События декабря 1986 г. стали первым выступлением против тоталитарного режима СССР, которое вызвало цепную реакцию сопротивления в республиках Прибалтики и Закавказья. Выступления демократически настроенной части молодежи в знак протеста против диктата центра стало началом борьбы за независимость и суверенитет Казахстана. Многие участники этих событий были необоснованно привлечены к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
Кроме г. Алма-Аты, выступления молодежи прошли еще в 16 областях республики, в том числе и в Карагандинской.
1 июля 1987 г. ЦК КПСС приняло Постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором отмечались серьезные ошибки, допущенные партийными комитетами республики в реализации национальной политики.
Передовая общественность республики была не согласна с оценкой Центром событий декабря 1986 г. В 1989 г. депутат Верховного Совета КазССР, Министр иностранных дел республики М.Исиналиев направил депутатский запрос в Президиум Верховного Совета Казахской ССР с предложением создать депутатскую комиссию для «оценки физических и моральных последствий наведения общественного порядка после известных декабрьских событий 1986 года» и рассмотреть на очередной сессии Верховного Совета КазССР результаты работы комиссии [1].
18 мая 1990 г. в постановлении Политбюро ЦК КПСС было признано, что содержавшаяся в постановлении ЦК КПСС от 1 июля 1987 г. оценка «массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 г. как проявления казахского национализма является ошибочной» [2].
Президиум Верховного Совета Казахской ССР, рассмотрев материалы Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в г. Алма-Ате 17–18 декабря 1986 г. и заслушав сообщение сопредседателя Комиссии М.Шаханова, постановлением от 24 сентября 1990 г. отметил, что выступление казахской молодежи в декабре 1986 г. в г. Алма-Ате не было националистическим и не носило противоправный характер[3].
Указом Президента Республики Казахстан от 12 декабря 1991 г. «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабря 1986 года в Казахстане» была дана правовая и политическая оценка событий декабря 1986 г. Граждане, необоснованно привлеченные к ответственности, были полностью реабилитированы, а день 17 декабря был объявлен Днем демократического обновления Республики Казахстан [4].
Определением Конституционного суда Республики Казахстан от 26 октября 1992 г. на основании представления Правления Гражданского движения Казахстана «Азат» и ходатайства Х.К.Кожи-Ахмета было возбуждено конституционное судопроизводство по делу «О конституционности решений, принятых органами государственной власти и управления бывшего СССР и Казахской ССР, а также правоприменительной практики административных, судебных и правоохранительных органов и действий их высших должностных лиц в период декабрьских (1986 год) событий в Алма-Ате и некоторых областях Казахстана» [5].
Последней точкой в деле восстановления справедливости к участникам событий 1986 г. стал подписанный Президентом 30 ноября 2000 г. Закон «О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», который определил участников декабрьских событий 1986 г. жертвами массовых политических репрессий, с распространением на них соответствующих прав и льгот [6].
В фондах архивов Республики Казахстан содержится целый комплекс документов и материалов по истории декабрьских событий 1986 г.
Интересны по своему составу документы по истории декабрьских событий 1986 г., хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Казахстан: фонды Конституционного суда Республики Казахстан и Верховного суда Республики Казахстан (опись надзорных производств по декабрьским события 1986 г.).
Среди других документов здесь имеется телеграмма от 18 декабря 1986 г., подписанная Генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачевым, направленная в ЦК КП Казахстана Г.В.Колбину, ЦК КП Украины В.В.Щербицкому, ЦК КП Белоруссии Н.Н.Слюнькову и Ленинградский обком КПСС Ю.Ф.Соловьеву. В телеграмме приводится выписка из протокола № 45 заседания Политбюро ЦК КПСС «О мероприятиях в связи с обстановкой в г. Алма-Ате». В документе говорится: «…Одобрить меры, предпринятые партийными и советскими органами Казахстана, а также МВД и КГБ в связи с нарушениями общественного порядка и другими негативными проявлениями, имеющими место в Алма-Ате 17–18 декабря 1986 г.
В сложившейся обстановке проявлять и дальше выдержку, шире организовать разъяснительную работу среди населения, особенно в молодежных коллективах, решительно пресекать любые нарушения законности, вандализма, хулиганства, посягательства на интересы государства, достоинство и честь граждан.
...Считать необходимым при ухудшении ситуации ввести в городе Алма-Ате комендантский час, используя воинские соединения.
...Сосредоточить основные усилия партийных организаций г. Алма-Аты на проведении организаторской, политико-воспитательной и другой работы на предприятиях, в вузах, молодежных общежитиях и других учреждениях города, обеспечивая нормальный трудовой ритм, строгую дисциплину и порядок.
Обратить особое внимание на недопустимость каких-либо столкновений между казахским населением города и трудящимися других национальностей.
...Обеспечить систематическую информацию населения города о происходящих событиях через газеты, городскую радио- и телевизионную сеть, разъясняя националистический характер выступлений отдельных элементов, а также примкнувших к ним хулиганов, мародеров, лиц без определенных занятий, показывать, что действия этих лиц прямо направлены против интересов казахского и другого населения города, сопряжены с посягательствами на народное достояние, общественный порядок, безопасность, нормальный труд и быт советских людей.
...Работникам МВД, КГБ и дружинникам, а также представителям воинских соединений сохранять выдержку, не допуская применения огнестрельного оружия. Вместе с тем действовать энергично и активно, с использованием других предусмотренных законом действий и средств, усилить патрулирование улиц и других мест возможного скопления граждан. Бдительно охранять и защищать объекты особого назначения (банки, сберегательные кассы, центры связи и информации, аэропорты, авто- и железнодорожные вокзалы).
Одобрить принятые административными органами меры по закрытию г.Алма-Аты для въезда из других мест республики и страны.
...ЦК Компартии Казахстана принять необходимые меры по введению областными комитетами партии республики, советскими правоохранительными органами профилактических и других мероприятий, направленных на недопущение каких бы то ни было националистических проявлений и нарушений общественного порядка на территории соответствующих областей...»[7].
Ценные сведения приводятся в информации прокуратуры и Министерства внутренних дел КазССР от 22 декабря 1986 г. о доставленных в органы внутренних дел участниках событий в Алма-Ате, по состоянию на 22 декабря 1986 г. Согласно этому документу было задержано 2366 человек: 833 студента, 1217 рабочих и служащих, 164 учащихся школ и ПТУ, 102 неработающих [8].
Документы Архива Президента Республики Казахстан по данной проблеме представлены фондом Президента Казахской Советской Социалистической Республики и фондом Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. В документах АПРК имеется, к примеру, Постановление бюро ЦК КП Казахстана «О реализации Постановления ЦК КПСС от 18 декабря 1986 г. «О мероприятиях в связи с обстановкой в г. Алма-Ате» от 19 декабря 1986 г., в котором говорится: «…ЦК Компартии Казахстана считает, что имевшие место 17–18 декабря 1986 года в г. Алма-Ате нарушения общественного порядка группами молодежи, спровоцированной националистическими элементами, являются следствием серьезных ошибок в идеологической, политико-воспитательной работе партийных организаций республики и в первую очередь Алма-Атинского городского и районных комитетов партии. В течение длительного времени не получали должного отпора националистические настроения среди части интеллигенции и студенчества, слабо проводилось интернациональное воспитание трудящихся».
Постановлением поручалось секретарю ЦК Компартии Казахстана, заведующим отделами пропаганды и агитации, науки и учебных заведений, культуры ЦК Компартии Казахстана в 10-дневный срок разработать и внести на рассмотрение Бюро ЦК Компартии Казахстана конкретные мероприятия по устранению допущенных недостатков и ошибок в идеологической, политико-воспитательной работе среди трудящихся, студенческой и учащейся молодежи, творческой интеллигенции, всего населения [9].
Здесь же хранится Постановление бюро ЦК КП Казахстана «О мероприятиях ЦК Компартии Казахстана по усилению интернационального и патриотического воспитания трудящихся, студенческой и учащейся молодежи, творческой интеллигенции, всего населения» от 1 января 1987 г., которым утверждались Мероприятия ЦК Компартии Казахстана по усилению интернационального и патриотического воспитания трудящихся, студенческой и учащейся молодежи, творческой интеллигенции, всего населения [10].
В фонде Конституционного суда РК отложились материалы Комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17–18 декабря 1986 г., которая сделала анализ исторических, социально-экономических и политических причин декабрьских событий 1986 г. [11].
В материалах Комиссии имеется справка от 27 июля 1990 г. по проверке фактов, имевших место в г. Караганде 19–20 декабря 1986 г., подготовленная Рабочей экспертной группой по городу Караганде и Карагандинской области, созданной Комиссией Президиума Верховного Совета Казахской ССР в марте 1990 г. В Рабочую экспертную группу на общественных началах вошли представители научной общественности, правоохранительных органов г. Караганды:
1. Балтабаев К.Ж., зав. кафедрой «Уголовное право и процесс» КарГУ к.ю.н. — председатель.
2. Абдразаков Т.А., профессор кафедры «Политэкономия» КарГУ д.э.н.
3. Айтхожин К.К., доцент кафедры «Государственное право и советское строительство» КарГУ к.ю.н.
4. Байтанаев Б.А., доцент кафедры «Русская и зарубежная литература» КарГУ.
5. Джумагельдинов Н. Т., зав. кафедрой «Экономика и планирование отраслей и территорий» КарГУ к.э.н.
6. Жуасов К.Ж., зав. кафедрой «История СССР» КарГУ к.и.н.
7. Кажикаримов Б.К., зав. кафедрой «Финансы» КарГУ к.э.н.
8. Кукетаев Т.А., декан физического факультета КарГУ д-р ф.-м.н.
9. Нуртаев Р.Т., доцент кафедры «Уголовное право и процесс» КарГУ к.ю.н.
10. Смаилов Е.С., зав. кафедрой «Математического анализа» КарГУ к.ф. -м.н.
11. Сыздыков Б.К., преподаватель кафедры «Уголовное право и процесс» КарГУ.
12. Тлемисова Р.К., пенсионерка, бывшая зам. председателя Карагандинского облсуда.
13. Умуркулов М.К., доцент кафедры «Гражданское право и процесс» КарГУ к.ю.н.
14. Бусурманов Ж.Д., доцент кафедры «Теория и история государства и права», проректор КарГУ к.ю.н. [12].
В справке, в частности, говорится: «…Так как на алма-атинские события в декабре 1986 г. в г. Караганде была реакция со стороны студенческой молодежи и в связи с чем была развернута определенная деятельность со стороны партийно-советских и правоохранительных органов, рабочая группа изучила состояние дел в связи с указанными обстоятельствами в тот период во всех вузах г. Караганды и Заводе-втузе г. Темиртау. Кроме того, рабочая экспертная группа в возможных пределах ознакомилась с материалами областного Комитета КП Казахстана, а также с деятельностью правоохранительных органов г. Караганды и области»[13].
Результатом деятельности Комиссии стало Постановление Президиума Верховного Совета КазССР от 24 сентября 1990 г. «О выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года», которое гласит: «Рассмотрев материалы Комиссии, заслушав и обсудив сообщение ее сопредседателя, народного депутата СССР тов. Шаханова М.Ш., Президиум Верховного Совета Казахской ССР отмечает, что выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны Центра, направившего первым секретарем Компартии Казахстана по стереотипу доперестроечных времен мало известного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа.
Неумелые, политически не оправданные действия руководства республики, паническая оценка демонстрации рабочей и учащейся молодежи против скоротечного и по сути оскорбительного для достоинства республики решения пленума ЦК Компартии Казахстана, предпринятые неадекватные ситуации меры по отношению к демонстрантам способствовали перерастанию событий в негативные формы…
Президиум Верховного Совета Казахской ССР постановляет:
– Отметить, что Комиссия провела большую работу по выполнению поручения Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Согласиться в основном с выводами и предложениями Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года.
– Направить материалы Комиссии в Верховный Совет СССР, Прокуратуру СССР, Верховный суд СССР, МВД СССР, Президенту Казахской ССР, Совету Министров Казахской ССР и соответствующим министерствам и ведомствам СССР и республики для рассмотрения и принятия мер по вопросам, входящим в их компетенцию.
– Прокуратуре Казахской ССР, Верховному суду Казахской ССР и Министерству внутренних дел Казахской ССР пересмотреть все дела об уголовном и административном наказании участников декабрьских событий с целью проверки законности наказаний, а также возбудить или возобновить прекращенные уголовные дела по фактам, указанным в пунктах 6 и 7 выводов и предложений Комиссии.
– Выводы и предложения Комиссии опубликовать в печати.
– Признать работу Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в г. Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года, завершенной»[14].
Что касается событий декабря 1986 г., которые произошли в г. Караганде, то документы по данной теме в основном хранятся в государственном архиве Карагандинской области в фондах Карагандинского областного и городского комитетов Компартии Казахстана и областного комитета ЛКСМ Казахстана.
В документах ГАКО отложились постановления бюро Карагандинского обкома Компартии Казахстана, мероприятия, различные информации, справки, обращения и другие материалы, связанные с событиями декабря 1986 г. в г. Караганде. В частности, в фонде Карагандинского обкома КП Казахстана имеются «Материалы в помощь пропагандистскому активу о событиях в городах Алма-Ате, Караганде и интернациональном воспитании трудящихся» от 24 декабря 1986 г. и дополнения к ним [15].
Здесь же приводится перечень организаций г. Караганды, работники которых приняли участие в событиях 19–20 декабря в Караганде (21 организация — 33 сотрудника) [16].
В области в декабре 1986 г. была создана оперативная группа по изучению общественного мнения, материалы которой также отложились в фонде Карагандинского обкома партии. В информации от 3 января 1987 г., подготовленной оперативной группой, в частности, говорится:
«...Абсолютное большинство населения целиком поддерживает организационные и политические мероприятия, проводимые в республике.
…Общественное мнение, изучаемое в ходе проведения собраний, пропагандистских акций в трудовых коллективах, показывает озабоченность населения теми негативными явлениями, которые имели место в декабре минувшего года и в то же время свидетельствует об одобрении принимаемых мер по осуждению националистических настроений отдельных групп студенческой молодежи…»[17].
Как уже говорилось, 1 января 1987 г. ЦК Компартии Казахстана принял Постановление «О мероприятиях ЦК Компартии Казахстана по усилению интернационального воспитания трудящихся, студенческой и учащейся молодежи, творческой интеллигенции, всего населения», в соответствии с которым в Карагандинском обкоме КП Казахстана были подготовлены анализы, сведения о национальном составе партийной номенклатуры области, преподавателей и студентов вузов; данные о национальном составе жителей области, работников предприятий и организаций и т.д.
Таким образом, документы по истории декабрьских событий 1986 г., находящиеся на хранении в государственных архивах Республики Казахстан и недавно введенные в научный оборот, дают достаточно целостную картину событий, происшедших в столице Казахстана и областных центрах и позволяют всесторонне изучить данную проблему.
Список литературы
1. ЦГА РК. Ф.2240. Оп.2. Д.15. Л.215–216.
2. «Желтоқсан ызғара». Т. Бейіскұлов. «Мерей». «Қазақстан» — 1994. — С. 170–171.
3. Ведомости Верховного Совета Казахской Социалистической Республики — 26 сентября 1990 г. — № 39 (2057). — С. 15–16.
4. АПРК. Ф.7. Оп.1. Д.174. Л.24–25.
5. ЦГА РК. Ф.2240. Оп.2. Д.14. Л.1–3.
6. Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 2000. — 30 нояб. — № 20 (2333).
7. ЦГА РК. Ф.2240. Оп.2. Д.15. Л.244–245.
8. Там же. — Д.16. Л.102.
9. АПРК. Ф.708. Оп.133. Д.242. Л.1–2.
10. Там же. — Д.13. Л.30–31.
11. Там же. — Д.14. Л.92–115.
12. ЦГА РК. Ф.2240. Оп.2. Д.17. Л.62–108.
13. Там же. — Л.63.
14. Ведомости Верховного Совета КазССР. — 1990. — 26 сент. — № 39 (2057). — С. 15–16.
15. ГАКО. Ф.1п. Оп.63. Д.200. Л.34–49, 82–83.
16. Там же. — Л. 87.
17. ГАКО. — Ф. 1п. Оп.67. Д.135. Л.1–2.