры 1 раз в 2 месяца, что также удобно как для пациентов, так и для медицинского персонала. Сокращаются сроки пребывания больных в стационаре, экономически выгодно. Не требует больших затрат на дорогостоящие химиопрепараты. Применение ХИПА несколько улучшает качество жизни пациентов. однако не позволяет добиться длительной стабилизации процесса, пациенты не выживают более одного года. Оценить результаты ХЭПА при метастазах других опухолей в печень на данный момент не представляется возможным, однако по данным современной литературы методика в полнее обнадеживает и оправдывает ее применение. Положительный результат отмечается у 45% больных средней выживаемостью от 8 до 24 месяцев [1].
ЛИТЕРАТУРА
- Давыдов М.И., Гранов А.М., Таразов П.Г., Гранов Д.А. и др. Интервенционная радиология в онкологии (пути развития и технологии) - СПб: Фолиант, 2007.
- Гранов Д. А., Таразов П. Г. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства в лечении злокачественных опухолей печени. - СПб: Фолиант, 2002.
- Таразов П. Г. Артериальная химиоинфузия в лечении нерезектабельных злокачественных опухолей печени (обзор литературы) // Вопр. онкол. - 2000. - Т. 46, № 5. - С. 521-528.
- Таразов П. Г. Роль методов интервенционной радиологии в лечении больных с метастазами колоректального рака в печень// Практическая онкология. -2005. - Т. 6, № 2. - С. 119-126.
- Bierman H. R., Miller E. R., Byron R. L. etal. Intra-arterial catheterization of viscera in man //Amer. J. Roentgenol. - 1951.-Vol. 66, N4.- P. 555-568.
- Chiba Т., Tokuuye K., Matsuzaki Y. et al. Proton beam therapy for hepatocellular carcinoma: A retrospective review of 162 patients//Clin. Cane. Res. - 2005.- Vol. 11, N 10.- P. 3799-3805.
- Gianturco C, Anderson J. H., Wallace S. Mechanical devices for arterial occlusion // Amer. J. Roentgenol. -1975.-Vol. 124, N 3. - P. 428-435.