Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Казахстанский путь: стратегия гуманитарного зодчества

Будущее имеет множество вариантов выбора. Эта константа устойчиво воспроизводилась и пер­манентно подтверждалась на протяжении всей долгой истории человечества. Особенно очевидной она стала на истоке третьего тысячелетия. Этому способствовали усложнившиеся реалии современ­ного мира. Нелинейный характер, множественность траекторий и моделей политического развития, сопровождающиеся глобальной конкуренцией политических идеологий, мировых доктрин, эталонов общественного устройства, выявили особую противоречивость в проявлении этой закономерности.

На рубеже веков уникальные условия, способствовавшие доминированию государственной фор­мы, исчезают. Международные взаимодействия возобладали над изолированностью. Темпы развития современного мира настолько значительны, что государства, избравшие политику изоляции или само­изоляции, неизбежно останутся на обочине мировой истории, превратившись в маргиналов цивилиза­ции. Но осознание этого объективного факта не исключает признания другой тенденции развития со­временного мира — усиливающейся фрагментированности по всем параметрам — от этнического до цивилизационного. Политическое пространство современного мира расширяется, усложняется и диф­ференцируется за счет активного включения в мировой политический процесс новых суверенных госу­дарств, каждое из которых имеет свой самобытный взгляд на будущую конфигурацию и политическую архитектуру мира, его приоритеты и ценности. Молодые суверенные государства выстраивают свое видение в соответствии со своими культурными традициями и историческим опытом, цивилизацион­ной принадлежностью и специфическими интересами, технологическими возможностями и интеллек­туальным потенциалом. Это свидетельство осознания многими народами и их государствами, лишен­ными в прошлом такой возможности, своего исконного права (и призвания) на политическое зодчество. Это одухотворяющий стимул для активизации жизнедеятельности социумов. Русский мыслитель И.А.Ильин, свидетель и очевидец самых трагических политических коллизий ХХ в., наблюдавший рас­пад государств, не справившихся с бременем прошлого и не сумевших адаптироваться к стремитель­ному натиску перемен, резюмировал: «Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую «данность» и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему, пребы­вая в своем национально-творческом акте. Это есть его неотъемлемое, естественное, священное право; и в то же время это есть его историческая, общечеловеческая ... обязанность. Он не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания, а раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с земли» [1, 171].

Потенциал суверенных государств и независимых национальных стратегий никоим образом не должен быть погашен даже в сложных и противоречивых реалиях современного мира. Общечелове­ческая перспектива, унификация политической жизни народов в будущем, постулируемое теоретика­ми глобализации, есть не более чем гипотетическое предположение. В настоящее время оно не под­дается ни доказательству, ни проверке. Контуры и параметры нового мирового порядка кристаллизи­руются в сложнейшем взаимопереплетении множества разнообразных, а зачастую и диаметрально противоположных тенденций. Но очевидно, что общая матрица будущего мирового порядка в значи­тельной степени будет определяться характером, результативностью и эффективностью политиче­ского развития каждого государства в отдельности. Это обогащает мировое сообщество ярко выра­женным, в каждом случае уникальным опытом. Творческие импульсы национальных политических моделей насыщают энергетику глобального процесса, придавая ему динамизм. Стабильность и пред­сказуемость развития мирового сообщества также зависят от эффективности политического развития каждого общества. Это данность, из которой правомерно исходить. Именно такое понимание про­блемы представляется нам эмпирически обоснованным и теоретически перспективным.

Республика Казахстан в процессе утверждения и закрепления своего суверенитета стояла перед необходимостью выработать свою самобытную политическую модель, сформировать свою ориги­нальную политическую стратегию, выстроить свою уникальную траекторию политического развития. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (2007 г.) Прези­дент Н.А.Назарбаев, анализируя результативность политического развития предыдущего десятиле­тия, констатировал: «У нас формируется своя модель политических реформ, свой «казахстанский путь» политического транзита» [2; 6]. Казахстанская модель основывается на оригинальном нацио­нально-государственном контексте, специфическом культурно-историческом фоне, самобытном ци­вилизационном коде. Эти особенности выступают в качестве уникального ценностного оформления «казахстанского пути».

Любое масштабное политическое реформирование, тем более связанное с формированием новой модели политического развития, неизбежно должно включать в себя сильную инновационную со­ставляющую. «Казахстанский путь» разворачивается именно как сложнейший инновационный про­цесс, строящийся на «новой логике развития» [2; 4]. Глубокое понимание политической значимости этой закономерности для формирования самобытного «казахстанского пути» было высказано Прези­дентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в труде «На пороге XXI века». Президент отмечает значительные трудности и противоречия в процессе поиска «логики реформ», их оптимальной моде­ли и адекватной политической стратегии в первые годы государственного суверенитета. Он конста­тирует: «Однако со временем приходило понимание того, что стратегия развития должна определять­ся своими собственными силами, только с учетом национально-государственной специфики, особен­ностей политической истории, культуры, постсоветских стереотипов, этнических традиций и многого другого, что я бы для краткости, а отнюдь не для ясности, назвал цивилизационно-культурным фо­ном» [3; 125].

Таким образом, изначально главная трудность конструктивной реализации сложнейшего масси­ва задач, которую предстояло решать в процессе формирования «казахстанского пути», была связана с тем, что не существовало универсальной политической стратегии и общепризнанной технологии масштабных и радикальных преобразований. Поэтому оптимальную политику общественных изме­нений и реформ Республика Казахстан должна была вырабатывать самостоятельно. Поиски конвер­гентных состояний, сочетающих преимущества эффективно апробированных в странах «старой де­мократии» политических стратегий, представляются далеко не всегда приемлемыми и продуктивны­ми. Как характер, направленность, динамика и успешность политического развития каждого общест­ва зависят от особенностей исторического прошлого и настоящего, самобытной социальной психоло­гии, комплекса экономических, политических, этнокультурных и прочих факторов, так и формирова­ние оригинальной политической модели по многим параметрам сугубо специфично в различных на­ционально-государственных и исторических контекстах. Именно поэтому позитивный опыт рефор­маторской деятельности других стран нельзя было, безусловно, напрямую интегрировать в «живую ткань» казахстанского общества, находящегося в состоянии активного поиска и выстраивания собст­венной парадигмы политического развития («казахстанского пути»).

Не абстрактные поверхностные аналогии, а предельно точный расчет, строящийся на наших оте­чественных реалиях, определил сущность, специфику и ценностные приоритеты «казахстанского пу­ти». Можно утверждать в качестве научно обоснованного и эмпирически подтвержденного факта, что политическое развитие различных обществ сугубо индивидуально. Оно неизбежно включает сущест­венные отклонения от всеобщей закономерности. Поэтому практически невозможно буквальное по­вторение одной, даже признанной успешной модели политического развития в других национально­государственных и исторических контекстах. Как отмечал в этой связи Президент Республики Казах­стан Н.А.Назарбаев: «Нельзя выдавать уникальный образец с его живой и неповторимой историей за «концентрат» общечеловеческого опыта» [3; 280]. Очевидно также, что не совпадают и формы, рит­мы, темпы развития стран, народов, цивилизаций. Мир, и в особенности на рубеже тысячелетий, — это мир специфики, своеобразия, различий.

Сказанное не означает, что формирование политической модели Республики Казахстан развора­чивалось исключительно как локальный и замкнутый процесс, развивающийся только на своей соб­ственной национально-государственной основе, в полном отрыве от мировой демократической тра­диции. В современном мире заведомо проигрышной оказывается стратегия даже частичной изоляции и самоизоляции государства. Своеобразный «коридор возможностей» (И.Пантин), определенный, апробированный и пройденный странами «старой демократии» в прошлом, а также значительный опыт, полученный в процессе формирования разнообразных национально-государственных моделей, обогатили мировую практику общими технологическими рецептами, значимость которых прежде всего связана с тем, что они снижают уровень рисков в процессе политической модернизации пере­ходных обществ. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии» (2006 г.) отмечал в этой связи: «Необходимо гармонично учитывать как общие закономерности построения демократических и процветающих го­сударств, так и важные культурно-исторические черты и традиции нашего общества» [4; 4].

Анализ особенностей уникального «казахстанского пути» неизбежно высвечивает множество его сложнейших измерений. В контексте вышеобозначенных проблем нам представляется правомер­ным и целесообразным фиксация исследовательского внимания на ценностных аспектах и детерми­нантах. Это объясняется тем, что, во-первых, в условиях радикальных политических перемен неиз­менно и неизмеримо возрастает значение ценностной легитимации стратегии политического развития государства. Целостность общества обеспечивается ценностным консенсусом. Формирование и за­крепление новой политической модели невозможно в случае отсутствия согласия в ее восприятии общественным сознанием. Это одна из главных причин многих несостоявшихся модернизаций ХХ в. Во-вторых, по нашему мнению, особый акцент политической стратегии на ценностных приоритетах общества дает основание говорить об ее нацеленности на гуманитарное зодчество.

Процесс развития и проектирования политики, нацеленный на получение оптимального резуль­тата, его конкретизация в эффективной политической стратегии должны самым тесным образом све­ряться и соотноситься с теми ценностными приоритетами, которые оказываются доминирующими в общественном сознании на настоящий момент. Понимание важности адекватного ценностного оформления и гуманитарного обеспечения «казахстанского пути» мы находим в трудах Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. В частности, в работе с глубоко символическим названием «В потоке истории» Президент отмечает следующее: «У нас, казахстанцев, есть единые политические ценности. И задача состоит в том, чтобы эти ценности стали главными, доминирующими в граждан­ском сознании народа Казахстана» [5; 190].

Политика имеет мощное ценностное измерение. Именно ценности играют роль всеобщего и универсального индикатора всех действующих сил и обстоятельств в политике. Поэтому главная функциональная предназначенность ценностей в политике — определять условия развития общества, придающие ему устойчивость. Кроме того, любой политический анализ должен исходить из ценно­стных приоритетов, причем не произвольных, а соотносимых с общественными идеалами, значимы­ми для общества. Это связано с тем, что политический процесс — это прежде всего сфера коллектив­ного целедостижения. Ценности в политике обладают особой смыслообразующей значимостью. Дол­говременная политическая стратегия государства невозможна без ее сильного ценностного оформле­ния. И именно в конкретном политическом проекте, стратегии, программе ценности приобретают особую формирующую значимость и созидающую силу. Примером тому служит особый ценностный, а следовательно, интегрирующий и консолидирующий потенциал ежегодных Посланий Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу страны. По форме — это политические документы стратегического значения, определяющие краткосрочные и среднесрочные приоритеты развития Ка­захстана и оптимальные политические технологии их воплощения. Но следует фиксировать и их глу­бинный смысл, связанный с определением системы ценностных и гуманитарных координат «казах- станского пути», которая будет способствовать тому, чтобы суверенный Казахстан не затерялся в «потоке истории».

Актуализация проблемы ценностного оформления и гуманитарного обеспечения оригинальной отечественной модели — «казахстанского пути» — определяется тем, что он предполагает закрепле­ние новой системы ценностей, интегрирующей и консолидирующей общество на ее основе. Это предполагает становление новой политической культуры и соответственно новой системы ценностей, призванных легитимировать «казахстанский путь». Традиционная культура, представленная в значи­тельной степени неадекватными изменившейся реальности ценностями, не может быть востребована в старых формах в качестве основы для конструирования новой политической реальности.

Однако исторический опыт свидетельствует, что любой общественно-политический порядок, существующий в течение длительного времени, даже если он уже неэффективен с точки зрения тре­бований современности, имеет мощную опору в традиционных ценностях. Они по-прежнему в значи­тельной степени детерминируют политическое сознание и поведение граждан. Особенно выпукло данная закономерность проявляется в практике переходных обществ. Обращение к современным реалиям казахстанского общества также дает основания для констатации наличия этой особенности, так как в общественном сознании казахстанцев в настоящее время доминирующими являются определенные ценности.

Во-первых, ценности, скрепленные коллективной памятью о наиболее значимых событиях в жизни социума. Они представляют собой своеобразные «всплески» социальной энергии. Эти ценно­сти знаменуют наиболее важные, крутые и судьбоносные повороты в истории народа и государства.

Во-вторых, ценности, сформировавшиеся в результате коллективного опыта, значительного по массированности воздействия и продолжительного по протяженности формирования. Это ценности, передающиеся от поколения к поколению и таким образом поддерживающие «связь времени» и по­колений.

В-третьих, ценности, возникшие вследствие чувства единства общей судьбы. Это чувство общ­ности формируется на протяжении значительного исторического времени и произрастает из общей коллективной памяти, единого опыта и общих целей.

Эти ценности предотвращают распад общественной памяти, т.е. той коллективной памяти, кото­рая позволяет интерпретировать прошлое нации, формировать оптимальное настоящее и моделиро­вать желаемое будущее. Сохранение общественной памяти приобретает особую актуальность для переходных обществ, в том числе, несомненно, и для казахстанского, так как именно в процессе по­литического транзита формируется новая концепция нации, национальное самосознание, националь­ная и государственная идентичность. А в процессе формирования нового национального самосозна­ния фиксируется и закрепляется представление об уникальности собственного исторического опыта и национальной культуры. Одновременно происходит концептуализация прогноза будущего нации и национального мироустроения, осмысление той особой роли, которую нация как специфический тип социокультурной организации призвана сыграть в мировом культурно-историческом и политическом процессах. С.Хантингтон, один из ведущих мировых аналитиков, знаковая фигура современной нау­ки, подчеркивая важность сохранения общественной памяти, резюмировал в этой связи: «Люди, те­ряющие общую память, становятся чем-то меньшим, чем нация» [6; 176].

Очевидно поэтому в настоящее время в Казахстане наблюдается процесс своеобразного «воз­вращения к истокам», проявляющийся в «ренессансе» этнической культуры, которая опирается на глубоко интегрированные в «живую ткань» социума традиции, его исконные ценности. Можно от­четливо проследить его субпроцессы, которые проявляются ярко и зримо, оформляя повседневность и общественное сознание казахстанцев:

  • -   возрождение национальных культурных традиций;
  • -   значительное усиление интереса к национальной истории;
  • -   стремление к реставрации историко-этнических символов;
  • -   рост популярности образования на историческом языке;
  • -   поворот к исконным религиозным ценностям;
  • -     своеобразная «мода» на этнический стиль в музыке, литературе, изобразительном искусстве, одежде и т.п.

Эти субпроцессы, значимость которых явно возрастает, являются не только каналами приобще­ния людей к своим исконным культурным ценностям, но и механизмом идентификации граждан со своим государством — Республикой Казахстан. Следовательно, игнорировать эти ценности неправо­мерно. Напротив, их следует понимать, учитывать и исходить из них при формировании приоритетов государственной политики. Они имеют мощный интегрирующий и консолидирующий потенциал. Это та ценностная система, которая будет способствовать формированию национального единства, укреплению казахстанского патриотизма. Здесь уместно отметить, что Президент Республики Казах­стан Н.А.Назарбаев в Послании народу страны «Новый Казахстан в новом мире» (2007 г.) определяет в качестве одного из важнейших условий успешности «казахстанского пути», его динамизма и насы­щенности «казахстанский патриотизм и политическую волю как факторы построения нового Казах­стана» [2; 2]. Президент особо подчеркивает именно их конструктивный и созидательный потенциал, отмечая: «История знает немало ярких примеров того, как народы поднимаются на новый уровень развития, когда объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба» [2; 1].

В этих условиях неизбежно актуализируется проблема оптимальной адаптации традиционной культуры, ее ценностей к новым реалиям суверенного Казахстана. В результате вдумчивой и береж­ной реинтерпретации традиционных ценностей в соответствии с модернизационными устремлениями общества они могут стать эффективным средством обогащения и усиления «казахстанского пути», необходимым элементом, способствующим повышению результативности политических стратегий и технологий. Они, таким образом, будут способствовать социальной и политической консолидации казахстанского общества. Вполне адекватным также представляется понимание этого процесса как отражения общественной потребности в устойчивых духовных и нравственных ориентирах.

Ценностно-рациональное конструирование казахстанской модели политической модернизации, ее социально-экономического, культурного и духовного дизайна не может решаться безотносительно к гуманитарной значимости созидаемого. Дальновидная, ориентированная на высокую продуктив­ность политика исходит из приоритета гуманистических ценностей. Она целенаправленна на высокие образцы духовности, представляющие собой сердцевину национальной культуры и ментальности. Но в равной степени она учитывает и ценности, выработанные и, более того, выстраданные всем сово­купным опытом человеческого общежития. Это своего рода гуманистические константы политики, которые определяют ее «человеческое лицо», активизируют ее «человеческий капитал».

В этом актуальном для понимания политики ракурсе стратегия «казахстанского пути» выступает как «гуманитарное зодчество», преимущественно и предпочтительно ориентирующееся на фунда­ментальные ценности. В контексте такого закрепления смысла и назначения политики политические стратегии и технологии выступают в качестве своеобразного инструмента «естественного отбора», направляющего воспроизводство политической жизни по вектору воплощения гуманистических кон­стант. Приоритетность формирования гуманистической доминанты казахстанской модели политиче­ской модернизации очевидна еще и потому, что она ориентирует на безусловные и непреходящие ценности. Это социальные и моральные абсолюты — приоритет права, личное достоинство и незави­симость, свобода выбора, персональная автономия, а также гуманистические идеалы — солидар­ность, взаимопомощь, толерантность, плюрализм и др. При этом оценивать гуманистические кон­станты следует не сквозь призму их субординации, так как попытки выстроить их ценностную иерар­хию в политике бессмысленны, а во взаимной координации. Каждая из них самоценна.

Таким образом, главных, основополагающих параметров, которые направляют гуманитарный вектор «казахстанского пути», по нашему мнению, несколько.

Во-первых, казахстанская модель политического развития выстраивается исходя из ценностной рациональности. Это рациональность особого рода. Ее следует понимать прежде всего как точный, трезвый и взвешенный расчет адекватных средств для заданных целей, методическое достижение планируемых результатов на основе приоритета человеческого фактора в политике. Постулируя этот главный принцип политического реформирования, Президент Республики Казахстан отмечал: «Мы не будем экспериментировать на собственном народе только ради того, чтобы нам аплодировали за демократический спринт другие страны» [3; 178]. В Казахстане, вопреки всем трудностям и противо­речиям переходного периода, накапливается ценнейший опыт социальных реформ, качественно но­вой практики политического управления.

Во-вторых, «казахстанский путь», по нашему мнению, характеризуется легальностью и леги­тимностью. История, в том числе, несомненно, и советская, неоднократно демонстрировала драмати­ческие последствия попыток «осчастливить» людей посредством форсирования мало понимаемых и соответственно не разделяемых ими реформ, использования жестких политических стратегий и тех­нологий, применяемых в процессе реформирования. Даже недавно прожитый нами «перестроечный» период нашей истории показал, к каким негативным последствиям может привести общество поли­тический реформизм без четко выраженной и просчитанной программы, логики и стратегии перемен, равнодушно отсекающий и выводящий за пределы политики человеческий фактор. Политическая программа, непонятная и не разделяемая общественным сознанием, политически рискованна и чрева­та драматическими откатами общества назад. Следствием этого может быть дискредитация полити­ческого режима, ее институтов, модели и стратегии политической модернизации. При этом новая по­пытка общества начать процесс может разворачиваться в условиях еще более снизившегося стартово­го потенциала — экономического, политического, культурного и даже психологического в смысле нарастания в обществе таких деструктивных явлений, как социальная инерция, тотальное неверие, политическое отчуждение, меркантилизация и коммерциализация социальных отношений и т.д. Это причина многих несостоявшихся моделей политической модернизации. Примерами могут служить многочисленные «бархатные» и «цветочные» революции в странах Восточной Европы и постсовет­ского пространства. Республика Казахстан с момента провозглашения своего суверенитета «утвер­ждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы» [7; 4].

В-третьих, отечественная модель политического транзита формируется на основе оптимального баланса национального и мирового опыта, синтеза культурно-цивилизационных, национально­государственных и общечеловеческих ценностей. При этом выбор политических приоритетов, фор­мулирование политической стратегии и разработка политических технологий осуществляются сквозь призму того комплекса ценностей, которые на данный исторический момент являются доминирую­щими.

Следует подчеркнуть принципиально важный аспект этого процесса — тягу к инновационности, которая в значительной степени определяет модернизационные устремления казахстанского общест­ва, уравновешивается тактичным и уважительным отношением к собственному культурному насле­дию. Складыванию оригинальной казахстанской модели политического развития также способствует и реинтерпретация национальных традиций, выстраивающаяся в соответствии со стратегическими приоритетами политического реформирования. Данное положение приобретает особую актуальность и значимость для Республики Казахстан, причем не только в свете исторического момента, пережи­ваемого в настоящем, но и в плане перспективного развития, характер и эффективность которого определяются особенностями «казахстанского пути». По нашему мнению, формирование отечест­венной модели политического развития не только обогатит мировую цивилизацию новым конструк­тивным опытом, еще одной оригинальной моделью самобытного политического творчества, но и по­зволит казахстанцам сохранить для потомков Отечество как культурно-историческую и политиче­скую ценность.

Список литературы

  1. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг.: В 2-т. — Т. 2. — М.: Papor, 1992. — 512 с.
  2. Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана // Ка­захстанская правда. — 2007. — 1 марта. — С. 1-6.
  3. Назарбаев Н.А. На пороге ХХІ века. — Алматы: Өнер, 1996. — 389 с.
  4. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге рывка в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана //Казахстанская прав­да. — 2006. — 2 марта. — С. 1-6.
  5. НазарбаевН.А. В потоке истории. — Алматы: Атамұра, 1999. — 317 с.
  6. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. — М.: АСТ: Транзиткнига, 2004. — 635 с.
  7. Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Юрист, 2007. — 44 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.