Из теории известно, что экономический рост определяется:
■ количеством и качеством природных и трудовых ресурсов (резервы экономики);
■ объемом основного капитала (инвестиции);
■ нововведениями.
Именно эти факторы делают рост в реальном секторе физически возможным и характеризуют способность к росту.
Для экономического роста также важны:
■ фактор спроса, т.е. способность использовать расширяющие объемы ресурсов за счет уровня совокупных расходов (масштабы производства);
■ факторы распределения ресурсов.
Если количественно соотнести вклад различных факторов в экономический рост (табл. 1), то очевиден вывод, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального продукта и дохода.
Производительность труда возрастает на базе нововведений, повышения уровня образования и профессиональной подготовки работающих. Технический прогресс как совпадение новой технологической базы и новых возможностей работников определяет около 28 % прироста реального национального дохода. На практике инновации и капиталовложения (в сумме 47 %) тесно взаимосвязаны. Поэтому инвестиции в новую технику существенно повышают вклад инноваций в экономический рост. По мере исчерпания природных ресурсов роль нововведений непрерывно возрастает и их широкое использование наряду с новым менеджментом резко повышает эффективность экономики.
Фактор роста |
Вес фактора, % |
1. Увеличение трудозатрат |
32 |
2. Повышение производительности труда, в том числе за счет: |
68 |
• нововведений (инноваций) |
28 |
• капитала |
19 |
• образования и профподготовки |
14 |
• экономии, обусловленной масштабами производства |
9 |
• улучшения распределения ресурсов |
7 |
ИТОГО |
100 |
Примечание. Данные работы [1; 15]. |
Влияние капиталовложений на положительную динамику производительности труда также велико, так как рост фондовооруженности каждого работника является основным фактором развития производства. В свою очередь масштабы роста фондовооруженности работника зависят от его профессиональной подготовки (инвестиции в «человеческий» капитал) [1; 15-16].
Не зря важнейшей чертой экономики конца XX в. и начала XXI столетия стал ее переход на новую, инновационную фазу развития — «общество знания». Экономику, основанную на физическом труде, сменила индустриальная экономика, использующая природные ресурсы. В свою очередь последнюю сменяет экономика, базирующаяся на знаниях и информационных технологиях, которую отличает повышенное внимание к знаниям отдельных индивидуумов. По мнению многих ученых, «новая экономика» — это экономика постиндустриального технологического уклада, в котором ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы или знания [1, 2].
Качественные особенности постиндустриальной экономики, экономики знаний, заключаются в следующем [2; 22-23]:
■ темпы и масштабы научно-технического прогресса таковы, что изменения в материальной базе производства и качестве трудовых ресурсов не успевают за ростом научно-технических возможностей;
■ в связи с обострением конкуренции резко возросли трансакционные издержки (так, в США на них приходится более 50 % от общих издержек производства и реализации продукции и услуг). Сложилась ситуация, при которой товар проще и дешевле произвести, чем продать. Соответственно возросли требования к эффективности сбора и обработки информации, маркетинговых исследований, рекламы, т.е. к видам деятельности, основным ресурсом которых выступает знание;
■ значительно возросла роль менеджмента в области интеллектуальных ресурсов;
■ в условиях постоянного обновления знаний люди оказываются перед необходимостью постоянного обучения (lifelong leaning — обучение в течение жизни). Все большее распространение получают самозанятость, частичная занятость, виртуальные формы организации труда.
Ведущими факторами роста в условиях инновационной экономики являются научнотехнический прогресс и внедрение новых технологий, развитие которых привело к тому, что сегодня во всем мире экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. Иными словами, знания становятся непосредственной производительной силой, являясь все более доступными и узкоспециализированными. Успех бизнеса все в большей степени обусловлен обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями. Следовательно, мировой рынок все более ориентируется на наукоемкий, инновационный сектор, и конкурентоспособность опирается на инновационную активность бизнеса [3; 6].
К сожалению, в этом аспекте промышленное производство и развитие высоких технологий в Казахстане отстают, так как инновационная активная отечественных предприятий до сих пор остается на низком уровне. В сложившихся условиях индустриально-инновационное развитие экономики отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Республики Казахстан.
Указом Главы государства от 19 марта 2010 г. утверждена Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГП ФИИР) страны на 2010-2014 гг. В Послании Президента страны народу Казахстана (январь 2010 г.) отмечено: «Устойчивое и сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда.
В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, то один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов.
Вывод очень простой: нам надо исправлять ситуацию — повышать производительность и внедрять инновации.
Оценка и финансовая поддержка по этим критериям работы всех уровней управления и контроль будут главной задачей Правительства.
Только инновации дадут резкий рост производительности труда.
По моему поручению Правительство разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны.
Эти два документа — подробный план действий того, что, где и как мы будем строить в ближайшие пять лет» [4; 4-5].
Почему же весьма важно форсировать индустриально-инновационное развитие страны? Дело в том, что Казахстан не смог до сих пор преодолеть сырьевую направленность экономики. Несмотря на то, что с момента принятия Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 20032015 гг. прошло уже более шести лет, тем не менее в стране продолжает иметь место рост сырьевой ориентации экономики. К сожалению, в настоящее время продажа сырья и продукции первых переделов составляет 90 % всего экспорта республики. Это опасно, поскольку в случае резкого падения цен на сырьевые ресурсы страна будет испытывать серьезные финансовые трудности из-за сокращения экспортной выручки, снижения темпов роста ВВП и доходов государственного бюджета. Все это может спровоцировать сокращение финансирования социальных расходов государства. Чтобы этого не случилось, в предстоящей пятилетней программе главное внимание будет уделено развитию нескольких приоритетных отраслей: агропромышленного комплекса, строительной индустрии, нефтепереработки, металлургии, химической промышленности, энергетики, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, машиностроения, туристической деятельности. В программу пятилетнего развития включено свыше 100 проектов по указанным отраслям. Это в основном проекты, связанные с модернизацией и техническим перевооружением действующих и строительством новых мощностей и объектов, в том числе инфраструктурных.
Важно полностью модернизировать промышленное производство в стране, поскольку по уровню затрат электроэнергии на один доллар ВВП, а также по производительности труда в отраслях экономики мы отстаем от некоторых индустриально развитых стран более чем в 7-10 раз.
Наряду с этим высока степень износа оборудования в отраслях, не связанных с добычей нефти и производством металлов. В последние три года она составила от 45 до 62 %. Удельный вес полностью изношенных машин, оборудования и транспортных средств на предприятиях обрабатывающей промышленности достиг 12 % [5; 24].
В этой связи решение ключевой задачи форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана будет определять, войдем ли мы в число 50 конкурентоспособных стран мира или так и останемся поставщиками сырья и товаров с невысокой долей добавленной стоимости на мировые рынки.
Начало осуществления ГП ФИИР заложено в одном из главных документов страны — Стратегии-2020, на основе которой будут разработаны и другие программные документы. Для обеспечения ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики в ближайшей пятилетке в стране мобилизуются все ресурсы, обеспечивается четкая координация деятельности центра и регионов, на новый уровень выходит взаимодействие государства и бизнеса. Концентрация усилий в рамках ГП ФИИР будет осуществлена в следующих направлениях (рис. 1).
Цели, поставленные в ГП ФИИР, масштабны. В стране намечается провести форсированную индустриализацию, позволяющую сделать ощутимый рывок на перспективу всего дальнейшего развития Казахстана. В то же время это будет инновационная индустриализация, предполагающая новое экономическое мышление, где на первый план будут выступать вопросы повышения производительности и внедрения новых технологий.
Форсированное индустриально-инновационное развитие республики предполагает мощный прорыв. В результате внедрения ГП ФИИР уже к 2014 г. Казахстан должен добиться роста ВВП на 50 % (в сравнении с 2008 г.), значительного повышения производительности труда. В планах доля несырьевого экспорта должна возрасти до 40 %, а число инновационных предприятий дойти до 10 % от количества действующих. При этом энергоемкость ВВП необходимо снизить на 10 % (опять же исходя из уровня 2008 г.).
Жесткость критериев ГП ФИИР несомненна: модернизация существующих предприятий (увеличение производительности); создание новых высокопроизводительных предприятий; селективная поддержка компаний «экономики будущего» (табл. 2).
Важным инструментом реализации ГП ФИИР станет Схема рационального размещения производственных мощностей. Она позволит, во-первых, выработать государству совместно с бизнесом правильные инвестиционные решения; во-вторых, обеспечить взаимоувязку реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны.
Будут сформированы основы «экономики будущего». Это долгосрочные перспективные проекты в биотехнологиях, информационных технологиях, альтернативной энергетике и космосе.
«Новый курс» требует новых подходов и к разработке региональных программ развития. Они должны быть максимально ориентированы на бизнес-модель.
Основным инструментом и индикатором реализации ГП ФИИР является республиканская Карта индустриализации. Она включает 101 проект на сумму 6,8 трлн. тенге. За реализацию республиканской Карты индустриализации несут ответственность республиканские органы власти — министерства и национальные холдинги. Остальные будут реализовываться на региональном уровне.
Таблица 2
В настоящее время в рамках форсированного индустриально-инновационного развития республики Министерством индустрии и новых технологий рассматриваются различные направления стимулирования экономической активности отечественных предприятий. Одно из них — Концепция индустриализации простаивающих активов. В ее основу заложен механизм «промышленного девелопера», ориентированный на содействие индустриальному развитию путем оздоровления деятельности различных групп проблемных и простаивающих предприятий.
«Промышленный девелопер» представляет собой профессиональную управляющую компанию с разносторонним опытом и соответствующими ресурсами для успешного развития определенного бизнеса. В целом принцип работы его схож с деятельностью девелоперов, специализирующихся на операциях с недвижимостью. Однако основной отличительной чертой является то, что «промышленный девелопер» функционирует в различных отраслях экономики и занимается развитием именно производственных предприятий, столкнувшихся в своей деятельности с проблемами.
Трудности эти могут быть вызваны различными факторами, но в основном они сводятся к неэффективному менеджменту на предприятии, например, недостаточному профессионализму в сфере стратегического планирования, продвижения и маркетинга продукции, привлечения и структуриро-
вания финансирования, корпоративному, антикризисному и проектному менеджменту. Другими словами, «промышленный девелопер» придает импульс активизации бизнеса, используя современные подходы бизнес-администрирования, которых зачастую не хватает на предприятиях с государственным участием.
Общая схема взаимодействия «промышленного девелопера» достаточно проста (рис. 2).
Например, государственный холдинг, имеющий на балансе проблемное предприятие, может предложить на оговоренных условиях участвовать в его управлении «промышленному девелоперу». Последний, в свою очередь, осуществляет всестороннее исследование проблемного актива (Due Dilligence), дает оценку «жизнеспособности» проекта и принимает решение о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях. При этом взаимодействие может иметь различные формы: доверительное управление, концессия, приобретение акций.
Пройдя соответствующие юридические процедуры, «промышленный девелопер» осуществляет ряд мероприятий по активизации проблемного актива. К ним можно отнести: реструктуризацию долгов, оптимизацию производственных и административных расходов, оптимизацию штата, избавление от непрофильных активов, перепрофилирование и модернизацию производственного процесса, агрессивную маркетинговую стратегию, выработку плана финансирования и структурирование финансовых инструментов (кредит, лизинг, торговое финансирование), а также взаимодействие с госорга- нами для получения государственной поддержки. Все эти меры в итоге будут сконцентрированы и ориентированы на достижение доходности предприятия. В зависимости от договоренностей при успешной реализации проекта «промышленный девелопер» может продать доходный актив стратегическому инвестору, передать в управление холдинговой компании или осуществлять дальнейшее управление с целью извлечения прибыли [6; 6].
Поскольку цель ГП ФИИР — изменить экономическую политику, чтобы максимально поддерживать инициативу бизнеса, инвесторов в приоритетных отраслях экономики Казахстана, то средства и госбюджета, и нацхолдингов будут направляться на финансирование приоритетных отраслей. К примеру, в программе «Дорожная карта бизнеса-2020» предусмотрены такие механизмы поддержки регионального предпринимательства: субсидирование процентной ставки, гарантирование кредитов и так далее. На поддержку инновационных проектов нацелены инновационные гранты, гранты по финансированию экспортных товаров. И, конечно, многие проекты финансируются через национальные компании: крупные энергетические проекты — через фонд «Самрук-Казына», значимые проекты в сфере нефтепереработки — совместно с иностранными инвесторами, в том числе через компанию «КазМунайГаз», ряд проектов — через «КТЖ», «Казатомпром» и другие. В сельском хозяйстве финансирование идет через холдинг «Каз-Агро», в малом и среднем бизнесе — через фонд «Даму».
Министерство связи и информации совместно с Министерством индустрии и новых технологий разрабатывает план информационного сопровождения Госпрограммы ФИИР.
Список литературы
- Коноплев С.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2008. — 128 с.
- Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. — 415 с.
-
Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 347 с.
-
Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана: Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Мысль. — 2010. — № 3. — С. 2-14.
-
Кучукова Н. Финансовое обеспечение индустриально-инновационного развития Казахстана // Казахстанская правда. — 2010. — 19 марта. — С. 24-25.
- Искалиев Е. Эффективный инструмент // Казахстанская правда. — 2010. — 23 апр. — С. 6.