Предлагаемая вниманию проблема посвящена анализу взаимосвязи религии и политической системы общества, сложного и многогранного процесса, который приобретает особую актуальность в связи с участившейся практикой применения религии в политике. Все нижеизложенное никоим образом не претендует на исчерпывающую истину, а лишь освещает существенные и наиболее интересные аспекты данной темы. Главная цель исследования — показать процесс взаимодействия религии и политической системы, обстоятельства формирования взаимоотношений между двумя сферами социальной жизни общества путем выявления специфики данного процесса.
Выбор темы исследования определен тем, что в последние годы в различных странах стали говорить о религиозном возрождении, о вступлении мира в одну из наиболее решающих фаз религиозной и культурной истории. Говоря о религиозном возрождении в СНГ, следует подчеркнуть процесс политизации религии, что заставило нас обратить внимание на данную проблему.
Наше государство определило приоритеты своего развития, ориентируясь на строительство демократического общества, где соблюдаются права всех граждан на свободу вероисповедания. И хотя в нашем государстве институт светской власти отделен от института религии, тем не менее были попытки использовать религию в политических целях. Поэтому процессы, связанные с возрождением религии в соседних республиках, граничащих с Казахстаном, вызывают у нас тревогу относительно будущего развития нашего государства. Суть наших опасений заключается не столько в том, что произойдет «сакрализация» власти, а в том, что идеи фундаментализма, экстремизма, сепаратизма, которые воспринимаются некоторыми слоями нашего населения, проникая на территорию нашего государства, могут дестабилизировать обстановку, вызвав разлад общественных сил в обществе, что в современных условиях более чем нежелательно.
Дать точное и однозначное определение понятия «религия» невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика I в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Слово ''религия '' вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.
1.Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания мира.
Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2.Наряду с простой, чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, не доступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может применяться полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного вероучения, изучают и толкуют священные тексты.
3.Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (лат. — возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат. - чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такими, с помощью которых особые люди или служители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом воздействовать на окружающий мир, на других людей, изменить природу и свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, т.е. колдовстве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы». Другая разновидность культовых действий — символические обряды, которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с целью напоминания о нем.
Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и непостижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «растворения в Боге» собственного сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от греч. — таинственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и в великих мировых. Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых преобладает мистический элемент, религиоведы так и называют — мистическими.
Для того чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в большинстве религий требуются специально подготовленные священнослужители. 0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу, например, обладать божественной благодатью, как православные и католические священники, а могут быть и просто организаторами и руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе. Каждая религия разрабатывает свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным, торжественным, детально утвержденным, другой — простым, а возможно и допускающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.
4.В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями . Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).
Смысл и суть объединения верующих по-разному понимаются и трактуются в разных религиях. Например, в православном богословии церковь — это соединение всех православных: живущих ныне, а также уже умерших, т. е. пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь выступает в качестве некоего вневременного и внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы поведения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «посвященность» и изолированность своих членов от всех окружающих, другие, наоборот, открыты и доступны для всех.
Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации и т. п. Хотя все перечисленное абсолютно не обязательно для всех религий.
Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т. е. учет церковью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь постоянно не контролируются, за ними остается относительная свобода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви).
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты.
Религия и политика, являясь самостоятельными компонентами социальной системы, могут одновременно выступить факторами возникновения тех или иных социальных отношений как внутри самого себя, так явиться факторами зарождения, развития взаимоотношений непосредственно между собой. Взаимосвязь религии и политической системы можно охарактеризовать как отношение устойчивых, постоянно воспроизводящихся социальных компонентов. Отношения религии и политики в развитии общества можно представить как процесс противостояния и одновременно взаимопроникновения и взаимовлияния. Это хорошо прослеживается с самого начала зарождения их отношений. Отношение между религией и политическими институтами долгое время рассматривалось в рамках дискуссии о магическом или религиозном происхождении государства. Общество до возникновения государства организовывалось структурами родства. Отношения между родовыми группами осуществлялись посредством обмена брачными партнерами. Политический аспект жизни таких групп выражался в контроле как средстве поддержания стандартизованного социального поведения. В таком обществе не было специальной инстанции, которая была бы призвана осуществлять контроль и наказание.
В данном обществе, стоявшем на зачаточной ступени социальной дифференциации, фактически наблюдалось переплетение, взаимное проникновение политических и религиозных структур. Важным показателем такого взаимопроникновения было использование ритуала в случае применения санкции (наказания) провинившегося.
Далее происходило крупнейшее социальное изменение — переход к обществу, где власть осуществляло государство — центральный политический институт. Вопрос о роли религии в формировании государства можно рассматривать лишь в плане предположений.
Одна из гипотез состоит в том, что переходным к образованию государства был феномен «выдающейся личности», предводителя, вождя, авторитет которого существенно превосходил всех других индивидов в данной группе. В терминологии М.Вебера такой человек обладал харизмой, необходимой для того, чтобы выполнять функции вождя. Такой «природный вождь» воспринимался как обладатель, каких-то «сверхъестественных качеств» (телесных и духовных).
На следующих этапах складывалась система предводительства, в которой авторитет был связан институализацией и легитимацией. Институализация проявляется в складывающейся системе централизованного руководства и иерархически организованном статусе. Эта система была хорошо распространена и часто предшествовала государственности.
Происходило образование системы управления, администраций, должностей, служб. Власть не подвергала сомнению лицо, облаченное властью, обладала уверенностью, что приказы будут выполнены подчиненными.
Существует связь между возникновением государства, власти человека над другими людьми и религией. В основе этой связи лежит социальная дифференциация — отношения между религией и политикой в обществах, в которых политика и власть государства организованны (в условиях развитой государственности), складываются в многообразных формах. Однако главное — отношения между религией (церковью, религиозными организациями) и государством.
Так как политическое господство и религия теперь существуют как два самостоятельных института, отдифференцированных друг от друга в такой степени, что каждый развил свою систему верований и традиций, теоретическая разработка религиозных верований в качестве теологии наблюдается лишь в государственно организованном обществе. Это связано с потребностью в легитимации власти государства как перманентного господства, тем самым дающее «толчок» к возрастанию роли религии.
Потребность в легитимации политической власти способствует, наряду с разработкой системы вероучений, также формированию особого (рода) слоя религиозных специалистов, которые могут сравниться в определенных отношениях с политической элитой, а при некоторых условиях — даже составить ей конкуренцию.
В частности, конфликт между государством и церковью не вытекает из существа взаимоотношений этих двух социальных институтов, а определяется специфическим стечением обстоятельств. В социологии констатируется, что отношение религии к политической системе различается в зависимости от характера религии. Выделяются так называемые «народные религии» и религии «универсальные». Отношение религии первого типа с государственной властью устанавливается как отношение лояльности, в то время как отношение универсальной религии к властям и социальным группам, напротив, не идентично отношению лояльности, при этом возможен конфликт между ними. Политическая система выполняет функцию достижения, общих целей общества, подчинена ценностям, возвышающимся над ней, — ценностям всего общества в целом. Она должна противодействовать как социальным конфликтам, так и защищать общество от внешних угроз. Религия не выполняет по отношению к политической системе функцию ее легитимации. В то же время государственно организованное общество в его политической функции решает задачу обеспечения продолжительного существования данного строя. Над решением этой задачи работают многие политические структуры.
Вместе с тем общество обязательно должно постоянно изменяться. Если же политическая система закрывает все возможности доступа к власти, она ставит под угрозу ее законность. В таком случае она носит насильственно принудительный характер. Возникает потребность в легитимации господствующих слоев. Религия в такой ситуации должна искать способы установления долгосрочных связей с политической системой.
Переплетение власти и религии создает обоюдную зависимость, которая особенно явственна там, где ритуальные действия государственной значимости выполняются главой государства.
Наряду с использованием религиозной системы как опоры государственной власти религиозные специалисты начинают очень часто использоваться для службы в государственных целях. Политическая жизнь в таких обществах пронизана религией, все политические процессы протекают не без участия религии. К примеру, несмотря на то, что политическая жизнь Древнего Рима была пронизана религиозными ритуалами, это практически никогда не вело к доминированию религии над политикой.
Таким образом, «народные религии» в условиях сложившейся государственной власти оказались не в состоянии достичь достаточно высокой степени организованности и самостоятельности.
С возникновением универсальных религий, в первую очередь это относится к буддизму и христианству, характер взаимодействия религиозных и политических систем изменился. С одной стороны, эти религии создали особые, отдельные от государства организации (церковь — в христианстве, сангха — в буддизме). Однако и буддизм и христианство достигли расцвета тогда, когда они стали государственными религиями. Для «организованной религии», т.е. религии, отделившейся от государства в качестве самостоятельной организации, проблема источников существования — это проблема ее выживания. «Организованная религия» нуждается во внешней поддержке особенно, по мере развития, в поддержке на государственном уровне.
Актуален вопрос: нуждается ли политическая система современного общества в легитимации со стороны какой-то определенной религии?
Поскольку существуют разные формы религии и каждой присуще именно ей свойственное отношение к политике, то должна быть учтена внутренняя структура религиозной системы как фактор ее отношения к существующим сегодня политическим системам. Рассмотрим для примера такой тип религии, как «исторический», тесно связанный с национально-государственными структурами. Религия выполняет функцию поддержки и оправдания ценностей данного общества, которые включаются в политическое поведение в качестве установок отношения к законам и властям. Действие религии в таком обществе состоит в том, чтобы поддерживать убеждения общества в законности политической власти.
Аналогичную функцию более успешно выполняет «гражданская религия» в демократическом обществе, основной характеристикой которого является плюрализм. Сущность «гражданской религии» заключается в том, что гражданам предоставляется свобода выбора той или иной веры: при этом сохраняется тесная связь между государственной и официально признанной религией. Отношение к религии в таком обществе является политическим фоном и может регулироваться государственным или демократическим образом либо давлением на совесть граждан.
Другой путь, при котором религия влияет на политику, состоит в служении интересам той или иной социальной группы через поддержку ее убеждений и решимости в принятии решений, а также в определении целей и средств.
Внутри религиозных организаций идут ожесточенные идеологические споры, вызывая вопрос о том, насколько приемлемо для религиозной организации прямое институциональное включение в политическую деятельность в современных условиях. Прямое или косвенное участие религиозных групп в политической жизни общества зависит, главным образом, от двух обстоятельств — идеологии, которой придерживаются члены той или иной религиозной группы, и объективных условий (социального положения), в которых они находятся.
Даже одна и та же религия может служить основой разных политических ориентаций, так как религиозные верования существуют не в «чистом» виде, а комбинируются с теми или иными элементами светской идеологии, образуя при этом определенную систему ценностей, влияющих на политическую ориентацию верующих. В определенных обществах, в зависимости от целого ряда внутренних и внешних факторов, христианская вера может идентифицироваться с определенными политическими убеждениями. В этом случае следует говорить о так называемой «мировоззренческой церкви», которая устанавливает в качестве единственно приемлемой для ее последователей социально-политическую ориентацию.
Примером может служить католическая церковь. Здесь мы видим механизм, посредством которого та или иная партия (и ее идеология) идентифицируются с позициями католической церкви и этим обосновывается притязание на выражение интересов католиков. Но это опасный для церкви симбиоз. В настоящее время, по крайней мере, большинство христианских церквей дистанцируется от государства и партийной политики, поскольку часто связь церкви с государством служила основанием не поддержки, а отторжения значительных слоев общества от церкви.
Отношение между религией и обществом, церковью и государством на протяжении истории принимало различные институциональные формы. Выделено достаточно большое количество «моделей», из которых особенно существенны:
- -теократическая модель государства и церкви;
- -модель тоталитарного государства (для которого церковь перестает существовать в качестве самостоятельной величины).
- Интересна разработанная католицизмом модель, фиксирующая следующие позиции:
- признание плюрализма и демократических форм государства;
- признание в качестве возможных альтернатив различных конкретных способов решения основных социально-экономических и политических проблем;
- отделение церкви, от какой бы то ни было системы политической власти и социально-общественной системы;
- отказ церкви от государственных привелегий и использования в своих целях государственной власти.
Таким образом, можно сказать, что религиозная система в ее отношении к политике и государству претерпевает существенные изменения. Эти изменения отражают некоторые общие тенденции, которые немецкий социолог А. Гелен сформулировал следующим образом, выделив три важнейшие формы деятельности:
1)рационально-практическое поведение, связанное с развитием естественных наук и техники (оно приобретает в современном обществе все больший удельный вес);
2)ритуально-организованное поведение (в современном обществе оно отнесено на второй план; отражение этого сдвига — возрастающие трудности, которые испытывает церковь с богослужением, церковной практикой в целом);
3)применение волевого поведения (обнаруживает тенденцию ослабления решимости и готовности брать ответственность на всех уровнях, сопровождаемую стремлением к анонимным, обезличенным готовым решениям).
Для политической системы в современном обществе характерен сдвиг от харизматического и традиционного господства к рационально-легитимному (разумно узаконенному).
При рационально-легитимной системе люди следуют обезличенным правилам, нормам и принципам, именно на этом держится стабильность и интеграция общества, а не на преданности руководителю, опирающемуся либо на харизму, либо на обман. Стабильность такого политического устройства общества может быть обеспечена лишь при условии легитимности политического руководства и правительства.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что современное государство не нуждается, или нуждается в крайне малой степени, для своей легитимации в поддержке со стороны религии. Даже в тех странах, где существует государственная религия (Великобритания, скандинавские страны), вклад этих религий в легитимацию существующих политических систем не существен.
Политическая система, которая не учитывает тенденцию развития современного общества и пытается основывать свою легитимность через опору на религию, может рассчитывать лишь на кратковременные, но не на стратегические результаты, поскольку действует вразрез с объективным ходом социального развития.Однако церковь стремится сохранить определенное влияние на политику, поэтому она включает в свою систему ценностей легитимирующие современное общество устои.