Проблема глобализации занимает сейчас исследователей всех стран, издаются сотни книг, ежегодно проводятся десятки конференций, развернулась общемировая дискуссия по инициативе американских политологов. Проблема глобализации, по мнению многих специалистов- международников, будет центральной в мировых исследованиях в ближайшее десятилетие.
Наиболее интересные дискуссии идут вокруг определений глобализации, при этом В.В.Михеев выделяет несколько фундаментальных базовых подходов:
- - культурологический, рассматривающий глобализацию в широком цивилизационном аспекте;
- - экономический — в контексте развития мировых рынков товаров, услуг, капитала и труда;
- - экологический, связывающий глобализацию с ухудшением экологической ситуации на планете;
- - комплексный, рассматривающий глобализацию и в экологическом, и в политическом, и в информационном, и в экологическом контекстах [1, 13].
Данные подходы к понятию «глобализация» связаны в первую очередь с трактовкой аспектов этой проблемы исследователями, работающими в разных областях науки — экономике, политологии, истории и т.д.
Изучение ряда исследований [2] позволяет говорить о том, что подходы разных исследователей к проблемам глобализации существенно расходятся. Одни в глобализации видят исключительно экономические преимущества, у других акцент делается на негативных последствиях ее — экономических, социальных, экологических и других. Нет единого понимания и в том, глобализация — новое явление или один из очередных этапов ее развития.
Более близко нам видение глобализации, предложенное В.В.Михеевым в его монографии «Глобализация и азиатский регионализм» [1]. Автор рассматривает глобализацию в широком цивилизационном смысле — как стратегическое направление развития всего человечества с момента его зарождения, в узком смысле — как нынешний этап развития человечества, базирующийся на достижениях современной иноформационно-коммуникационной и технологической революции и сопровождающихся распространением в мире модели безопасности, основанной на компромиссном мышлении.
По сути, и это признает В.В.Михеев, оба понимания глобализации едины в том, что выделяют новый этап мирового развития, называемого глобализацией (в узком смысле) или современным этапом глобализации (в мировой смысле). Речь идет о новом явлении, заставляющем переосмыслить традиционные подходы к разработке национальной политики, к международному сотрудничеству, к региональной и национальной безопасности.
При этом глобализацию мировой экономики и политики следует рассматривать в трех измерениях:
- - как объективную тенденцию мирового экономического и политического развития;
- - как цель, выдвигаемую политическим руководством государств мира;
- - как методологию анализа проблем развития государств и международных отношений и методологию выработки стратегических решений.
Как объективная тенденция мирового развития, глобализация в области экономики отражает все более растущую взаимозависимость экономического развития всех стран мира, различных секторов мировой экономики.
Как цель, глобализация, по мнению В.В.Михеева, представляет сознательно выработанную, четкую политику, проводимую лидерами государств, руководителями крупного бизнеса, представителями международных, межгосударственных и неправительственных организаций, направленную на создание единой мировой экономики и адекватного этому общественно-политического устройства мира. Таким образом, как цель, глобализация связана с осознанной деятельностью людей, лидеров государств, политиков и аналитиков; при этом выделяют три уровня деятельности: глобальный, региональный и национальный. На каждом из уровней каждая страна решает конкретные задачи адаптации национальной экономики и политической системы к требованиям глобализации и регионализма.
Как методология, концепция глобализации дает новую методологическую базу, опираясь на которую можно понять, в каком состоянии находится экономика страны, какие есть возможности для ее развития.
Говоря о глобализации, мы бы выделили два момента. Во-первых, особо следует подчеркнуть, что отношение к глобализации (положительная, негативная или осторожная) во многом зависит от уровня социально-экономического и политического развития стран. Во-вторых, глобализация как тенденция мирового развития содержит ряд внутренних противоречий:
1) противоречие между интересами развитых и освободившихся стран;
2) противоречия между различными по своей сути требованиями глобализации к развитым и освободившимся странам, их неготовностью следовать этим требованиям. Развитые страны не спешат взять на себя ответственность за ускорение экономической глобализации, не готовы жертвовать национальными интересами; развивающиеся страны, в свою очередь, не готовы делиться частью национального суверенитета, как этого требует глобализация.
Снятие этих противоречий требует от суверенных государств рассматривать глобализацию не только как тенденцию мирового развития, но и как цель, для достижения которой необходимо объединение усилий всех ее участников [1, 48].
Список литературы
1. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. — М.: РАН, 2001.
2. Иноземцев В. За пределами экономического общества. — М.: Наука, 1998; Титаренко М.Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и цивилизационных отношений. — М.: Наука, 1994; Китай на пути модернизации и реформ. — М.: Наука, 1999; Россия в АТЭС. Новые возможности в новых условиях. — М., 2000.