Начиная с конца прошлого столетия, практически все процессы, протекающие в мире, оказывают сильное влияние на возрождение религиозного самосознания. Возрождение религии проходило в самых различных формах: во-первых, политизация религии (возведение ее в ранг государственной), во-вторых, появление большого числа деструктивных сект, в-третьих, восстановление так называемых «традиционных» и появление ряда «нетрадиционных» религий и многое другое. Не вдаваясь в философию принципиального различия понятий «религия» и «вера», стоит отметить, что это объективное и закономерное явление.
Данное явление не обошло стороной и Республику Казахстан, которая, так же как и ряд постсоветских республик, прошла через разрушение социалистической системы мировоззрения и столкнулась с необходимостью выработки новой государственной идеологии, призванной консолидировать поликонфессиональное и полиэтническое казахстанское общество в эпоху коренных общественно-политических преобразований. На наш взгляд, духовные ценности традиционных конфессий являют собой неотъемлемую часть казахстанской культуры, и поэтому на современном этапе перед учеными-исследователями (политологами, социологами, историками, юристами) стоят следующие задачи: 1) провести анализ взаимоотношений религии и государственных органов управления и власти; 2) оценить перспективы взаимодействия духовных ценностей традиционных конфессий с основополагающими принципами построения открытого гражданского общества; 3) сопоставить развитие и определить перспективы взаимодействия институтов демократического развития казахстанского общества и «традиционных» институтов вероисповедания.
Решение поставленных задач обусловлено значимостью нравственно-этических ценностей мировых религий в эпоху глобализации, когда человечество, в том числе и казахстанское общество, лицом к лицу сталкивается с целым рядом серьезных вопросов современности: экологический дисбаланс (глобальное потепление, загрязнение окружающей среды); угроза распространения и применения ядерного оружия; расширение транснациональных преступных сообществ (в деятельность которых входит распространение наркотиков, торговля оружием, людьми и человеческими органами, хакерство и т.д.); слияние экономик стран мира в одну систему (менеджмент, киноиндустрия, рекламная деятельность, СМИ); универсальность мировой науки; технологическое развитие и многое другое.
Эти слагаемые процесса глобализации заставляют современных исследователей, (включая и нас), констатировать, что отсутствие новых ограничений, в том числе морально-этических, нравственных, представляет большую угрозу для всего общества, пользующегося основными достижениями научно-технического прогресса. Безусловно, одним из важнейших источников этих ограничений выступает религия с ее институтами (христианство, ислам, иудаизм, буддизм), которая в деидеалогизированных обществах приобретает все большую социальную значимость.
Однако с большим сожалением современные аналитики констатируют, что практически повсеместный процесс возрождения мировых религий в целом не сопровождается изменением нравственно-этической картины мира в лучшую сторону. По всей видимости, одной из причин этой проблемы является сложный характер взаимодействия такой частью процесса глобализации как рост религиозной идентификации, с рядом других составляющих. В то же время в современном мире волей-неволей под воздействием социально-политических и экономических изменений, происходит высвобождение религиозного из трансцендентного, что кардинально изменяет функциональное предназначение самой религии. По своему содержанию этот процесс несколько парадоксален, так как мировые конфессии, независимо от быстрых темпов социальных преобразований, стремятся сохранить свою идентичность. В то же время сама постановка данной проблемы заслуживает внимания, поскольку духовное благополучие является немаловажной составляющей общей стабильности в мировом сообществе.
Глава Республики Казахстан Н.А.Назарбаев акцентирует внимание как казахстанского общества, так и всего мирового сообщества на проблеме межцивилизационного диалога, который должен строиться на основе взаимного уважения и понимания значимости культуры каждого этноса для сохранения многообразия и уникальности мировой цивилизации. Конфликты и разногласия ХХ в. показали, что их невозможно разрешить путем конфронтации и применения вооруженной силы, в связи с чем весьма актуальными задачами во взаимоотношениях и взаимодействии между цивилизациями и культурами являются поиск путей политического урегулирования существующих на сегодня коллизий и выработка основ для мирного и конструктивного диалога. Постулаты канонических и религиозных писаний, в числе которых Коран и Библия, по мнению главы нашего государства, обладают значительным потенциалом для сближения народов и культур. Проведение второго Форума мировых и традиционных религий в Астане является бесспорным подтверждением предположения.
На наш взгляд, важной является попытка переосмысления и изложения казахстанским обществом своего видения отношения религии к проблеме прав человека, так как в современном мире широко распространено мнение о том, что современная концепция прав человека чужда представителям некоторых мировых религий, в частности мусульманскому миру. Глава Казахстана, так же как и весь казахстанский народ, является инициатором положения, что именно обеспечение и защита прав и гражданских свобод могут стать мощной базой для диалога между западными демократиями и мусульманским Востоком. Вместе с тем нужно помнить, что права человека должны органично сочетаться с ценностями различных обществ, соответствуя сознанию этносов и их образу жизни, культуре, чтобы они были восприняты всеми социальными слоями, не взирая на их социальную, конфессиональную, национальную, политическую и иную другую принадлежность. Кроме того, мы убеждены в том, что, диалог между культурами, т.е. носителями разных культурных ценностей, без учета роли самой религии в обществе, неперспективен, исходят также из того, что между мусульманскими представлениями о правах человека и западной концепцией существуют и определенные различия. Всеобщая декларация прав человека, принятая участниками Организации Объединенных Наций, как ни странно, обходит стороной философский аспект прав человека, в то время как подход религий, в особенности ислама, к этой проблеме строится именно на осознании места и роли человека в мироздании.
Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо провести четкую грань между объективными факторами глобализации и философией глобализма, направленной на защиту интересов правящих мировых элит, которые являются главной причиной нарушения прав и достоинств человеческой личности в мировом масштабе. Религия — главный фактор на сегодняшний день, который может сыграть положительную роль в защите социальных и национальных ценностей казахстанского общества.