А.Н.Букейханов — один из самых влиятельных, самых блестящих и, несмотря на значительное количество публикаций о нем, на наш взгляд, малоизученных представителей казахской интеллигенции первой трети ХХ в. Большинство публикаций казахстанских историков повторяют одни и те же, давно известные материалы. Многие же факты из жизни и деятельности Алихана Букейханова остаются загадкой как для узкого круга исследователей, так и для научной общественности. Известно, что Алихан Нурмухамедович Букейханов родился в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Однако долгое время год рождения А.Букейханова в различных исследованиях был зафиксирован по-разному. М.Койгельдиев в «Казахской энциклопедии» указывает 1866 г. [1]. В предисловии, написанном М.Базарбаевым и С.Аккулыулы к избранным трудам А.Букейханова [2], и в работах Д.Аманжоловой [3] его год рождения указан как 1870. Есть еще варианты — 1867, 1869 гг. В анкете арестованного, заполненной собственноручно Алиханом Букейхановым и находящейся в архивах ФСБ РФ, обозначена дата рождения 5 марта 1866 г. [4]. Хотя некоторые материалы из личного дела А.Букейханова из архивов бывшего КГБ были задействованы исследователями [5], это лишь небольшая часть айсберга.
Дата рождения не единственный факт из жизни Букейханова, вызывавший разночтения. Крайне сложно сегодня отследить многие вехи из биографии А. Букейханова. В частности, известны лишь некоторые фрагменты из жизни и деятельности Букейханова в период его вторичного пребывания в Омске (с 1894 по 1908 гг.), во время самарской ссылки (1908-1916 гг.). Известны публикации Букейханова под псевдонимами: «Киргиз» (1898 г., «Оренбургский листок»), «Статистик», «V» (журнал «Сибирские вопросы», 1908-1910 г.), «А.Б.» («Степной пионер», 1906 г.), «Степняк» («Степь», 1906 г.), «Кыр баласы», «Али хан» («Казах», 1913-1918 гг.) и др. Нами в Омске найдены материалы в газете «Степной край», которые подписаны «А.Н.», рассказывающие о проблемах казахов в начале ХХ в., по стилю и содержанию их авторство может принадлежать Алихану Нурмухамедовичу Букей- ханову. Шолпан Забих сообщает, что ею найдены четыре номера (№ № 18, 21, 44, 65) газеты «Иртыш» за 1906 г. (по данным Энциклопедического словаря Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона, Букейханов редактировал газеты «Иртыш» и «Омич» [6]), и Забих предполагает, что ряд статей в «Иртыше», опубликованные без указания автора, принадлежат перу А.Букейханова [7]. Но данный вывод не подтвержден никакими аргументами. До сих пор неизвестны все псевдонимы Букейханова, активно публиковавшегося на страницах периодической печати в Омске, Санкт-Петербурге, Самаре, Москве, Троицке, Оренбурге, Семипалатинске и других городах. А это значит, что остается закрытым для исследователей и огромный пласт статей и очерков Букейханова. До настоящего времени найдены и опубликованы некоторые исследования А. Букейханова, написанные по итогам работы в экспедициях Ф.Щербины и С.Швецова. Российские ученые (Б.И.Николаевский), а вслед за ними и некоторые казахстанские исследователи (М.Базарбаев, С.Аккулыулы) предполагают его причастность к масонской организации («Полярная звезда»), что тоже пока не стало предметом специального изучения у казахстановедов. Остается вне исследовательского поля период его жизни в Москве в 1920-1930-е годы. Не так давно стало известно место его захоронения.
По Букейханову защищена не одна диссертация, изданы сотни статей. Почему же такая яркая фигура так поверхностно представлена в исторической науке? Каковы причины весьма приблизительных знаний о человеке, жившем еще достаточно недавно, в начале прошлого века? Ответ, на наш взгляд, прост. Букейханов жил в эпоху смены властей и ни одной из них он не был обласкан, ни одна из них не использовала в полной мере его глубочайший интеллект, аналитические способности, умение предвидеть события и вести за собой массы. И чиновники Российской империи, и Временное правительство, и Советская власть делали все, чтобы влияние Букейханова на казахское общество было минимизировано, а значительная часть архивных материалов о Букейханове была либо уничтожена, либо затерялась в фондах архивов государств, информационное и исследовательское поле которых сегодня не является единым.
Каковы были взаимоотношения А.Букейханова с властями, в частности, до февраля 1917 г.? В Каркаралинской петиции, одним из авторов которой был Букейханов, обозначено: «...введение в стране Степного положения, созданного бюрократическим путем, без всякого соображения с истинными потребностями населения, неуважение к закону со стороны власти, ставящего на место последнего свое усмотрение, полное пренебрежение к правам личности, административное насилие, вторгающееся во все стороны жизни, пренебрежение к духовным и экономическим интересам киргиз (казахов. — З.С.), искусственно поддерживаемое невежество массы — все это привело население к обеднению, а его культурное развитие к застою» [8]. Отношение Букейханова к власти обозначено, и он не просто выражает его, а активно действует, являясь лидером оппозиционного западнического, либерально-демократического движения в Крае. Эти действия пресекаются полицейским надзором (со студенческих лет, с 1892 г.), арестами и заключением в тюрьму (1906 г. — Павлодарская тюрьма, 1908 г. — Семипалатинская тюрьма), ссылкой (1908-1916 гг. — Самара).
Февральскую революцию и Временное правительство на первых порах Букейханов встречает восторженно, что подтверждает выдержки из телеграммы в Каркаралинск из Минска, где находилась группа национальной интеллигенции вместе с Букейхановым: «Взошло солнце свободы, равенства, братства для всех народов России. Необходимо киргизам организоваться для поддержания нового строя.» [9, 20]. Соответственна обратная реакция власти: А.Букейханов вошел в состав Туркестанского комитета Временного правительства, назначен Тургайским областным комиссаром. Однако в процессе государственного строительства у Букейханова возникают разногласия с Временным правительством и партией кадетов в стратегических вопросах [10]. В июле 1917 г. Букейханов на общеказахском съезде выражает свое несогласие с кадетами по принципиальным положениям. Первое из них — введение частной собственности на землю, предполагаемое программой партии кадетов. Букейханов был противником института частной собственности на землю, считая, что это приведет к обнищанию казахов, как это случилось с башкирами, получившими землю и продавшими ее русским крестьянам. Второй вопрос — создание национальных автономий. Общеказахский съезд в июле 1917 г. выдвинул требование территориально-национальной автономии казахских областей. В программе же партии кадетов предполагалось унитарное государственное устройство. Временное правительство также не рассматривало варианты предоставления территориально-национальных автономий инородцам. Третий момент — религиозный вопрос. Букейханов придерживался секуляритистских позиций, считая, что церковь должна быть отделена от государства, в противном случае она станет орудием в руках власти [10].
Все эти вопросы предполагалось вынести на обсуждение на Учредительном собрании, причем депутаты от партии «Алаш» получили подавляющее большинство голосов коренного населения. На эти шаги А.Букейханова Временное правительство отреагировать не успело. Не исключено, что возникли бы конфликты и с Временным правительством, желавшим сохранить «единую и неделимую Россию». Но срок функционирования этой власти был определен историей.
Октябрьскую социалистическую революцию А.Букейханов встретил негативно. Он говорит: «Власть была захвачена демагогами, которые хотели установить в Российской республике диктатуру пролетариата.» [11]. Реакция на эти события также была обозначена в его докладе на II Всеказахском съезде: «. в конце октября пало Временное правительство. Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом, что при отсутствии всякой власти в стране возможно возникновение гражданской войны., что анархия растет с каждым днем и угрожает распространиться на территории тех областей, где живут казак-киргизы, анархия угрожает опасностью жизни и имуществу населения областей казак-киргизского народа, что единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твердой власти, которую бы признавало все население казак-киргизских областей.» [9, 68-69]. Не случайно в декабре 1917 г. в Оренбурге был созван II Всеказахский съезд, на котором было принято решение о создании территориально-национальной автономии «Алаш» и избрано ее временное правительство — «Народный Совет Алаш-Орда» во главе с Букейхановым. Прогнозы А.Букейханова о возможной гражданской войне, об опасности, угрожающей жизни и имуществу казахского населения, со стороны новой власти оправдались достаточно скоро.
Несмотря на то, что 2 ноября 1917 г. Совет Народных комиссаров принимает «Декларацию прав народов России», где провозглашает равенство и суверенность народов, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, данная декларация не убедила А.Букейханова в искренности намерений большевиков. 1 декабря 1917 г. Букейханов пишет «Памятку крестьянам, рабочим и солдатам», в которой разоблачает политику большевиков: «Ульянов-Ленин, Председатель Совета народных Комиссаров, распоряжается единолично, как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем. Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают: 1) ответственность перед народом правителей, 2) свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3) всеобщее прямое тайное голосование, 4) неприкосновенность граждан и депутатов, 5) власть народа — буржуазным предрассудком ...с лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца» [13]. И вновь слова А.Букейханова оказались пророческими. Вся дальнейшая политика Советской власти в национальных республиках подтвердила правоту Букейханова.
Попытки правительства Алаш-Орда добиться от СНК РСФСР признания созданной автономии Алаш согласно принятой «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г. не дали результатов, и Алаш-Орда переходит в антисоветский лагерь. В июне 1918 г. А.Букейхановым подписаны законодательные постановления Алаш-Орды, согласно которым все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признаются недействительными [9, 108]. Однако уже к осени 1919 г. становится понятно, что поиски политических союзников для обеспечения самостоятельного национального пути автономии Алаш (Комуч, Сибирское областное правительство, Колчак и др.) потерпели неудачу, перевес Красной Армии стал очевидным. В начале ноября на специальном, созванном Букейхановым заседании было решено пойти на признание Советской власти и принятие условий, продиктованных советским военно-политическим руководством. Вновь Букейханов предвидит события, этот компромисс дает возможность хотя бы тогда, в 1919-1920 гг., исключить массовое кровопролитие в Казахской степи. 21 декабря 1919 г. Семипалатинский областной Совет Алаш-Орда, возглавляемый А.Букейхановым, сообщает о переходе на сторону Советской власти. И хотя неоднократно были приняты решения о применении амнистии в отношении казахов, боровшихся против Советской власти (4 апреля 1919 г. и 3 июня 1920 г. — постановления Президиума ВЦИК РСФСР, 4 ноября 1919 г. — постановление РВС Туркестанского фронта), Советская власть не простила Букейханову нежелание принять диктатуру пролетариата и попытку создать собственную государственность. В 1922 г. Букейханов выслан в Москву. Трижды он был подвергнут аресту по стандартному тогда обвинению в контрреволюционной деятельности (в 1922, 1926 и 1937 гг.), десять лет (с 1927 по 1937 гг.) находился под «домашним арестом». В августе 1937 г. был заключен в Бутырскую тюрьму и 27 сентября расстрелян. Но слова А.Букейханова о том, что «силою штыков легко захватить власть, но погубить дух народа, отнять у него идею, которой он живет, оказалось невозможным» [9, 125] вновь оказались пророческими.
Список литературы
- Казакстан ұлтык энциклопедиясы. — Алматы, 1999. — Т.2. — С. 401.
- Букейханов А. Избранное. — Алматы, 1995. — С. 30.
- Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. — М., 1994. — С. 189; Россия и Центральная Азия. 1905-1925 гг. Сборник документов / Автор-состав. Д.А.Амажолова. — Караганды, 2005. — С. 436.
- Букейханов С. Нельзя о прошлом позабыть. — Алматы, 2002.
- Букейханов А. Избранное. — Алматы, 1995. — С. 449.
- Там же. — С. 38.
- Забих Ш. Возвращение газеты «Иртыш» // Закон и время. — 2002. — № 2. — С. 88.
- Букейханов А. Киргизы // Букейханов А. Избранное. — Алматы, 1995. — С. 76.
- Алаш Орда. Сборник документов (сост. Н.Мартыненко). — Алматы, 1992.
- Букейханов А. Мен кадет партиясынан неге шыктым? // Букейханов А. Избранное. — Алматы, 1995. — С. 414.
- ГАРФ. Ф.144. Оп.1. Д.1а. Л.66.
- ЦГА РК. Ф.17, Оп.1. Д.21. Л.1-2.