Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

«Казачьей орды султан» Ураз-мухаммед —Хан подмосковного Касимова

На многие вопросы, которые ставит перед нами современность, поможет ответить наша история. Более всестороннее и глубокое изучение прошлого выявит более четкие очертания того историческо­го опыта, который сложился. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории» отмечает: «Ведь история, не как предмет археологических изысканий, а как способ понимания со­временности, всегда несет в себе капризный плод по имени «политика». На самые острые вопросы нашего бытия... вопросы политической реальности, ответ затаился не столько и не только в совре­менности, сколько в темных и прозрачных водах истории.» [1].

Неотъемлемой частью истории являются судьбы уникальных, знаковых исторических лично­стей, героев своего времени, славных сынов своего Отечества. С их именами и деятельностью связа­ны лучшие страницы исторического прошлого. Есть кем гордиться сегодня казахстанцам. Нельзя за­бывать о былом могуществе и жизни предков, их заслугах. Наше поколение в ответе за сохранение исторической памяти.

Одной из интересных и уникальных фигур в истории Казахстана является султан Ураз- Мухаммед. Чингизид, внук славного хана Шыгая — родоночальника всех казахских ханов основной генеолологической ветви, он в 16 лет, по невыясненным до сих пор причинам, оказался в Сибирском ханстве, но вскоре, попав в плен к русским, был отправлен в Москву. Последующие 22 года жизни казахский султан, находясь на службе у русских царей, жил в Москве и подмосковном Касимове. Литературу, отражающую его биографию, с известной долей условности можно разделить на несколько типологических групп.

Первую группу составляют труды русских исследователей, содержащие сведения о казахском султане. К их числу, прежде всего, относится капитальный труд Г. Ф.Миллера «История Сибири» [2]. В первом томе этого уникального издания содержатся данные и по истории Северного Казахстана, в частности, имеются сведения о пребывании Ураз-Мухаммеда в Сибирском ханстве, а также освещается поход Ермака в Сибирь и борьба с ним и русскими воеводами, которую вел хан Кучум.

С точки зрения исследуемой нами проблемы ценность представляет четырехтомный труд В.В.Вельяминова-Зернова (1830-1894) «Исследование о касимовских царях и царевичах» [3], где обстоятельно рассмотрены многие вопросы истории Казахстана XV-XVI вв. Значительная часть вто­рого тома этого исследования посвящена жизни и деятельности Ураз-Мухаммеда в Сибири и русском государстве, обстоятельствам его трагической гибели. Написанная на основе архивных материалов и широкого привлечения оригинальных восточных и европейских источников книга В.Вельяминова- Зернова до сих пор не потеряла своей значимости, является важным источником в исследовании рас­сматриваемой нами темы.

Исторические события этого периода отражены в сочинениях дореволюционных русских и за­рубежных ученых, писателей: М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева, К.Ф.Рылеева, Л.Н.Толстого, В.Г.Белинского. Этой же теме посвятили свои труды историки В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, И Г.Фишер, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, К.Валишевский, Д.Флетчер [4].

Вторую группу литературы составляют труды восточных авторов. Она представлена такими ра­ботами, как «Таварих-и гузида-ат Нусрат-наме» анонимного автора, «Фатх-наме» муллы Шади, «Ша- раф-наме-и шахи» Хафиза Таныша, «Шайбани-наме» Камал ад-Дина Муртазы, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал ахйар» Махмуд Бен Эмира Вали, «Тарих-и Кашгар» (имя автора неизвестно) [5], «Тарих-и Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати [6].

В приведенный перечень литературы восточных авторов мы намеренно не включили «Жами ат- Таварих» Кадыр-Али бека Жалаири [7], который был современником этих событий, принимая непо­средственное участие в них. Труд казахского бия конца XVI в. является одним из немногочисленных и главных источников по исследуемой проблематике. Его книга была создана на основе изучения трудов восточных авторов и привлечения устных исторических преданий и шежире.

Неординарная личность султана Ураз-Мухаммеда чрезвычайно заинтересовала Ч.Ч.Валиханова (1835-1865) — выдающегося ученого-просветителя. Свои исследования о нем Ч.Валиханов изложил в работах: «Письмо профессору И.Н.Березину», «Извлечения из Жами ат-Таварих» Кадыр-Али бека Жалаири [8], написанные им еще в 50-е годы XIX в. в Омске.

Третью группу составляют труды тех советских историков, которые занимались исследованием российской истории времен Смуты, восстания Болотникова и завоевания Сибири. К их числу относятся труды таких исследователей, как З.Я.Бояршинова, С.В.Бахрушин, М.Н.Бузукашвили, П.П.Бушев, Б.О.Долгих, Л.Р.Кызласов, В.Н.Матюшинков, В.Г.Мирзоев, Р.Г.Скрынников [9]. В ис­следованиях перечисленных авторов содержатся хотя и разрозненные, но, тем не менее, ценные све­дения о деятельности хана Касымовского царства Ураз-Мухаммеда.

До последних лет по данной теме в казахской советской историографии не было специальных публикаций, не говоря о серьезных научных трудах. Исключение составляла статья академика А.Х.Маргулана «Күміс сандықтың құпиясы» [10]. В академическом издании «Истории Казахстана» имя Ураз-Мухаммеда упоминается лишь в одном случае: в связи с посольством, направленным ханом Тауекелем в Москву [11].

В последнее время в Казахстане замечено повышение интереса к личности и судьбе султана Ураз-Мухаммеда. Опубликованы статьи историков Я.Г.Солодкина «К биографии Ораз-Мухаммеда», Т.И.Султанова «Касимовский царь из Казахской орды», М.Абдирова «Воин степей» [12].

Таким образом, по теме нашего исследования имеется обширная литература. Но, не умаляя зна­чения перечисленных трудов историков, все же отметим, что основополагающую базу наших иссле­дований составили архивные материалы, хранящиеся в государственном архиве древних актов Рос­сии (фонд 122 — Киргиз-кайсацкие дела). Часть материалов из этого фонда опубликована в сборнике «Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках» [13]. Архивные документы, научные монографии —  основа для исследования исторического пути Ураз-Мухаммеда — славного сына казахского наро­да, достойно представлявшего свою страну в далеком в те времена Московском государстве.

При анализе исторического прошлого объективное и аргументированное освещение казахстанско-российских отношений путем исследования жизни и деятельности такой уникальной личности, как Ураз-Мухаммед, имеет не только историко-познавательное, но и практическое значение. На наш взгляд, заключается оно в том, что исследование этой темы дает возможность еще раз проследить истоки дружеских отношений русского и казахского народов. А тот факт, что казахский юноша, оказавшись в чужой стране, не превратился в изгоя, а стал видным политическим деятелем, говорит о многом. В частности, это свидетельство того, что он получил у себя на родине достаточную жизненную, в том числе и военную, подготовку и образование.

Имя казахского султана в разных источниках пишется по-разному: в русских архивных документах — Уразмагаметь, в казахской исторической литературе — Ораз Мухаммад, в указанном выше капитальном труде В.В.Вельяминова-Зернова и во всех последующих исследованиях Ураз- Мухаммед, поэтому мы тоже остановили свой выбор именно на этой транскрипции его имени.

Султан Ураз-Мухаммед имел славных предков, восходящих к самому «потрясателю вселенной» —   Чингисхану. Имеется ряд источников, позволяющих с точностью воспроизвести его родословное древо. По воле судьбы к шестнадцати годам Ураз-Мухаммед оказался в Сибирском ханстве. К этому времени у себя на родине он получил хорошее образование и воспитание, прошел достаточную, как показали последующие события, физическую и нравственную подготовку к жизни, умению повеле­вать. Из достоверных источников доподлинно известно, что Ураз-Мухаммед-султан и бывшие с ним Сейдяк и Кадыр-Али Жалаири были взяты в плен в 1588 г. воеводою Д.Чулковым [14]. Захва­ченных знатных пленников отправили в Москву.

Ураз-Мухаммед прибыл в Москву, когда все нити управления русским государством сосредото­чились в руках Бориса Годунова, шурина царя Федора, сына Ивана Грозного от первой жены, Ана­стасии Романовны. Между тем со времени приезда султана в Москву и его назначения касимовским ханом прошло 12 лет. Неизвестно, чем он занимался эти годы, как выдвинулся в службе. Первое упо­минание в документах о московском периоде жизни Ураз-Мухаммеда датируется 1590 г. [15].

В период пребывания в Москве Ураз-Мухаммед принимает участие во всех военных действиях правительства. Бояре, боярские дети и дворяне ревностно относились к успехам друг друга, тем не менее они вынуждены были признать военный талант казахского султана. Вскоре представилась воз­можность Ураз-Мухаммеду проявить свою боевую смекалку и способности. Борис Годунов, по мне­нию исследователей, не обладая талантом военачальника, предпочитал решать проблемы с соседни­ми странами политическими методами. Тем не менее в начале 90-х годов ХУІ в. был вынужден на­чать войну со Швецией с целью вернуть потерянные в Ливонской войне Ям, Копорье и особенно Нарву, обеспечивавшую выход к Балтике. Источники свидетельствуют, что активное участие в войне со шведами принимал и султан Ураз-Мухаммед, причем, начав войну в качестве начальника сторо­жевого полка, закончил ее в должности воеводы полка левой руки, что, безусловно, свидетельствова­ло о его хорошей выучке ратному делу у себя на родине. Борис Годунов, заметив ратную доблесть и военный талант султана Ураз-Мухаммеда, проявленные им в войне со шведами, стал приближать его ко двору виднейших полководцев.

Ураз-Мухаммед-султана не забывали и на его родине, в Казахской степи. Хан Тауекель летом 1594 г. отправляет в Москву посольство во главе с Кул-Мухаммед-беком. В Москве казахское по­сольство вело переговоры в основном вокруг трех главных вопросов: первый — о союзе в борьбе против Бухарского хана Абдаллы, второй — об освобождении из русского плена Ураз-Мухаммед- султана, третий — о представлении на определенных условиях «оружия огненного боя».

Версия о том, что Ураз-Мухаммед оставался в Москве заложником, представляется ближе к истине. И вот почему. В грамоте царя Федора хану Тауекелю сказано: «И только мы, великий государь царь и великий князь вас пожалуем; брата вашего Уразмагметя — царевича к вам отпустити велим, наше царьское повеленье к вам будет, и вы в то место пришлете из брати и из детей царевича в заклад, а чтоб у нашего царьского величиства братья ваши и дети царевича были в нашем царьском жалованье» [16]. Как видим, царь требовал «царевича в заклад», т.е. в качестве заложника. Но проблема, на наш взгляд, в другом, а именно в том, почему после выполнения ханом Тауекелем всех выдвинутых условий все же царь Федор не сдержал своего слова и не освободил Ураз-Мухаммеда? Царь не дал также обещанного «оружия огненного боя». Изначально в Москве не собирались делать ни того, ни другого. Например, в документах о взаимоотношениях с Ногайскими правителями содержится правительственная установка — строжайше следить, чтобы огнестрельное оружие не попадало им, а если такое оружие у них окажется, под любым предлогом, даже с применением силы, изымать их, это, во-первых. Во-вторых, такие военачальники, как Ураз-Мухаммед, прекрасно знающие не только военное искусство русских, но и всю внутренюю и внешнюю политику России, не могли быть возвращены на родину. Иначе говоря, пользуясь современным языком, можно сказать, что султан Ураз-Мухаммед стал «невыездной персоной».

В 1600 г., в связи с кончиной хана Касимовского царства Мустафы-Алия встал вопрос о его пре­емнике. Претендентов было много: только выходцев из Восточного Дешт-и Кыпчака насчитывалось пять султанов, кроме того, были дети ногайских биев и мурз. Однако царь Борис Годунов остановил свой выбор на султане Ураз-Мухаммеде, потому что он в своей ратной и политической деятельности сумел продемонстрировать российской общественности широту души, мудрость, мужество и гор­дость за свой далекий народ. За верную службу русскому государству и преданность царскому пре­столу, воинскую доблесть и мужество Борис Годунов в 1600 г. пожаловал Казахского султана Ураза- Мухаммеда «Касимовским ханством волостями и доходами». Как это происходило, сообщает Н.М.Карамзин. В конце марта 1600 г. в Москве царь Борис Годунов устроил прием, который «начал­ся с Двора и Синклита: Борис пожаловал Царевича Киргизского, Ураз-Магмета, в Цари Касимовские», далее перечисляются имена князей, бояр и дворян, которых осыпал царь щедрыми наградами [17].

Касимовское царство — тюрко-кыпчакское государство со своей достаточно независимой фор­мой правления, но подвластное России, было образовано в середине XV в. на р. Оке, в пределах Ря­занского княжества. По имени первого правителя Касыма русские называли его «Касимовское ханст­во» [18]. Главный город царства — городец Мещерский был переименован в Хан-Кермен. Царство просуществовало свыше 200 лет (за это время на ханском троне сменилось 14 «царей» [3]) и было упразднено в 1681 г. Касимовские цари назначались по усмотрению Московского правительства, один из них, Симеон Бекболатович, был даже провозглашен Иваном Грозным — «царем и великим князем всея Руси» [19]. Первое время русские цари относились к ним как к равным государям. Ко­нечно, это была тонкая и дальновидная политика, направленная на привлечение степной знати к службе России и повышение авторитета Москвы в глазах Запада и Востока.

Избрание Ураз-Мухаммеда Касимовским царем состоялось 12 июня 1600 г. в главной мечети Хан-Кермана. По древней степной традиции приближенные подняли Ураз-Мухаммеда на белой кош­ме [20], что явилось выдающимся событием для всего российского тюркско-мусульманского общест­ва. Царствование Ураз-Мухаммеда длилось ровно 10 лет. Он по возможности возродил и обновил древнюю систему правления страной, максимально использовал выгодные стороны географического расположения своих владений. Большое внимание уделял совершенствованию военного искусства, усилению боеспособности и мощи хан-керменской армии, а сам поднялся до уровня виднейших пол­ководцев.

Деятельность хана Ураз-Мухаммеда не ограничивалась пределами Касимовского ханства, он принимал активное участие в общественно-политической и государственной жизни всего Русского государства. В период Смутного времени он принимал активное участие в этих социально значимых процессах. Касимовский царь, по утверждению некоторых исследователей, был признан Лжедмитри- ем I, участвовал в восстании Ивана Болотникова, был в активной оппозиции правительству боярского царя Василия Шуйского, поэтому он, как и многие служилые дворяне, примкнул к Лжедмитрию II — самозванцу, претендующему на царский престол России.

Жизнь Ураз-Мухаммеда трагически оборвалась. Лжедмитрий II по доносу, из-за того, что Каси­мовский хан якобы задумал его убить, решил опередить и, пригласив на охоту, убивает его и нахо­дившихся при нем двоих людей. В то время Петр Урусов, близкий друг Ураз-Мухаммеда, проведав обстоятельства его гибели, вознамерился во что бы то ни стало отомстить за друга. Вскоре предста­вился удобный случай, 11 декабря 1610 г. во время охоты в окрестностях г. Калуги Петр Урусов со своими людьми убили Лжедмитрия II. Ногайский князь, спасший Россию от последнего самозванца, покинул пределы Московского государства. Вскоре он перебрался в Крымское ханство. Под своим настоящим именем (Ураз-Мурза) участвовал во многих исторических событиях, происходивших в Восточной Европе. Смерть Лжедмитрия II, которая была результатом гибели Ураз-Мухаммеда, и по­следовавшие затем события, явились поворотным периодом в истории России. Смута перешла в свой последний, национально-освободительный этап, который завершился изгнанием иностранных окку­пантов и приходом к власти в Русском государстве династии Романовых.

История ярко свидетельствует о том, как велика роль лидеров в поворотных моментах в судьбе государства. Не случайно их имена окружены в памяти народной почетом не меньшим, чем имена великих ханов. Жизнь великих людей представляет для истории большой интерес и ценность. Все это —  составляющая часть нашей исторической памяти, культуры народа, которая никогда не исчезнет, если мы ее зафиксируем.

 

Список литературы

  1. Назарбаев Н. В потоге истории. — Алматы, 1999. — С. 7.
  2. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. — М.; Л., 1937.
  3. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2. — СПб, 1863-1864.
  4. Ломоносов М.В. Древняя Российская история. — СПб., 1766; Радищев А.Н. Сокращенное повествование о приобрете­нии Сибири // Встреч солнцу. — М., Молодая гвардия, 1987; Карамзин Н.М. ПСС. История государства российского. Т. 9. — Петроград; Соловьев СМ. Сочинения Т. 4. — М., 1989; Татищев В.Н. История Российская. Т. 6. — М., 1966; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М., 1998; Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 3. — М., 1988; Валишевский К. Смутное время. — М., 2005; Флетчер Д. О государстве русском. — СПб, 1906.
  5. См: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. (МИКХ). — Алма-Ата, 1969.
  6. Мирза Мухаммад Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. — Алматы, 1993.
  7. Кадыргали Жалайыр. Шежірелер жинағы. — Алматы, 1997.
  8. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинения. Т. 1. — Алма-Ата, 1985.
  9. Бахрушин С.В. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI-XVII вв. // Научные труды. Т.Ш. — М., Изд. АН СССР. 1995; Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. — Томск, 1960; его же. Западная Сибирь накануне присоединения к России. — Томск, 1967; Бузукашвили М.И., Ермак. — М.: Воениздат. 1982; Дол­гих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М., Изд. АН СССР. 1960; Кызыласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск, 1992; Матюшинов В.И. Древняя история Сибири. — Омск, 1994; МирзоевВ.Г. Историография Сибири. — М., Наука, 1978; СкрынниковР.Г. Борис Годунов. — М.: Наука, 1978.
  10. Маргулан Ә. Күміс сандықтың құпиясы. — Қазақ әдебиеті. — 1981. — 1 янв.
  11. История Казахстана. Т. 2. — Алматы, 1997. — С. 403.
  12. Солодкин Я.Г. К биографии Ораз-Мухаммеда // Валихановские чтения-2 Ч.1. — Кокшетау, 1994; Султанов Т.И. Чин­гиз-хан и чингизиды. Судьба и власть. — М., 2006; АбдировМ. Воин степей // Простор. — 1993. — № 7.
  13. Сборник «Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках». — Алма-Ата, 1961.
  14. Миллер Г.Ф. Указ. работа. — С. 269.
  15. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. Т.1. — СПб., 1890. — С. 114.
  16. Росийский государственный архив древних актов. — Ф. 122. — 1595 г. — Оп.2. — Д.1. — Л.2. (РГАДА).
  17. Карамзин НМ. Полное собрание сочинений. Т. 10-11. — Петроград, С. 10.
  18. Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. — Алматы, 1996.
  19. Абдиров М. Указ. работа.
  20. РГАДА. Ф. 122. Оп. 1. Д. 2. Л. 44.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.