В ходе развития цивилизации, при переходе от одной формации общества к другой, получали все большее развитие правовые отношения и нормы права. Это, в первую очередь, произошло в развитых демократических государствах, с верховенством права, которые получили название “правовые государства".
Право формируется и развивается прямым участием государства, придающего юридическим нормам общеобязательную силу и обеспеченность. Характер государства, его политический режим оправдывают особенности права. Право в процессе социального развития может становиться определяющим фактором по отношению к государству, реализуясь в правовом государстве. Если право призвано выражать нормативные начала общественной жизни, то государство во всех случаях неизменно остается институтом организованной политической власти, инструментом ее реализации.
Как справедливо заметил Нагашбай Шайкенов в своей работе “Правовое обеспечение личности”, написанной в 1990 году: “Право призвано быть суверенным социальным явлением даже в области политических отношений”.
Государство на определенных этапах развития должно в соответствии с общей линией социального прогресса быть носителем демократии, с которой напрямую связан прогресс и в сфере права. В этом случае государство выступает в качестве формирующего (гарантирующего) фактора. Главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям особое юридическое качество, затем они начинают действовать самостоятельно, и это действие может быть обращено и против государства.
Характер, черты и развитие права во многом зависят от политического режима государства. В условиях авторитарного режима право, вообще, имеет довольно узкие, свернутые функции. В данном случае право реализует в основном динамическую функцию, в значительной мере заключающуюся в предписаниях, исходящих от государства, и в основном выступает в качестве его орудия, инструмента, т. е. имеет тоталитарный характер. Можно привести пример сталинского Советского Союза, гитлеровской Германии и других тоталитарных режимов. Сегодня эти процессы очень хорошо прослеживаются во многих постсоветских республиках.
Другая картина характерна для общества, когда в нем утверждается режим демократии, действительного народовластия. Этот режим не просто предполагает право, а требует раскрытия в нем собственных ресурсов, собственного правового развития.
Необходимо выделить три момента.
Во-первых, демократия, в отличие от авторитарных порядков, основана на ограничении политической власти, которая в результате этого не может превратиться в самодовлеющую политическую силу. Режим демократии - это саморегулирующийся механизм, прежде всего в экономике - надежной частной собственности. Демократия предполагает такое построение правовой системы, в которой ведущее и доминирующее значение приобретает частное право.
Во-вторых, демократия, как политический режим, нуждается в таких адекватных юридических формах, которые не позволят вылиться ни в режим вседозволенности, власти толпы, ни в авторитарный, тоталитарный режим.
В-третьих, режим демократии выдвигает на первое место человека, его права и свободы, и это необходимо закрепить в правовой системе. Именно поэтому эти соображения являются принципами правового развития общества.
Отмечая роль государства в этом развитии, определенном экономикой, другими факторами, выраженными в естественных, непосредственно-социальных правах, необходимо отметить и другую сторону права: оно развивается в противоборстве с государством. Особенно отчетливо это проявляется в демократическом режиме. Право выступает в качестве главного института цивилизации, способного “обуздать” государство, и выполняет функцию социального регулирования. Правовое развитие начинается в сферах права тогда, когда деятельность государственных органов ограничивается, строго упорядочивается при помощи строго разрешительного порядка. Правовое государство же является образным венцом позитивного потенциала, заложенного в праве.
Таким образом, правовое государство - это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существуют развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей и эффективным взаимодействием и взаимным контролем политики и власти.
Признаком правового государства является публичность власти, которая представляет собой общество в целом, весь народ. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для его существования и развития. Она должна быть:
- подкреплена силой закона и через законы и иные юридические механизмы проводить государственную политику в обществе;
- суверенной, то есть отделенной от иных видов власти, свободной и независимой от власти партийной, церковной и корпоративной;
- единой и неделимой.
Кроме того, государственная власть должна быть легитимной, то есть юридически обоснованной и признанной. Это основание выражается главным образом в конституции, законах, международно-правовых актах. Например, в преамбуле Конституции РК говорится, что Конституция принимается народом Казахстана. Легитимность нельзя путать с законностью. “Легитимность власти” - более основательное понятие; оно дает ответ на вопрос: обоснована ли власть с социальной стороны и с точки зрения права, прав и свобод человека.
В развитом демократическом обществе на первое место выдвигаются институты народного представительства. В Казахстане к таким институтам относятся: институт парламентаризма (Мажилис и Сенат); институт президентства, так как президент избирается всеобщим голосованием; муниципальное самоуправление, осуществляемое посредством местных представительных органов власти - маслихатов. Наглядным примером того, что в Казахстане демократия не получила должного развития, является то, что роль органов местного самоуправления сведена до минимума. Недавно принятая поправка о выборности акимов только предполагает их выборность, тогда как, на мой взгляд, здесь требуется подробная регламентация такого избрания и принятия специального закона. Маслихаты же могут лишь поставить вопрос о снятии акима перед президентом. Они, по сути, не имеют исполнительных органов, лишены властных полномочий и могут быть досрочно распущены Сенатом. Необходимо также отметить, что депутаты Парламента могут только вносить предложения президенту об изменениях в Конституции и не могут это делать самостоятельно.
Правовое развитие начинается в сферах права тогда, когда деятельность государственных органов ограничивается, строго упорядочивается при помощи строго разрешительного порядка.
Важным моментом в процессе формирования гражданского общества и правового государства являются обеспечение и защита неотъемлемых прав и свобод человека. Правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободу, равенство. Эти принципы закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. (50-летие декларации отмечалось 10 декабря 1998 г. во всем мире).
Например, в настоящее время смертная казнь отменена законом в 35 странах. В 27 странах она не применяется последние 10 лет и дольше. Статистика показывает, что в странах, где смертная казнь отменена и заменена длительными сроками, вплоть до пожизненного заключения, количество убийств на 100 тысяч человек населения меньше, чем в странах, где она за это преступление предусмотрена. Необходимо отметить, что Казахстан в 1995 году находился в первой пятерке по количеству смертных казней, уступив Китаю, Саудовской Аравии, Нигерии, демократическими и правовыми которые назвать нельзя.
Статья 3 Всеобщей декларации прав человека говорит не только о праве на жизнь, но и о праве на свободу и личную неприкосновенность. Такое соединение этих прав в одной статье не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность - первая предпосылка свободы. Свобода неотделима от ответственности и не должна вредить свободе и интересам других людей. Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 во Франции, говорит: “Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим”.
Поэтому пользование естественными правами каждым человеком не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом. Иными словами, свобода не является абсолютной и неограниченной. Ее границы, то есть порядок пользования свободой, определяются законом. В то же время свобода, признанная естественным правом, ограждает человека от произвольного вмешательства в его жизнь. Это отношение между человеком и государством выражается в двух формах: человеку разрешено все, что не запрещено законом; государству и его органам запрещено все, что не разрешено законом.
Гражданское общество опирается на презумпцию естественного права, связывает реализацию свободы индивидов с определенными институциональными правилами и осуществляется через:
1) частные (личные) права;
2) политические институты;
3) государство.
Гражданское общество как философское определение было внесено в науку еще Аристотелем, который говорил, что государство - это совокупность граждан, гражданское сообщество, определяя таким образом государство и гражданское общество как синонимы. Речь идет о “правильном государстве”, позволяющем “множеству действовать в интересах общей пользы”. Эти рассуждения относятся и к республиканскому Риму. Одни исследователи античного общества считают, что государство и общество могут быть восприняты как части целого, другие доказывали, что государство находится на службе гражданского общества, третьи - что гражданское общество контролируется и видоизменяется по воле государственных институтов и поэтому превалирует не общество, а государство.
По Маккиавели, гражданское общество есть совокупность противостоящих интересов - классовых, сословных, партийных. Он считал, что пассивное общество не может считаться гражданским и здесь нет места индивидам, их правам и свободам. В полную противоположность ему Гуго Гроций утверждал, что на основе естественного права и возникает государство, как необходимый институт, служащий охране гражданского общества. Основой учения Гроция была отдельная личность, а не общество.
Руссо считал, что каждый из нас “передает в общее достояние и ставит под общее руководство общей воли свою личность”, тогда образуется нечто “нераздельно целое” и из этой совокупности возникает народ. Каждый выступает как бы в двух ипостасях - как гражданин и как подданный, вынужденный подчинять свою волю государству и через общественный договор переходить из состояния естественного в состояние гражданское. Он видел три главных качества, создающих личность:
- “право собственности на все, чем обладает”;
- “гражданскую свободу, ограниченную единственной общей волей”;
- “свободу моральную”.
Монтескье справедливо связывал правовое положение личности с данным политическим строем. Он говорил: “Свобода есть право делать все, что дозволено законом. А если допустить, что гражданин может делать и то, что законами воспрещено, - свободы нет, ибо точно так же могли бы поступать и другие граждане”. Нельзя не принять и суждения Дж. Локка о том, что важнейшим компонентом перехода из естественного состояния к гражданскому обществу и государству становится частная собственность. Главной же функцией государства как раз и является охрана частной собственности. Из всего этого следует право народа, как суверена, устанавливать и смещать правителей, попирающих его права, и устанавливать такой вид власти, который менее всего склоняется к авторитаризму.
В наши дни отдается предпочтение суверенному обществу. И только правовое государство может уравновесить личность и общество. Суверенитет, о котором спорят, принадлежит не только государству, но и гражданскому обществу, состоящему из свободных и равноправных индивидов, для которых естественное право выше и законнее права позитивного. Из этой логики следует, что правительственная власть снабжена не столько правами, сколько обязанностями. Т. Пейн в своей книге “Права человека” писал, что гражданское общество - не второстепенно и должно подчиняться конституции и суду в такой же степени, в какой то же самое входит в обязанность правительства.
Гражданское общество было немыслимо для бывшего Советского Союза (государственная идеология, отсутствие права на собственность). Поэтому в постсоветских республиках, к которым относится и Казахстан, гражданское общество находится в зачаточном состоянии. О необходимости дальнейшей демократизации общества говорится и в недавнем Послании Президента Назарбаева к народу Казахстана.
Продолжая свой путь от тоталитаризма к демократическому устройству жизни, полному испытаний, Казахстан вплотную подошел к рубежу, когда необходимо сделать решительный выбор в пользу демократического взаимодействия общества и государства, заложить основы государственной политики по созданию структур гражданского общества, найти механизм цивилизованного взаимодействия различных самоуправляемых структур общества друг с другом и с государством.
Такое демократическое взаимодействие можно обеспечить только на прочной основе закона и используя строгий механизм правового регулирования, четко закрепляющий взаимные права и обязанности всех участников общественного и политического диалога. Вот почему задачей первостепенной важности являются разработка и принятие законов, необходимых для скорейшего становления в Казахстане гражданского общества. Эти законы можно подразделить на три типа:
1) законы, определяющие государственные гарантии прав человека и основные отношения гражданина и государства: закон о службе уполномоченного по правам человека, закон об адвокатуре и т. д.;
2) законы, обеспечивающие реализацию прав граждан избирать, быть избранными, прямо выражать свою волю по принципиальным вопросам государственной политики и участвовать в процессах управления (в том числе совершенствование Закона “О выборах” в соответствии с нормами международного права, принятие закона “О принципах местного самоуправления” и др.);
3) законы, определяющие государственные гарантии свободного формирования и деятельности структур гражданского общества, а также гарантии прав граждан на проведение гражданских акций: законы “О праве на объединение” (новый закон), “О политических партиях” (новый закон), “О профессиональных союзах” (новый закон), “О благотворительной деятельности”, “О некоммерческих организациях”, “О публичных мероприятиях” (о гарантиях прав граждан и их объединений на проведение публичных акций, демонстрирующих их волю: митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т. д.).
Причем все они должны быть в равной степени основаны на следующих принципах развитого общества:
1. Обеспечение прав человека в полном объеме, соответствующем Всеобщей декларации прав человека и международным правовым актам.
2. Обеспечение полноценного общественного диалога, предполагающего, в частности, независимость средств массовой информации от органов государственной власти и соблюдение прав граждан на свободное распределение и получение информации.
3. Плюрализм, предполагающий отсутствие навязывания собственных взглядов и терпимость к противоположным убеждениям.
4. Защищенность гражданского общества от его противников - как от организаций и отдельных граждан, отрицающих ценность и принципы гражданского общества, так и чиновников.
5. Ответственность государства перед обществом (в дополнение к уже существующей ответственности граждан перед государством) за выполнение обязанностей государства, в частности по обеспечению:
- эффективного исполнения законодательства;
- заинтересованной реакции государства на гражданские инициативы;
- максимально возможной и беспристрастной помощи объединениям граждан в их деятельности, в том числе по проведению публичных мероприятий;
- эффективной защиты граждан и их объединений от дискриминации, насилия, его пропаганды или угрозы применения.
Таким образом, Казахстан только тогда можно будет считать правовым государством, когда он будет иметь реальные органы местного самоуправления, развитые политические институты, независимую судебную систему, систему сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной властями. В нем должны соблюдаться права и свободы человека, в том числе право на собственность и реальное участие в управлении государством. Одним же из главных условий правового государства можно назвать развитое гражданское общество, где каждый человек будет ощущать себя гражданином государства, в котором он живет.