На современном этапе мирового развития глобализация затронула все сферы деятельности человека. Геополитику, экономику, экологию, охрану окружающей среды от загрязнения, энергетическую проблему и многое другое.
Нынешний вариант глобализации выгоден наиболее развитым в экономическом и геополитическом отношении странам, стремящимся обеспечить свое доминирование и в политической сфере.
В условиях глобализации на первый план выводится США — первая и единственная глобальная сверхдержава, которая стала опытом талассократии. Проводя свою глобальную стратегию, США опирается на схему мироустройства, предложенную Н.Слайкмэном, по которой: «кто управляет Евразией, тот и решает судьбу мира».
Исходя из геополитической характеристики американские политологи считают, что для государства, претендующего на роль гегемона, необходимо выгодное расположение, выгодный географический плацдарм, что позволит в конечном счете контролировать весь мир. В этом отношении Евразийский континент представляет собой центр вселенной heartland — «сердце мира» [1].
Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Общеизвестно, что около 75 % мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там — как в ее предприятиях, так и под землей. На долю Евразии приходится около 60 % ВНП и около трех четвертей известных мировых запасов. Два претендента на региональную гегемонию и глобальное влияние, имеющие самую высокую численность, находятся в Евразии.
Все потенциальные политические и экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии. В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. Евразия, таким образом, считает З.Бжезинский, представляет собой шахматную доску, на которой продолжается борьба за главное господство, где будет утверждаться и оспариваться господство США [2].
США сделают все возможное, чтобы не допустить возникновения соперничества сверхдержавы, которая угрожала бы интересам Америки, их «глобальному благополучию». Для этого у США имеются возможности, доминирующие позиции в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти: 1) в военной области располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания (военный бюджет составляет 400 млрд. долларов); 2) в области экономики остается основной движущей силой мирового развития, даже несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии; 3) в технологическом отношении сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; 4) в области культуры Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира. Все это обеспечивает США политическое величие, близкого которому не имеет ни одно государство мира. Именно сочетание всех этих четырех факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова [3]. Как видим, ни одна страна в мире не имеет такого сочетания четырех компонентов глобальной мощи.
Масштабы и влияние США как мировой сверхдержавы сегодня уникальны. Они не только контролируют все мировые океаны и моря, но и создали убедительные военные возможности для берегового контроля силами морского десанта, что позволяет им осуществлять свою власть на суше с большими политическими последствиями.
Воинские образования в количестве 120–130 тыс. человек (система передового базирования США), надежно закрепились на восточных и западных окраинах Евразии. Более того, США контролируют Персидский залив, имеют авиабазы в Узбекистане (Ханабад, Какайд), в Киргизии (Манас), в Таджикистане (Куляб) [4]. При желании они могут иметь их и в Казахстане.
Лидерство США в мире никем не оспаривается. Как высокоразвитые, так и развивающиеся страны ориентируются на Америку как гаранта мировой безопасности и стабильности. Постсоветские государства на территории Евразии, в том числе суверенные государства центральноазиатского региона, считают США мировым лидером, обладающим как политическими, так и финансово-экономическими рычагами.
Россия, потерявшая несколько своих «кусков», ослабленная, без Украины, перестает быть евразийской империей. Несомненно, Россия сегодня не может заменить собой СССР. Совершенно прав З.Бжезинский, в свое время предсказавший скорое падение и развал Советского Союза, крах социалистической системы и провал идеологической экспансии тоталитарного коммунизма, который исключает Россию из числа государств, способных возвратить самостоятельную Евразию. У России, и правда, перспективы не очень утешительные, поскольку ее громадные, но в основном малонаселенные территории граничат на юге с 300 млн. мусульман, которых она основательно восстановила против себя своими войнами против афганцев и чеченцев, а на востоке — 1.3.млрд. китайцев. К тому же о её доминировании в Евразийском континенте, на мой взгляд, не должно идти даже речи, поскольку распад Росси на суверенные субъекты, регионы и республики — дело будущего.
Однако Россия пока способна оказывать серьёзное влияние на постсоветские государства, в том числе на Казахстан, занимающий лидирующее положение в Центральной Азии.
Что касается Китая, то он становится страной с самой развитой экономикой не только в Азии, но и в мире, а также главным конкурентом США и Запада вообще. По абсолютному размеру ВВП Китай уже заметно опередил Японию. Борьба за ресурсы и рынки сбыта толкает Китай к экономической экспансии. Основным направлением китайской экспансии сейчас является Юго-Восточная Азия, где происходят процессы, дающие серьёзный повод говорить о том, что Азиатско-Тихоокеанский регион переживает мощный подъём. По некоторым прогнозам в ближайшее десятилетие (20–30 лет) Китай может догнать США по совокупной национальной мощи.
Рост Китая в мировых делах обусловлен и фактором контроля за основными источниками природных энергетических месторождений, которые расположены в регионах Ближнего и Среднего Востока, а также в Центральной Азии.
Сегодня Китай начинает мирно проникать на территорию постсоветских государств, активно развивая внешнюю торговлю. Спецификой взаимных связей Китая с Россией и Казахстаном является высокий удельный вес приграничной торговли.
По мнению большинства экспертов, власть в России не в состоянии предотвратить постепенное превращение Сибири и Дальнего Востока в «китайские вотчины». Перенаселённый Китай переживает экономический бум. Он остро нуждается в новых землях, сырье и энергоресурсах. Всё это в изобилии находится в Сибири, которую России становится всё труднее удержать.
Находясь под таким же экономико-демографическом прессингм Китая, Казахстан отстаивает свои национальные интересы. Однако китайцы активно проникают в местный нефтерынок. Строительство и обслуживание нефтепровода Атырау–Атасу–Альшанкоу может послужить своего рода «троянским конём» и привести к легальной и нелегальной миграции из перенаселённого Китая избыточного населения в Казахстан. Последствия были бы для нашей республики катастрофическими. Через четверть века число китайцев может достичь 25 млн. человек.
После прихода в Белый Дом республиканской администрации, во главе с Джорджом Бушем-младшем, Китай на официальном уровне был переквалифицирован из «стратегического» партнёра в «стратегического конкурента», который служит источником вызовов ключевым интересам США как в АТР, так и на Евразийском континенте [5].
В орбиту американско-китайских отношений вовлекаются все без исключения страны региона, включая такие, как Япония, Россия и другие. В Восточной периферии Евразии одна из самых мощных в экономическом отношении держав — Япония — придерживается сдержанной политической позиции, всецело полагаясь на своего союзника — США. Причиной такой позиции, возможно, является 9 статья Конституции, которая декларирует безоговорочный отказ Японии от войны при разрешении международных споров и запрещает создание в стране вооружённых сил и их использование за рубежом.
В создании в перспективе трансевразийской системы коллективной безопасности США главную роль отводят евро-атлантическому альянсу (НАТО). А геополитическое положение Казахстана в центре Евразии является одним из аспектов геостратегических интересов США.
Казахстан, располагающий огромными запасами природных ресурсов, такими как нефть, газ, уголь, железные и медные руды, уран и т.д. издавна является объектом российских, турецких, иранских и китайских интересов. На современном этапе США намерены укрепить своё присутствие в Центральной Азии, в частности, на Каспийском побережье Казахстана, где расположены богатые месторождения углеводородного сырья.
Если вспомнить, что за проблемой определения статуса Каспия скрываются интересы различных мировых сил, то регион имеет высокий уровень риска конфронтации [6]. К тому же нельзя упускать из виду тот факт, что Казахстан находится между двумя крупнейшими державами мира — Китаем и Россией, могущими оказать серьёзное влияние на процессы внутри республики. В этих условиях Казахстан в своей внешней политике проводит многосторонние и многоуровневые связи разнонаправленных ориентаций.
Список литературы
- Пономарев Н.Б., Смирнов Н.А. Геополитика империализма США. Атлантическое направление. — М., 1986. — С. .5
- Бжезинский. Великая шахматная доска. — М., 1999. — С. 44.
- Казахстан и мировое сообщество. — 1994. — №1. — С. 36–37.
- Досанов Д., Каздмаов О. Треугольник США–Китай–Россия: новая глобальная и центральноазиатская геополитика // Саясат. — 2004. — №4. — С. 35.
- Перспективы и вызовы Центральной Азии (сб. ст.). Гл. 22 «Глобализация. Мир и США», — М., 2004. — С. 492.
- Абишев А. Каспий: нефть, политика, стратегия США. — Алматы, 2003. — С. 359.