Успешное решение задач уголовного и гражданского судопроизводства в известной мере зависит от действенного и правильного применения в судебном разбирательстве специальных знаний, которые способствуют расширению круга источников доказательств, повышению качества и оперативности расследования преступлений. Статья 84 УПК РК определяет возможность привлечения к следственным и судебным действиям (осмотру, обыску, выемке, освидетельствованию и др.) представителей любой профессии в качестве специалиста. Закон выдвигает два основных требования к специалистам – незаинтересованность в деле и владение специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств.
Помощь специалиста при производстве обыска заключается в оказании следователю содействия в отыскании и изъятии орудий преступления, денег и ценностей, добытых преступным путем, предметов или документов, могущих иметь значение для дела, в обнаружении разыскиваемых лиц, а также трупов (ст. 230, 231, 232, 234 УПК РК).
Зачастую целью обыска является отыскание определенных предметов со следами, указывающими на совершенное преступление. Сами по себе такие предметы могут иметь совершенно «безобидный» вид, и только имеющиеся на них следы будут говорить о содеянном (например, одежда с брызгами крови, лом с микрочастицами краски от сейфа и т.п.).
Для того чтобы установить, является ли обнаруженный при обыске предмет орудием преступления (или несет на себе его следы), необходим самый тщательный осмотр. Другими словами, здесь фактически проводятся два следственных действия одновременно: обыск и осмотр.
Анализ следственной практики свидетельствует, что при производстве обысков следователи стремятся обнаружить спрятанные объекты и потому приглашают в основном специалистов – криминалистов органов внутренних дел для работы с поисковыми приборами: металлоискателями, щупами, магнитными подъемниками и т.п. Представляется, что в ходе обыска может и должна решаться и другая важная задача: сбор информации, обеспечивающей доказывание принадлежности найденных объектов потерпевшему; обнаружение, фиксация и изъятие объектов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве образцов при производстве экспертиз; обнаружение и предварительное исследование объектов, которыми были оставлены следы на месте происшествия (обувь, перчатки, орудия взлома), и др.
При расследовании дел об отравлениях рекомендуется привлекать к производству обысков токсикологов или фармацевтов, которые помогут отыскать яды (лекарства), повлекшие смерть или отравление, посуду из-под лекарств, рецепты на их получение, а также обнаружить и с необходимыми предосторожностями изъять отравляющие вещества.
К производству обыска по делам об изнасилованиях нужно привлекать специалистов, которые помогут следователю обнаружить на одежде и белье подозреваемого следы крови и спермы, дадут конкретные советы по выявленным следам и другим вещественным доказательствам.
Существенную помощь следователю могут оказать и столяры, если тайники сделаны в мебели; техники и инженеры, когда искомые объекты находятся в узлах машин, и т.д.
Необходимо приглашать соответствующих специалистов для выполнения поручений, требующих специальных знаний и навыков (водолаз, альпинист, экономист, программист, техник-строитель), и для консультаций по вопросам соблюдения правил техники безопасности, например, при обыске на промышленных предприятиях, при разборке строительных узлов, проверке энергетических сооружений, обращении с ядовитыми и взрывчатыми веществами. В таких случаях специалист-криминалист едва ли окажет существенную помощь в обнаружении сокрытого.
Помощь специалистов следует использовать при производстве обысков, проводимых для обнаружения и изъятия побочных следов (продуктов, веществ) преступной деятельности, которые преступники не прячут и на которые следователи, как правило, не обращают внимание. Например, перед производством обыска в квартире лица, подозреваемого в изготовлении фальшивых банковских документов, следователь показал поддельные бланки специалисту по техническому исследованию документов. Тот определил способ их изготовления и высказал предположение об использованных при этом оборудовании и материалах. При обыске он же обратил внимание следователя и понятых на инструменты и детали, которые хранились на балконе среди строительных инструментов. В результате сборки обнаруженных деталей получился несложный пресс. В одной из комнат специалист нашел пачку специальной бумаги, набор красок и цинковые полированные пластины. Несмотря на то что в ходе обыска не удалось обнаружить ни фальшивых бланков, ни клише, с помощью которых они изготавливались, вина подозреваемого была доказана. В дальнейшем эксперт дал заключение, что представленные на исследование поддельные документы изготовлены из материалов и на оборудовании, изъятом у подозреваемого.
Квалифицированный осмотр обнаруженных в ходе обыска предметов позволяет выявить на них следы пальцев преступника либо потерпевшего, микрочастицы и микроследы, по которым можно установить факт их переноски конкретным лицом или хранения в общей массе (определенном месте), откуда они были похищены.
Когда предметом обыска являются похищенные вещи, например фарфоровая посуда, изделия из хрусталя и т.д., то при изъятии у подозреваемого аналогичных предметов нужно соблюдать особую осторожность. Так, в случае хищения посуды на ней зачастую удается обнаружить следы пальцев рук потерпевшего или его родственников (жены, детей).
Доказать принадлежность обнаруженной при обыске вещи (оружия и др.) конкретному лицу можно не только по следам пальцев рук, но и при помощи имеющихся на ней микрочастиц и микроволокон. Так, обыскивая дачный домик подозреваемого в разбойных нападениях, следователь заметил следы ремонта на крыльце, под которым обнаружили завернутый в хлопчатобумажную ткань пистолет. Подозреваемый объяснил, что пистолет чужой и положить его под крыльцо мог кто угодно. Специалист криминалистического подразделения, принимавший участие в обыске, не обнаружил на пистолете следов рук, но обратил внимание на прилипшие к оружию и упаковочным материалам посторонние частицы. Он рекомендовал следователю прибегнуть к помощи специалистов по исследованию материалов, веществ и изделий. Те, в свою очередь, посоветовали ему произвести повторный обыск в доме подозреваемого и изъять верхнюю одежду, в которой он мог носить оружие. Проведенная экспертиза позволила доказать ношение обнаруженного (под крыльцом дома) пистолета в кармане куртки подозреваемого.
Известно, что по микроволокнам и микрочастицам, обнаруживаемым на холодном оружии, примененном для нанесения телесных повреждений, можно установить факт контактного взаимодействия оружия и одежды (тела) потерпевшего. Поэтому, изымая такое оружие при задержании преступника или во время обыска, следует применять меры к изъятию микрообъектов. Из сказанного очевидно, что при обыске важен тщательный осмотр обнаруженного, для чего необходима помощь соответствующего специалиста.
Специалист-криминалист участвует и в подборе образцов для экспертного исследования. Например, по факту подделки документов отбираются рукописные документы, которые в дальнейшем исследуются в качестве свободных образцов при назначении почерковедческой экспертизы. Аналогичная помощь может потребоваться и для последующего исследования компьютерных и машинописных текстов. При производстве обыска должны изыматься и иные образцы. Например, нужные количества дроби, пороха, пыжей, прокладок, слитки свинца и т.д. у подозреваемого в убийстве, совершенном из охотничьего ружья; слитки металлов, сплавов, образцы бумаги, тканей, красок, клеев – при обыске у лица, подозреваемого в изготовлении фальшивых документов. Обнаруженные объекты используют при исследованиях для подтверждения факта изготовления проверяемых объектов из материалов, изъятых у подозреваемого.
Трудно переоценить помощь, оказываемую специалистами-трасологами при изъятии в ходе обыска различный орудий и инструментов, следы которых обнаружены следователем на месте происшествия. Это, прежде всего, орудия и инструменты, использованные для совершения преступления (ножи, топоры, кастеты и др.), а также иные инструменты: высечка, обжим, плоскогубцы, которые применялись для изготовления орудий преступления, например, при снаряжении патронов, отливке дроби (картечи, пули).
При личном обыске специалисты помогут обнаружить следы пребывания обыскиваемого лица на месте происшествия (частицы грунта, краски, других веществ), а также следы преступных действий (крови, спермы, взломанных преград, пыли от засыпки сейфа, металлических опилок от распила замков).
Во всех случаях использования в ходе обыска специальных знаний действия следователя, подбор специалистов и ознакомление их, в необходимых пределах, с имеющейся информацией должны быть обусловлены конкретной следственной ситуацией и поставленными целями. Специалисты, в свою очередь, дают следователю ориентировочные сведения об объектах, их признаках и отличительных особенностях, материалах и веществах, которые могут быть найдены при обыске и использованы для установления истины. В ходе обыска помощь специалистов возможна и в виде применения сложных технических средств, использованияспециальных приемов и знаний, позволяющих обнаружить, квалифицированно осмотреть, зафиксировать, упаковать и транспортировать выявленные объекты.
Во многих случаях первичная информация может быть получена специалистом, участвующим в допросе потерпевшего, подозреваемого и др. Если специалист не может принять участия в обыске, он должен составить специальную таблицу на отыскиваемые вещи с подробнейшим описанием их внешнего вида и отличительных признаков, которая будет способствовать целенаправленному отысканию нужных объектов.
Таким образом, помощь специалистов в ходе обыска сводится к содействию в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств. Она выражается в:
– сборе информации, обеспечивающей доказывание принадлежности найденных объектов конкретному лицу;
– обнаружении, фиксации и изъятии следов, предметов и веществ, которые в дальнейшем будут объектами экспертного исследования;
– составлению специальных таблиц (ориентировок).
Существенную помощь следователю оказывают специалисты и при производстве выемки. Последняя производится главным образом для изъятия в учреждениях документов, а у частных лиц – денег и ценностей, вещей, принадлежащих обвиняемому и оставленных на хранение, переписки и др. Особенно часто выемку документов производят при расследовании хищений, которые длительное время маскировались с помощью различных операций бухгалтерского учета. Поэтому в ходе следственного действия должны быть изъяты все документы, в которых отражены незаконные операции. Помочь здесь могут специалисты-экономисты (лучше судебные эксперты – экономисты).
Участвующий в выемке и осмотре документов специалист дает следователю квалифицированную консультацию, указывая, что необходимо изъять исходя из специфики бухгалтерского, оперативного и статистических учетов, используемых на данном предприятии.
Таким образом, использование современных научно-технических методов и средств рассматривается как важнейший резерв не только повышения раскрываемости преступлений, совершенствования их профилактики, улучшения качества расследования, но и соблюдения законности. Вещественные доказательства, полученные в процессе расследования с помощью специалистов и с соблюдением процессуального законодательства, создают надежный фундамент для раскрытия преступлений и справедливого наказания виновных.