Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Развитие художественного и художественно-педагогического образования в Казахстане

Координальные преобразования в социально-экономической сфере Республики Казахстан, произошедшие в конце XX - начале XXI вв., потребовали реформирования национальной системы образования.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования — обновление качест­ва образования и повышение конкурентоспособности национальной системы образования. Офици­альными документами, определяющими стратегическую политику в области образования, являются Государственная программа развития образования в Республики Казахстан на 2005-2010 годы [1], где четко обозначены ориентиры реформирования системы образования, а также «Концепция разви­тия образования Республики Казахстан до 2015 года» [2].

Вхождение Казахстана в европейское образовательное пространство — это не только очередной шаг в процессе интеграции в мировое пространство образования, но также внутренняя потребность казахстанского рынка образовательных услуг. Основная цель политики модернизации образования в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности Казахстана на мировом уровне.

Осмысление проблем современного образования невозможно без учета социально-исторической динамики развития образовательной системы в Казахстане. Временная дистанция заставляет нас на многие явления духовной культуры прошлого смотреть сквозь призму современных задач и требова­ний. Это относится и к нашему осмыслению проблемы становления художественного, художествен­но-педагогического образования в Республике Казахстан. Ретроспективный анализ данного вопроса представляет несомненную актуальность. Становление и развитие эстетического воспитания, художественного, художественно­педагогического образования в Казахстане происходило параллельно с развитиемпрофессионального изобразительного искусства Казахстана и формированием национальной художественной школы.

Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х гг. XX в. До этого времени не было единого художест­венного центра; художники работали разобщенно. В развития и организации национального искусства художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г.Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н.Гоголинского; с 1879 г. до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 г. были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н.Хлудов, А.Пономарев,

В.Антонов и др.), которые имели важное значение для консолидации художников республики. Весо­мый вклад в развитие изобразительного искусства и художественного образования в республике внес своей организаторско-творческой работой Н.И.Крутильников. Всю свою творческую жизнь он про­жил в Казахстане, сначала в Семипалатинске, затем в Кзыл-Орде и Алма-Ате. Н.И.Крутильников окончил в 1916 г. Казанское художественное училище; в 1921 г. переехал в Казахстан, в Семипала­тинск, где развернул большую общественно-культурную деятельность: занимался выявлением моло­дых творческих сил, вел популяризационную работу, пропагандировал произведения искусства среди населения. Н.И.Крутильников явился одним из организаторов художественной студии в Семипала­тинске и первой передвижной выставки в республике. В эти же годы в периодической печати встре­чаются рисунки М.Кудряшова, В.Панаева, И.Савельева, братьев К. и Х.Ходжиковых, В.Нестерова, А.Исмаилова. Однако об активной творческой жизни художников Казахстана говорить было еще ра­но: сказывалось отсутствие организационного центра. Об оторванности Казахстана свидетельствует и такой факт: 20 октября 1926 г. был открыт отдел по изучению искусств национальностей СССР при Государственной академии художеств. Большая роль в создании и деятельности его принадлежит Я.А.Тугендхольду, которым было написано значительное количество статей об изобразительном ис­кусстве народов СССР; но Казахстан остался вне поля зрения этого ученого.

Важное событие в художественной жизни республики — организация в 1928 г. Наркомпросом КазССР передвижной выставки произведений казахстанских художников. С этого времени в Казах­стане систематически организуются передвижные художественные выставки (Алма-Ата, 1929; Пав­лодар 1931); аналогичные выставки были открыты силами местных художников в Семипалатинске, Петропавловске, Актюбинске, Чимкенте. С 1928 г., со строительством в Казахстане Турксиба, круп­ных индустриальных объектов художественно-общественная жизнь активизируется. В Казахстан приезжают специалисты по культуре, искусству, художественному образованию из центральных об­ластей большой страны. Интерес к Казахстану проявляют и художественные организации Москвы, в частности, Всероссийское кооперативное товарищество «Художник». В 1932 г. был создан Оргкоми­тет Союза художников СССР, а в 1933 г. — Оргкомитет Союза художников Казахстана, одним из ор­ганизаторов которого был Н.И.Крутильников; первым председателем стал Аубакир Исмаилов — жи­вописец и график. Создание Оргкомитета Союза художников Казахстана явилось крупным событием в художественной жизни республики; его деятельность выражалась в регулярной организации выста­вок, в консолидации и творческой мобилизации художников. Первая выставка, организованная Орг­комитетом в 1933 г. в Алма-Ате, ставила своей целью выявление творческих, прежде всего нацио­нальных сил. В 1934 г. было организовано несколько выставок, самой значительной из которых стала выставка «Искусство Советского Казахстана», открытая 8 мая, после специального постановления СНК Казахстана в Музее восточных культур в Москве для широкого ознакомления трудящихся СССР с казахским искусством. Выставка показала, что в республике недостает своей художественной школы, которая бы растила национальные кадры.

В 1930-е гг. активизируется художественное образование. Одним из первых педагогов Алма- Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живо­писи 1930-1940-х гг. был Алексей Ильич Бортников. Завершив художественное образование в Одес­ском художественном институте, Бортников возвратился в Алма-Ату и активно включился в художе­ственную жизнь республики.

Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а так­же основание в 1935 г. в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Госу­дарственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 г. в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятьдесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.

Эпохальным событием стал I съезд художников Казахстана (24 июня 1940 г., Алма-Ата). На съезде отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчерки­валось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сложил­ся костяк национальных художников-живописцев.

Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев (1904-1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана. В контексте настоящего времени кажется, что его творчество не отличается высоким профессионализмом, но, взращенное народной традицией, оно близко и дорого современнику. Благодаря его таланту сегодняшний зритель «общается» со своими предками, постигает национальные обычаи и традиции.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано немало творческой ин­теллигенции из различных регионов страны. Уже немолодым человеком приезжает в Алма-Ату Аб­рам Маркович Черкасский, окончивший Институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е.Репина (Пе­тербургская академия художеств). Его приход в казахстанскую живопись и в систему художествен­ного образования (он преподавал в Алма-Атинском художественном училище) открыл значимость художественного «я» в творческом процессе.

Второй этап развития изобразительного искусства Казахстана — 1950-1960 гг. В начале 1950-х гг. в Казахстане выросло новое поколение молодых профессиональных художников, получивших худо­жественное образование в лучших вузах Москвы, Петербурга, Харькова и других городов СССР. Достаточно назвать имена Айши Галимбаевой, Канафии Тельжанова, Сабура Мамбеева, Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романова, Молдахмета Кенбаева, Уке Ажиева, Али Джусупова и других.

Во второй половине 1960-х гг. в коллектив художников Казахстана вливается новый поток мас­теров, которые внесли свежую струю в изобразительное искусство. Это было третье поколение художников, в которое вошли Айтбаев Салихитдин Абдысадыкович, Сариев Шаймарден Тлемисо- вич, Сыдыханов Абдрашид Аронович, Тогусбаев Токболат Тулепбаевич, решительно вставшие на путь создания национальной школы изобразительного искусства.

Следующий этап развития казахского национального искусства — 1975-1990 гг. Свое творче­ское дарование проявили художники М.Хитахунов, А.Смагулов, Т.Ордабеков, К.Закиров, Т.Досмаганбетов, К.Муллашев, А.Аканаев, Е.Тулепбаев, Б.Табиев, А.Есенбаев, К.Каметов и другие. Заявленная М.Горбачевым весной 1985 г. перестройка вызвала к жизни оживление в области искус­ства по всей стране.

Искусство в контексте культуры уже независимого Казахстана (1991-2010) характеризуется по­иском идентичности.

Проследив кратко эволюцию художественной жизни Казахстана, рассмотрим становление и раз­витие художественного и художественно-педагогического образования в республике.

Первый этап художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поко­ления в Казахстане охватывает 1917-1930 гг. В результате исследования материалов Центрального Государственного архива Казахской ССР выявлено, что при Художественном отделе Главсоцвоса (Главного социального воспитания) были организованы три секции: искусства, физического разви­тия, информационно-инструкторская. Секция искусства занималась разработкой вопросов руководства в области театра, музыки, изобразительного искусства, литературы и делилась на соответствующие подсекции: театральная, музыкальная, литературная и изобразительных искусств. Однако в художественно-эстетическом воспитании в Казахстане 1920-х г. были немалые трудности, так как ощущалась острая нехватка в соответствующих кадрах и необходимых материальных средствах. В учебных программах предмета «рисование» в школьной практике данного периода не учитывалось образовательное и воспитательное значение казахского народного декоративно­прикладного искусства, неполноценно оценивалось национальное изобразительное искусство как средство эстетического воспитания школьников.

Этот этап характеризуется противоречивостью тенденций, вместе с тем поисками наиболее це­лесообразных форм и методов художественного образования и эстетического воспитания [3].

Второй этап художественного образования и эстетического воспитания в Казахстане охваты­вает 1930-1940 гг. Под влиянием русского художественного образования наметился коренной пере­лом в художественном образовании детей-казахов.

Третий этап художественного образования (1950-1960) характеризуется новым подходом к эс­тетическому развитию в условиях школьного образования и воспитания. В это время появился ряд качественно новых учебных дидактических методических трудов. Министерством просвещения впервые была создана программа по рисованию, которая предусматривала изучение народного деко­ративно-прикладного искусства и произведений советских художников. Учебная программа 1960­1970 гг., развивая идеи прежних программ, предусматривала более обстоятельное изучение извест­ных произведений зарубежной, русской и национальной классики.

В социокультурной ситуации 1970-х гг. появилась необходимость пересмотра школьного обра­зования и воспитания. Коллегия Министерства просвещения СССР в 1970 г. поручила Научно­исследовательскому институту художественного воспитания АПН СССР провести в 1972-1980 гг. совместно с творческими союзами художников широкий эксперимент по определению содержания образования предметов эстетического цикла в школе и разработать единую систему эстетического воспитания. Программа «Изобразительное искусство», разработанная лабораторией изобразительно­го искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР на основе материалов Всесоюзного экс­перимента, была утверждена Коллегией Министерства просвещения СССР для союзных республик 23 января 1981 г. Это обусловило подготовку национальных художественно-педагогических кадров.

В 1984 г. на основе данной программы в Казахстане была разработана новая программа «Изо­бразительное искусство» с учетом этнохудожественного образования и воспитания в школах респуб­лики (авторы Е.П.Митрофанова, Л.Марченко, М.Кенбаев). Были подготовлены методические разра­ботки уроков по изобразительному искусству (1-6 классы) [4].

В 1980-1990-е гг. заметно совершенствуется методический уровень педагогов-художников рес­публики, что повлияло на повышение эстетического и художественного воспитания школьников; в старших классах были введены факультативные занятия по изучению основ эстетики и изобрази­тельного искусства с углубленным изучением произведений живописи, графики, скульптуры.

В последние два десятилетия в системе художественного, художественно-педагогического обра­зования в Республике Казахстан произошли существенные изменения: во-первых, усилился культу­рологический подход в подготовке художественно-педагогических кадров; во-вторых, в основу ху­дожественно-педагогического образования, которое интегрировало достижения европейского и ка­захстанского образования, легли, в первую очередь, этнокультурные традиции.

Внедряемая в настоящее время в Казахстане «Концепция этнокультурного образования» направ­лена на переориентацию всей образовательной сферы. Создается национальная система образования и воспитания, которая строится на фундаментальных ценностях, идеях и приоритетах, складывав­шихся на казахстанской земле на протяжении тысячелетий ее истории, опирается на ценности, нако­пленные номадной цивилизацией, на общее культурное наследие тюркских этносов.

«Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным усвоением ценностей мировой культуры», — подчеркивается в «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» [5].

Основополагающей функцией этнокультурного образования является воспитание поликультур- ной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвое­ния других культур; ориентация на диалог культур, их взаимообогащение. Ценностными характери­стиками поликультурной личности являются:

  •  целостное мировоззрение, позволяющее отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообу­словленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре;
  • развитое лингвистическое сознание, способствующее формированию установки на объемное мировидение;
  • рельефное историческое миропонимание, определяющее национальный менталитет, «чувство земли», этноса;
  • нравственно-религиозное, мифологизированное мироотношение;
  • яркое художественно-эстетическое мировосприятие.

В Концепции акцентируется: «Особое место... должна занимать история культуры. Этот пред­мет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций и т.д., то ведет к воспитанию многомерной духовно развитой личности, ценящей и знаю­щей национальную и мировую культуру», что отвечает предназначению этнокультурного, этнохудо- жественного образования [5].

Данное концептуальное направление позволяет исследовать важную в рассматриваемом аспекте проблему. Анализируя современные программы в системе школы и вуза, следует акцентировать эт­нокультурный компонент в образовании. В 2003 г. был опубликован пробный учебник «Искусство» для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ (на казахском и русском языках). Основной целью учебника является обсуждение наследия национального искусства и духовных исканий казахского народа.

Структура учебника: раздел 1. Изобразительное искусство Казахстана; раздел 2. Театральное ис­кусство Казахстана; раздел 3. Кино Казахстана; раздел 4. Хореография Казахстана; раздел 5. Музы­кальное искусство казахского народа; раздел 6. Песенная традиция казахского народа.

Однако, как справедливо полагают авторы, «вполне возможны какие-то недоработки и упуще­ния в силу того, что наша работа является первым учебным пособием». Нет сомнения в том, что они будут исправлены в процессе дальнейшей доработки, обмена мнений [6; 3].

Обратимся к рассмотрению вопроса создания учебных программ.

Образовательная область «Искусство» в учебных планах современной гимназии (авторы: Балтаба- ев М.Х., Болатбаев К.К., Райымбергенова С.Ш., Айдарова З.Ш.; утверждено Приказом № 672 от 18 ок­тября 2005 г. Министерства образования и науки Республики Казахстан; рекомендовано Республикан­ским учебно-методическим советом Министерства образования и науки Республики Казахстан) [7].

Интерпретация пояснительной записки данной программы.

«Педагогией владеет тот, кто владеет искусством», — это высказывание принадлежит Аристоте­лю и является ориентиром в художественно-педагогической деятельности.

Искусство в школе будет действительно только в том случае, если учащимися будет понят его смысл, смысл художественного творчества как внутренней связи со всем остальным содержанием жизни, с высшими целями человечества; если в школе будет реализован художественно-образный метод познания, а педагог будет нести учащимся культуру художественного видения мира, эстетиче­ского отношения, добиваясь единства воздействия педагогического процесса на духовных началах.

Художественная деятельность является одним из первых и преобладающих способов познания учащимися целостной картины мира — духовно-практического его освоения. Именно поэтому в жизни человека, особенно в школьные годы, столь значимо искусство. Однако воспитание человече­ского в человеке, развитие и совершенствование его личности «уходят» из учебного процесса. Не в полной мере реализуется основная функция искусства, которая по своей природе нацелена на «вос­питание культуры чувствования, интуитивно-образной формы сознания» — природной характери­стики мышления детей и основы абстрактно-логической понятийной стороны интеллекта.

Нередко формирование художественной культуры учащихся подменяется суммой знаний, уме­ний и навыков, а процесс ее усвоения связывается преимущественно с количественными изменения­ми: расширением круга произведений музыки, изобразительного искусства: увеличением объема ин­формации, количества часов на предметы гуманитарного, художественно-эстетического цикла и т.п. Вместе с тем художественно-педагогический процесс (развитие — воспитание — обучение) должен осознаваться в контексте того, что искусство имеет более серьезное и глубокое предназначение: оно касается внутренней сущности «мира и нашего я» (А.Шопенгауэр).

Главной идеей программы «Искусство» является изучение основ казахской художественной культуры как самоценного явления, представляющего неотъемлемую часть мировой художественной культуры. Культурное наследие номадов, искусство Востока, Западной Европы и России — логический стержень данного курса, который должен дать учащимся целостное представление о мировой художе­ственной культуре как системе знаний. Принципы построения программы — историзм, принцип инте- гративности, опоры на творческий метод и др. Цель программы — формирование личности старше­классника средствами воздействия различных видов искусства, с опорой на их закономерности.

Задачи преподавания курса «Искусство» — в создании условий для живого общения учащихся с шедеврами отечественного и зарубежного искусства на уроке, внеучебных занятиях и во внешколь­ной жизни.

Учитывая, что предмет «Искусство» предусмотрен в учебных планах Республики Казахстан в 10 и 11 классах лишь по два часа в неделю, невозможно полное изучение курса «Мировая художествен­ная культура». Поэтому в предлагаемой программе предметом изучения является искусство как осно­вополагающая часть культурного наследия, созданная человеком и выраженная образно­символическими средствами.

Впервые в школьной практике акцент делается на изучение культурного наследия Казахстана с древнейших времен и до современности. Динамически выстроенная культурная система должна сформировать у учащихся общие представления о феномене, являющемся детищем кочевого общест­ва, формировавшемся на протяжении веков, обусловленном хозяйственным укладом, контактами с исламскими традициями и влиянием русской культуры, а также интеграцией в XX в. с современной культурой Европы и России. Этот курс занимает особое место в формировании национального само­сознания старших школьников.

Уроки искусства в общеобразовательной школе должны стать основой и самой массовой формой приобщения детей и юношества к мировым художественным ценностям. Программа и методика пре­подавания мировой художественной культуры учитывают базовые знания, умения, впечатления, по­лученные учащимися по литературе, истории, изобразительному и декоративно-прикладному искус­ству, музыке в младшем и среднем звене школы.

Программа имеет модульное строение.

Первый модуль — понятийно-теоретический — обеспечивает раскрытие художественно­эстетического смысла разных видов искусства; происходит встреча учащихся с произведениями раз­личных искусств — от более понятных образов изобразительного искусства к драме, музыке, танцу.

Второй модуль — идейно-нравственный, мировоззренческий — раскрывает «вечные вопросы» жизни, на которые стремится найти ответ старшеклассник, только еще определяющий свой жизнен­ный путь.

Третий модуль — опознание искусства и познание жизни» — предполагает самостоятельную работу учащихся и ее результаты: свободные дискуссии, творческие проекты и т.д.

Для многих выпускников художественное образование завершится школьной программой, по­этому необходимо дать начальное, но целостное представление о художественной культуре челове­чества.

Базовое содержание предмета «Искусство» в 10-11 классах общеобразовательной школы:

10  класс. Художественная культура Казахстана.

Введение. Основные понятия культуры.

Ранние формы искусства.

Искусство древнего Казахстана. Искусство древнего мира.

Искусство Казахстана в средние века.

Современное искусство Казахстана.

11  класс. Мировая художественная культура.

Главное содержание предмета «Искусство» в 11 классе — процесс формирования целостной ху­дожественной картины мира путем изучения выдающихся произведений искусства.

Ранние формы искусства и искусство древнего мира.

Искусство средних веков: Восток и Запад.

Художественная культура эпохи Возрождения и Нового времени.

Искусство Европы и Америки XX- начала XXI века.

Творческие задания, например: анализ произведений живописи, музыки, архитектуры; постанов­ка несложных пьес, сцен из школьной жизни, оформление к ним декораций, костюмов, афиш, при­гласительных билетов; проведение бесед по искусству в начальной школе и т.п.

Учебно-методический комплекс: Искусство (для 10-11 классов); методическое руководство; сборник творческих и тестовых заданий; аудио-, видеосредства; фонотека; репродукции художест­венных произведений. На основе данной программы был разработан пробный учебник.

К 2020 г. школы Казахстана должны перейти на двенадцатилетнее обучение, поэтому Республи­канский научно-практический центр проблем 12-летнего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан занят разработкой инновационных учебных планов и программ школь­ного образования.

В контексте данного исследования нас интересуют программы художественно­культурологического цикла (проекты этих программ были подготовлены в 2006 г. под руководством Ш.Б.Кульмановой, доктора педагогических наук, профессора Казахской национальной академии ис­кусств им. Т.Жургенова. В настоящее время они дорабатываются и совершенствуются).

Образовательная программа по предмету «Художественная культура» соответствует принци­пам государственной политики Республики Казахстан в области образования, изложенным в «Законе об образовании Республики Казахстан» (2007), «Государственной программе развития образования на 2005-2010 годы», Государственной программе «Культурное наследие» (2003), требованиям «Ос­новных положений ГОСО РК 2006 года».

Программа является основным нормативным документом по организации учебно­воспитательной деятельности школьников основной ступени. В ней учтены требования, установлен­ные государством для образовательной области «Искусство» с учетом образовательных потребностей личности, и перспективы развития казахстанского общества.

Включение предмета «Художественная культура» в систему школьных учебных дисциплин обосновывается необходимостью гуманизации самого процесса образования. Цель данного предмета —     формировать поликультурную и компетентностную личность школьника, любящего родину, по­нимающего закономерности культурных процессов в Казахстане, представляющего культурные пер­спективы человечества, научить подростков понимать, что культура — это объективная данность, в которой мы живем.

Суть дисциплины определяется содержанием курса, которое построено на интеграции различ­ных видов искусства, обладающих огромной силой воздействия на эмоционально-чувственную сферу школьников. Содержание предмета «Художественная культура» направлено на развитие творческой личности школьника, способной преобразовать окружающую действительность.

Главная цель программы — дать целостное представление об особенностях развития художест­венной культуры Казахстана, углубленные знания о различных видах искусства, способах познания человеком окружающего мира и самого себя, подготовить учащихся к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей.

Актуальность настоящего курса заключается в том, что художественная культура Казахстана становится предметом специального изучения в школе и рассматривается в контексте мировой куль­туры.

Образовательная программа «Художественная культура» основывается на предметах «Музы­кальное искусство» и «Изобразительное искусство», обобщает полученные знания и практические навыки учащихся в процессе их изучения.

Курс состоит из двух основных разделов.

Первый раздел — «Художественная культура» — знакомит учащихся с основными понятиями по культуре, искусству, его видами: декоративно-прикладным, изобразительным, музыкальным, синте­тическими (театр, балет, эстрада) и техническими (кино, фотоискусство, мультипликация, телевиде­ние, аудио- и видеотехника) видами искусства, архитектурой, литературой и др.

Второй раздел — «Художественная культура Казахстана» — ориентирован на изучение истории искусства Казахстана, его шедевров и раскрывает связь с мировым искусством. Художественная культура народов Казахстана и Центральной Азии предстает как один из важнейших очагов зарожде­ния художественной картины мира. Применение принципа исторической последовательности фор­мирует в сознании учащихся целостную картину взаимодействия художественных культур различ­ных этносов, населяющих территорию Казахстана. Памятники художественной культуры изучаются не просто как отдельные виды искусства, а целостно, в комплексе, составляющем творческую дея­тельность людей: в обрядах, обычаях, гармонии природы и человека, в убранстве жилища (юрты) и предметах быта. Предмет «Художественная культура Казахстана» поднимает «вечные вопросы»: культура и время, культура и религия, культура и цивилизация, культура и человек.

Курс «Художественная культура» является обязательным компонентом содержания образования основной ступени.

Общая структура содержания учебного предмета (обязательный компонент).

8   класс. Основы художественной культуры. Художественная культура как интегративное един­ство видов искусства. Стили и художественные направления в искусстве. Современная классифика­ция видов искусства. Средства выразительности различных видов искусства. Понятие «жанр» в ис­кусстве.

9    класс. Художественная культура Казахстана. Казахи как представители культуры номадов. Язык видов искусства древнего Казахстана. Понятие культуры Казахстана как цивилизации в средние века. Декоративно-прикладное искусство казахского народа.

10  класс. Традиционное искусство казахского народа. Развитие культуры Казахстана в XX веке. Современное искусство Казахстана на рубеже XX-XXI веков в условиях независимости.

  • Эстетическое воспитание и художественное образование в школе, безусловно, сопряжено с подготовкой педагогических кадров.

В становлении и развитии педагогического образования в Казахстане определяющее значение имела немалая помощь отдельных учебных заведений центральных городов РСФСР и бывших союз­ных республик. Так, в 1920 г. в Москве и Ленинграде институты готовили педагогические кадры для Казахстана.

В октябре 1928 г. в истории культурной жизни Казахстана произошло значительное событие: было открыто первое высшее педагогическое заведение в республике — Казахский педагогический институт, которому в 1935 г. было присвоено имя выдающегося просветителя казахского народа — Абая Кунанбаева. КазПИ им. Абая (ныне КазНПУ) сыграл решающую роль в развитии педагогиче­ского образования в Казахстане.

Становлению и развитию художественного образования в Казахстане способствовало создание художественных отделений, готовящих учителей изобразительного искусства и черчения, которые впервые в Казахстане открылись в Казахском педагогическом институте им. Абая (1963) и Караган­динском педагогическом институте (1966). В 1968-1969 гг. в Семипалатинском и Шымкентском пе­дагогических институтах появились отделения, готовящие учителей по специальности «Рисование и черчение». На базе отделений позднее были организованы художественно-графические факультеты.

Высококвалифицированные специалисты изобразительного искусства и черчения (бакалавров) готовились в Алма-Атинском (1969), Карагандинском (1984-1988), Уральском (1972), Аркалыкском (1979), Джамбульском (1980), Жезказганском (1975), Кокчетавском (1980) педагогических институ­тах. В 1974 г. на базе Шымкентского педагогического училища открылось художественное училище, готовящее художников-профессионалов со средним образованием; здесь же с 1974-го по 1982 гг. го­товили учителей изобразительного искусства со средним образованием. Существует целый ряд кол­леджей художественно-педагогического профиля.

Одной из ведущих казахстанских школ художественного и художественно-педагогического об­разования является художественно-графический факультет КазНПУ им. Абая. Он послужил приме­ром для создания целой сети художественно-графических факультетов при педагогических институ­тах Республики Казахстан.

На данный момент факультет имеет богатые традиции в подготовке художника-педагога, бака­лавра искусства, владеет музеем изобразительного искусства, где собраны лучшие дипломные работы выпускников, осуществляет подготовку магистрантов, аспирантов из всех вузов республики. Худо­жественно-графический факультет тесно сотрудничает с московскими учеными в области подготовки научных кадров: В.С.Кузиным, Н.Н.Ростовцевым, Е.В.Шороховым и многими другими. Начиная с 1998 г. факультет вступил в новую стадию развития. Произошли значительные изменения в содержа­нии обучения, в составе специальностей; появилась необходимость в строгой специализации выпус­кающих кафедр факультета: «Станковая живопись», «Декоративно-прикладное искусство», «Графика и дизайн», «Академический рисунок», «Методика преподавания специальных дисциплин и история искусств», «Академическая живопись». На факультете действует Факультет повышения квалифика­ции по изобразительному искусству [8].

Специальность «Изобразительное искусство и черчение» существует в восемнадцати вузах рес­публики, однако в настоящее время ведущими по выпуску специалистов данного профиля являются Алматинский, Карагандинский и Чимкентский. В отдельных областях функционируют отделения факультетов.

Остановимся на деятельности профессионально-художественного факультета Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова. Кафедра «Изобразительное искусство» ведет свою историю с 1966 г., когда в Карагандинском педагогическом институте был осуществлен прием сту­дентов по специальности «Рисование и черчение», связанный с подготовкой художественно­педагогических кадров для школ Карагандинской области. В последующие годы это было художест­венно-графическое отделение по специальности «Изобразительное искусство, черчение и труд»; с 1988 г. был организован самостоятельный художественно-графический факультет. В 1996 г., после объединения Карагандинского педагогического института с КарГУ им. Е.А.Букетова, произошла ре­организация кафедр и факультетов. Был создан профессионально-художественный факультет, в со­став которого вошли кафедры изобразительного искусства, графики и декоративно-прикладного ис­кусства.

С 1996 г. ведется подготовка по двум специальностям — «Изобразительное искусство и черче­ние» и «Дизайн» (по профилям «Дизайн рекламы», «Графический дизайн», «Архитектурный ди­зайн»). С 1997 г., после объединения и укрупнения кафедр, на профессионально-художественном фа­культете действует кафедра «Изобразительное искусство и дизайн». Коллектив кафедры осуществля­ет деятельность по разработке проектов и корректировке образовательных стандартов, составлению учебно-методических комплексов для подготовки бакалавров по специальностям «Изобразительное искусство и черчение» и «Дизайн» по кредитной технологии обучения, а также по разработке образо­вательных программ магистерской подготовки по названным специальностям [9, 10].

Наряду с художественно-графическими факультетами существуют другие образовательные структуры. Наиболее крупной является Казахская национальная академия искусств им. Т.Жургенова

—    многоступенчатое многопрофильное учебное заведение, признанный центр подготовки творческой интеллигенции, выпускники которого составляют золотой фонд национальной культуры и искусства.

История КазНАИ им. Т.Жургенова начинается с 1955 г., когда в Институте искусств им. Курмангазы (ныне Казахская национальная консерватория) был открыт театральный факультет; в 1978 г. был соз­дан Алма-Атинский театрально-художественный институт.

Значимой вехой в истории академии стало открытие художественного факультета, который произ­вел первый набор студентов в 1979 г. У истоков факультета стояли известные художники и деятели изобразительного искусства: К.Тельжанов, М.Кенбаев, К.Шаяхметов, Е.Мергенов, Т.Досмагамбетов, Е.Сергебаев, Т.Карибжанов, М.Жакубалиев, К.Тыныбеков, М.Калимов, Б.Уморбеков, Д.Сулеев, К.Оспанов и другие.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан № 236 от 14 февраля 2000 г. на базе бывших Казахского государственного института театра и кино и Казахской государст­венной художественной академии была создана Казахская государственная академия искусств им. Т.Жургенова, которой, согласно Указу Президента Республики Казахстан № 648 от 5 июля 2001 г. «О предоставлении особого статуса отдельным государственным высшим учебным заведениям», был придан особый статус «Казахская национальная академия искусств имени Т.Жургенова».

В академии функционируют шесть факультетов: театрального искусства и эстрады; кино и теле­видения; хореографии; живописи и скульптуры; декоративного искусства и дизайна; искусствоведения.

КазНАИ им. Т.Жургенова является эталоном высоких стандартов художественного образования в сфере культуры, крупнейшим учебно-научным центром подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров.

Стремлением ведущих художников, культурологов, искусствоведов, архитекторов и археологов Казахстана 13 марта 2006 г. была создана Академия художеств Республики Казахстан, миссия которой — представить новый культурный имидж Казахстана. Основанием для создания Академии художеств явилось Послание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран» [11].

Обобщая ретроспективный и современный анализ образовательной тенденции в Республике Ка­захстан, резюмируем: в настоящее время накоплен плодотворный опыт в области художественного, а также художественно-педагогического образования, с учетом этнокультурных традиций, позволяю­щий казахстанской системе художественного образования войти в мировое образовательное про­странство.

Список литературы

1   Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. — Астана, 2004.

2  Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011. — Астана, 2008.

3   Бейсенбаев С.К. Становление художественного образования в Республике Казахстан // Вестн. Казахского нац.пед. ун-та им. Абая. Серия «Художественное образование: искусство-теория-методика». — Алматы, 2004. — № 2 (5). — С. 26-30.

4    Изобразительное искусство: Метод. разработки уроков к программе по изобразительному искусству / Сост. Е.Митрофанова, Л.Марченко, М.Кенбаев. — Алматы: Мектеп, 1985. — 124 с.

5    Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда. — 1996. — 15 июля.

6    Искусство: пробный учебник для 11 классов гуманитарного направления общеобразовательных школ/ К.Болатбаев, Е.Косбармаков, А.Еркебаева. — Алматы: Мектеп, 2003. — 272 с., ил.

7    Искусство. Программа для 10-11 классов общеобразовательной школы. — Алматы: Казахская академия образования им. Ы.Алтынсарина, 2006. — 14 с.

8    Оспанов Б.Е. История становления и развития художественно-графического факультета // Вестн. Казахского нац.пед. ун-та им. Абая. Сер. «Художественное образование: искусство-теория-методика». — Алматы, 2004. — № 2 (5). — С. 3-7.

9    Макет Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Специальность 050107 — Изобразительное искусство и черчение. Свидетельство о гос. регистарции № 382 от 22.08. 2007. ИС 03163. — 42 с.

10    Макет Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Магистратура. Специальность 6N107 — Изобразительное искусство и черчение. Свидетельство о гос. регистрации № 381 от 22.08.2007. ИС 03162. — 23 с.

11   Уразбекова Л. Первая Академия художеств Республики Казахстан // Культура. — 2007. — № 1 (13). — С. 35; Казах- баева Г. Академия художеств — знак времени // Культура. — 2007. — № 1 (13). — С. 34. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.