Просматривая подшивки прошлых лет газеты “Казахстанская правда", обратил внимание на публикацию о совещании, проведенном Президентом страны с руководителями правоохранительных органов республики (“Казахстанская правда" № 239-240 от 1 ноября 1996 года.) Приведу дословно лишь одно из высказываний Нурсултана Назарбаева, которое и натолкнуло меня на подготовку этой статьи: “Сегодня самым слабым местом в системе правосудия является исполнение судебных актов. Недаром работа судебных органов в этой части вызывает много возмущения у людей. Для тех, кто обратился в суд для защиты своих законных прав и интересов, важен не сам судебный процесс, а реальное восстановление их нарушенных прав и законных интересов. Кому нужны решения, если они никем не исполняются?"
В прошедшее после совещания время в республике были проделаны серьезные преобразования, приведшие к совершенствованию законодательства. Тем самым подготовлена правовая основа надлежащей деятельности государственных органов по обеспечению порядка и сроков исполнения судебных решений.
Широкие полномочия были предоставлены Министерству юстиции - правительственному органу, призванному решать вопросы, связанные с исполнением судебных решений. Можно прямо сказать, что ни один другой государственный орган в последние годы не получил столько полномочий, сколько Министерство юстиции. Проследим краткую хронологию того, как укреплялось Министерство юстиции и как оно получило практически всеобъемлющую власть в сфере исполнения судебных решений.
7 июля 1997 года принят Закон Республики Казахстан “О судебных приставах". На судебных приставов были возложены задачи по оказанию содействия судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов судов и других органов. Законом также определен порядок применения судебными приставами огнестрельного оружия и специальных средств.
Подразделения судебных приставов при районных (городских), областных и приравненных к ним судах образуются начальником областного и приравненного к нему управления юстиции, при Верховном суде - министром юстиции. Контроль над деятельностью судебных приставов, состоящих при районных (городских), областных судах и приравненных к ним судах, осуществляют Министерство юстиции и его территориальные органы. Ими же производится назначение и освобождение от должности судебных приставов.
Во введенном в действие 1 января 1998 года Уголовном кодексе Республики Казахстан установлена жесткая ответственность за преступления против правосудия. Согласно ст. 362 УК за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, совершенное представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а равно служащим государственного учреждения, коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Постановлением правительства Республики Казахстан № 289 от 7 апреля 1998 года образован Департамент расследований Министерства юстиции. Сотрудники департамента имеют право на хранение, ношение огнестрельного оружия и его применение в целях, предусмотренных законом. Контроль над деятельностью департамента и его структурных подразделений осуществляет министр юстиции, который определяет структуру и штатную численность территориальных управлений Департамента расследований, практически решая все кадровые вопросы.
30 июня 1998 года был принят Закон Республики Казахстан “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", которым определены порядок и сроки исполнения судебных решений. Согласно статье 4 названного закона исполнение решений судов возлагается на судебных исполнителей, состоящих при всех судах, кроме Верховного суда. Судебный исполнитель наделен полномочиями, необходимыми для совершения исполнительных действий.
Задачей исполнительного производства, как определено в законе, является обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений по гражданским и хозяйственным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий.
В соответствии со статьей 85 закона контроль над деятельностью судебного исполнителя осуществляют Министерство юстиции и его территориальные органы, судебный исполнитель назначается на должность и освобождается от должности руководителем территориального органа юстиции.
Теперь нетрудно сделать вывод, что Министерство юстиции получило практически все, что нужно для обеспечения обязательного и своевременного исполнения судебных решений. И в этой связи нельзя не согласиться с замечанием Президента страны о том, что государственные органы обладают достаточным потенциалом для выполнения возложенных на них функций. Применительно к Министерству юстиции сказанное более чем справедливо. По сути, Министерство юстиции превратилось в мощный силовой орган, имеющий свои вооруженные подразделения.
Самое важное, в республике после названных выше законодательных нововведений четко определен правительственный орган, на который возложены функции обеспечения обязательного и своевременного исполнения судебных решений.
Если в исполнительном производстве сложившееся положение не будет исправляться, то не следует останавливаться в бессилии перед этим негативным процессом и апеллировать к высшим органам страны. Все, что необходимо для обеспечения законности при исполнении судебных решений, Министерство юстиции имеет. И именно оно должно взять на себя ответственность за нынешнее состояние исполнительного производства в стране.
Созданная под эгидой Министерства юстиции и находящаяся под его непосредственным контролем система: судебный исполнитель - судебный пристав - управление расследований - управление юстиции - должна функционировать, в максимально возможной мере обеспечивая обязательное и своевременное исполнение судебных решений. Вступившее в законную силу судебное решение не должно остаться неисполненным.
В противном случае грош цена всем нововведениям, порождающим новые многочисленные структуры, превращающим и без того громоздкое министерство в трудно управляемый исполнительный орган, и не стоит тратить на это отвлекаемые из бюджета средства.