Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Артефакты ведической культуры на территории Средней Азии и Казахстана

В современном мире возрастает роль использования компаративистского метода исследований, сопоставляющего культурные и мировоззренческие аспекты древних цивилизаций. Особо актуальны исследования в сфере индоевропеистики, посвященной изучению общих цивилизационных корней индоевропейских народов. Открытия высокого научно-технического уровня древнеиндийской циви­лизации и ее лингвистическая и культурная связь с народами Европы побуждают современных уче­ных выявлять доказательства их культурного и генетического родства. В последние десятилетия по­является все больше работ, посвященных связям славянских и балтийских народов с ведической ци­вилизацией, в то время как выявлению культурной преемственности между ведической цивилизацией и древними жителями Средней Азии и Казахстана посвящено не так много исследований. Тюркский этнос традиционно не относится к индоевропейским. Тюркские языки также образуют самостоятель­ную языковую группу. По этой причине на настоящий момент компаративистские исследования ве­дической цивилизации и культуры тюркских народов незначительны. Тем не менее географически Средняя Азия и Казахстан — ближайшие соседи Индии с севера, их расположение значительно бли­же, нежели славянских, балтийских и европейских народов.

С точки зрения логики географическое расположение тюркских народов в обширном ареале ме­жду индоевропейскими народами наводит на мысль, что на их территориях и в их культуре также должны сохраниться следы ведической цивилизации, которая, может быть, дошла до нашего времени в меньшем объеме из-за отсутствия письменной культуры и номадического образа жизни.

Однако, на наш взгляд, в фольклоре, обычаях и религиозно-космологических представлениях тюрков можно обнаружить остатки ведической культуры, в глубокой древности присутствовавшей на территории Средней Азии и Казахстана. Целью настоящей статьи является анализ доказательств су­ществования ведической культуры в ареале современных среднеазиатских народов. Для достижения этой цели нами последовательно рассматриваются следующие вопросы:

  • -   археологические находки в Средней Азии и Казахстане, относящиеся к ведической культуре;
  • -   этнографические и культурные следы ведической цивилизации;
  • -   лингвистические исследования скифского и тюркского языков;
  • -   упоминания о саках и тюрках в ведической литературе.

Археологические находки в Средней Азии и Казахстане, относящиеся к ведической куль­туре. Согласно ведическому летоисчислению, ведическая цивилизация как политический конгломе­рат государств существовал на территории Евразии до 3012 г. до н.э., после которого он распался на ряд самостоятельных государств. Соответственно артефакты ведической цивилизации более законо­мерно искать в археологических данных, соответствующих эпохе бронзы в Средней Азии и Казах­стане.

Наиболее последовательным ученым, отстаивающим влияние ведической культуры на Казах­стан, является А.Танабаев — казахстанский исследователь, который с 1993 г. занимался изучением и реконструкцией Золотого человека, ставшего государственным символом Казахстана.

В результате многолетней работы А.Танабаев приходит к выводу, что Золотой человек является прямым наследием ведической культуры на территории Казахстана. Анализируя четыре с половиной тысяч сакральных знаков, составляющих костюм Золотого человека, ученый обнаружил в нем весь пантеон ведических дэвов-полубогов. Таким образом, наиболее знаменитый артефакт культуры Древнего Казахстана Золотой человек, по мнению исследователя-специалиста в этой сфере, принад­лежит к наследию ведической культуры.

Однако это не единственная археологическая находка, позволяющая проследить связь ведиче­ской и сакской культур. Сенсационным для Евразии было открытие древних усыпальниц на полуост­рове Мангышлак, сделанное археологом А.Астафьевым. Две гробницы, возраст которых датируется 2 тысячелетием до н.э., обнаруживают сходство с ведической космологией. Гробницы данного захоро­нения сделаны в форме яйца, в котором в позе эмбриона захоронены тела женщин. Поза эмбриона, по заключению археологов, свидетельствует о том, что древние жители Мангышлака верили в реинкар­нацию — переселение души — и воспринимали смерть как преддверие новой жизни. Удивление вы­зывает форма гробницы — яйцо, покрытое семью оболочками из разных материалов. Именно в веди­ческой космологии говорится о том, что Вселенная по своей форме представляет собой космическое яйцо, покрытое семью оболочками первоэлементов. Наличие в могиле ритуальной пищи свидетель­ствует, по мнению ученых, о проведении ведического ритуала культа Ямы. Другой аспект — крема­ция также наводит на мысль о принадлежности мангышлакского захоронения к ведической цивили­зации.

Кремация как ритуал захоронения повсеместно встречается в памятниках сакской культуры. В ведической культуре кремация была общеобязательным ритуалом, поскольку, согласно ведической религии, уничтожение тела в огне освобождает душу от привязанности к телу и позволяет ей отпра­виться в новый цикл перерождений. Обычай кремации существовал у славянских народов до их хри­стианизации и до ХУ в. — у балтов.

Свастика — символ ведической религии — неоднократно встречается на архитектурных памят­никах Средней Азии и Казахстана, украшая собой здания Бухары, мавзолей Ходжы Ахмета Яссави и предметы, найденные в Отраре. На территории Казахстана археологи находят свастики в погребениях эпохи бронзы на керамических изделиях и на украшениях (бляшках). Ведическая янтра Вишну, сим­волизирующая Бога, в виде гексаграммы встречается среди отрарской керамики.

Материальная природа описывается в Ведах как богиня Дурга со змеями в руках, которые оли­цетворяют время. Ритуальное изображение богини со змеями было найдено в тюркском поселении Алтын-Депе.

Полубоги Ашвини описываются в ведической традиции как близнецы в форме лошадей, везущих на колеснице дочь солнца. В казахстанских археологических находках неоднократно встре­чаются изображения коней-близнецов, впряженных в ритуальную колесницу. Они же присутствуют в экипировке Золотого человека.

Ведические артефакты в этнографии тюркской цивилизации. Этнографические исследова­ния традиций древних казахов также позволяют говорить об их генетическом родстве с ведической культурой. Анализ народных казахских обычаев свидетельствует о том, что в Казахстане дошли до наших дней и существуют ритуалы, схожие с древнеиндийскими.

В качестве примера можно привести сходство свадебного обряда в ведической и тюркской куль­турах. В ведической культуре свадьба — виваха-ягья — проводилась следующим образом. Невеста приходила к месту свадьбы с закрытым покрывалом лицом. Перед женихом, который ранее ее не ви­дел, покрывало снимали с лица. Отец невесты подводил ее к жениху. Затем жених и невеста семь раз обходили вокруг костра. Это означало, что последующие семь жизней они будут рождаться мужем и женой. Далее следовала ягья — сакральный ведический ритуал, когда жрец возливал масло в огонь, произнося соответствующие мантры, чтобы умилостивить Бога Вишну и полубогов и получить их благословение для новобрачных на счастливую семейную жизнь. После этого следовали многоднев­ные пиры и празднества, в ходе которых угощалось огромное количество людей. Подобные праздне­ства широко распространены в современной Индии.

Ритуальная сторона вивахи удивительным образом соответствует древнетюркским свадебным обрядам, согласно которым невеста также приходит с закрытым лицом, после чего происходит тор­жественная церемония бет ашар — открывание лица невесты. После этого жених и невеста 7 раз об­ходили огонь. Затем следовал обряд возливания топленого масла в огонь, сопрождаемый молитвами, обращенными к огню и Умай, о ниспослании семейного счастья молодоженам [1; 23]. Этот свадеб­ный ритуал практиковался в Казахстане еще в начале ХХ в., а в современную свадебную традицию от него вошел элемент «бет ашар».

Между ведической и тюркской традициями существует сходство в обычае для мужчин носить косичку на макушке головы. В ведической традиции это связывалось с символикой чакр. Согласно ведам, человеческое тело состоит из физического и астрального, связь между ними осуществляется через энергетические центры-чакры. Главная из чакр — сахасрара располагается в области темени. В ведической культуре для защиты у мужчин было принято оставлять в этой области пучок волос, име­нуемый шикхой. Эта же традиция осталась в культурах многих народов. В тюркской культуре у мужчин был обычай носить небольшую косичку айдар. Этнографические исследования казахских традиций показывают, что обычай носить айдар взрослыми мужчинами существовал в Казахстане до начала ХХ в. В современной казахской культуре он возрождается в виде моды оставлять косичку на макушке у маленьких мальчиков.

Технология устройства жилья древних казахов, юрты, по своим принципам напоминает ведиче­скую систему построения жилища Васту-шастру. Как и в ведических постройках, вход юрты был ориентирован строго на восток, центральная ее часть обозначалась шаныраком, открытым для цирку­ляции воздуха. В Васту-шастре центральная часть дома брахмастан также должна была быть открыта для воздуха и солнца. Деление юрты на сектора, в которых совершалась регламентированная дея­тельность, также соответствует ведическим принципам обустройства жилья. В казахской юрте муж­чинам отводилась правая сторона, женщинам — левая. Согласно йогическим принципам, канал муж­ской энергии расположен в правой части тела, а женской — в левой.

Лингвистические исследования скифского и тюркского языков. Исследования языка древ­них жителей Азии скифов и проблем его происхождения начались в ХІХ в. В это время выдвигалось большое количество точек зрения относительно того, к какой языковой семье принадлежал язык ски­фов. В результате многолетних исследований имен скифских царей ученые установили, что язык скифов относился к индоевропейской языковой семье. Скифо-сарматская ономастика ХХ в. развива­лась благодаря исследованиям В.Ф.Миллера, М.Фасмера, Я.Харматты и В.И.Абаева и других. На основе результатов исследований ученые пришли к выводу, что язык древних скифов и сарматов от­носился к индоевропейским языкам и, следовательно, соответствовал санскриту. Например, название Черного моря в Древней Греции звучало как «Понт Эвксинский». Согласно лингвистическим иссле­дованиям, это название произошло от скифского «ахшайна» — темно-синее, темное. В современных иранском и осетинском языках «ахшайна» обладает тем же значением. На санскрите скифское «ах­шайна» соответствует «кришана» — черный, темно-синий. Одно из скифских племен носило назва­ние Хаома варги, что также соответствует санскриту. Напиток хаома в скифском языке соответство­вал ведическому напитку полубогов соме. А термин «варга» восходит к глагольному корню свар, от­носящемуся к творению и производству. Слово «хаомаварги» означало «производящие напиток хао- му — сому».

Таким образом, древние жители Евразии скифы говорили на языке, схожем с ностратическим языком индоевропейских народов.

Современные тюркские языки не входят в группу индоевропейских языков, однако в них встре­чаются некоторые термины, общие с санскритом:

Бала (санскр.) — ребенок, бала (каз.) — ребенок; балаван (санскр.) — силач, балуан (каз.) — силач; джан (санскр.) — душа, жан (каз.) — душа; апсу (санскр.) — вода, су (каз.) — вода; ис (санскр.) — напиток, іш (каз.) — пей; кси (санскр.) — житель, кісы (каз.) — человек;акави (санскр.) — глупый, акымак (каз.) — глупый; чйаванау (санскр.) — жевать, шайнау (каз.) — жевать; тама (санскр.) — тьма, низ вселенной, томен (каз.) — низ; бхуран (санскр.) — буря, боран (каз.) — буран.

Известный востоковед Ю Н.Рерих, исследуя эпос киргизского народа «Манас», анализирует об­раз одноименного главного героя этого эпоса — человека — сына неба и земли. Рерих возводит его образ к Ману — прародителю человечества в ведической литературе [2; 172]. От Ману, согласно лин­гвистическим исследованиям, берут свое начало английское «man» и немецкое «mann», означающие на этих языках «человек».

Кроме того, некоторые санскритские слова встречаются в древнетюркском языке. В «Древне­тюркском словаре» перечисляются восемь групп небожителей: tanrilar, lular, jeklar, gantarvilar, garudilar, asurilar, kumbantilar, kinarilar, mogoragilar — боги, драконы, демоны, гантарви, гаруди, асу- ра, кумбанти, кинари, могораги. Из них гантарви, гаруды, асуры и кинары имеют явно ведическое происхождение. Например, санскритский термин «гандхарв» означал небесных существ упадевов, которые находились между миром людей и полубогов и служили вестниками от последних для чело­вечества. Они описываются как крылатые существа, обладающие прекрасными голосами. Согласно «Древнетюркскому словарю», gandarvi / gantarvi — рел. мифические существа, благозвучно играю­щие и распространяющие благоухание: одна из восьми групп небожителей; gandari 1) питающийся запахом, благовонием; 2) тандарва', танцовщики, музыкант небесный [3; 457]. Асури имели в древне­тюркском языке ту же роль, что и асуры в санскрите. Гаруда в Ведах описывается как существо с го­ловой орла, носящий на себе Вишну. В «Энциклопедии иудaизмa» К.Ф.Дильмaн, А.Дaфф обнаружи­вают связь между херувимом Яхве и Грифоном (Грудой) Вишну. В иранской мифологии Гаруда фи­гурирует как Шьена-Гаруда, и, так же как и в Ведах, он появляется в истории о похищении напитка бессмертия. В дальнейшей истории иранской поэзии, уже в «Шах-намэ», его образ трансформируется в божественного Симурга. У народов ханты-манси распространен образ крылатого Карса — гигант­ской птицы с человекоподобной головой. Как и Гаруда, Карс говорит по-человечески и может носить человека на спине. В тенгрианском пантеоне Гаруда появляется как Хан Гаруди. Кинары в ведах пе­речисляются как один из видов жителей высших планет.

Первым тюркским памятником письма является Бугутская надпись — эпитафия, высеченная на могильном камне Таспара-кагана. Она выполнена на тюркском языке согдийским письмом. А на оборотной стороне камня высечен перевод текста на санскрите.

Упоминания о саках и тюрках в ведической литературе. В Махабхарате существует история о хуннах — народе, ушедшем после битвы на Курукшетре на северо-восток. Этимологически народ хунну соответствует гуннам, проживавшим в древности на территории Азии и ставшими общими предками венгров, монголов, казахов и др. азиатских народов. Хунадеша — Земля хуннов неодно­кратно фигурирует в Махабхарате, а император хуннов Шаливахан упоминается в ведических пред­сказаниях Бхавишья-пураны в связи с историей прихода Иисуса Христа в Гималаи.

В Махабхарате существует несколько упоминаний народов, связанных с происхождением пред­ков современных среднеазиатских народов. Одна из историй Махабхараты описывает императора ведической империи Яяти, у которого было пятеро сыновей. Особенностью данной истории было то, что, несмотря на обычай первородства, император Яяти передал полномочия правления империей своему младшему сыну Пуру, а четверым старшим выделил отдельные княжества. Второй сын царя Яяти Тур в ведической литературе считается основателем культуры яванов. Таким термином в Индии называли тюрков. Этимологически имя Тура и тюркский этнос имеют один корень, что позволяет предположить происхождение термина «тюрки» от имени этого царя. Аналогичная идея существует в Авесте, где утверждается: «Тура — прародитель туранцев».

Другой сын императора Яяти — царь Ану стал родоначальником народа шаков, которые транс­формировались в течение истории в термин «саки». На сегодняшний день многочисленные сакские племена считаются прародителями отдельных славянских народов и тюркских народов Средней Азии. В результате смешения саков с племенами саувиров (санскр. — савиров) и хуннами (хунну, гуннами) образовалось большинство народов Центральной России и Сибири, а также хазары и болгары.

В Бхагавата-пуране встречается также упоминание о народе кхасов. Этот санскритский термин означал народ, у которого растет негустая борода, что, вероятно, указывало на генетическую особен­ность монголоидной расы. Возможно, что трансформация термина «кхасы» привела к возникновению слова «казахи» или слова «хакасы».

Таким образом, компаративистский анализ археологических, этнографических и лингвистиче­ских данных показывает, что в глубокой древности на территории Средней Азии и Казахстана суще­ствовала ведическая цивилизация.

Веды и тенгрианство. Древней религией тюркских народов, предшествующей исламу, является тенгрианство. Тенгрианство представляло собой религию, основанную на поклонении единому Богу —   небу Тенгри. Кипчаки называли Бога Тенгри, татары — Тэнгри, алтайцы — Тенгри, Тенгери, тур­ки — Танри, якуты — Тангара, кумыки — Тэнгири, балкаро-карачаевцы — Тейри, монголы — Тэн- гер, чуваши — Тура. Речь всегда шла об одном — мужском божественном начале, Боге-Отце.

Из-за обращения в ислам тюркских народов и отсутствия систематизированных канонических источников тенгрианство дошло до наших дней в неполном виде. Однако благодаря всевозрастаю­щему интересу к традициям предков тенгрианство активно исследуется и возрождается в Казахстане и других азиатских государствах. В рамках настоящей работы мы рассмотрим тенгрианство в связи с ведической культурой. На наш взгляд, как и Славянские веды, тенгрианство возникло на основе ве­дического мировоззрения, представлявшего собой в древности единую для Евразии религиозную систему. Для обоснования этой точки зрения сравним отдельные элементы тюркской и ведической религий.

Термин «тенгрианство» состоит из двух компонентов: тенгри+ан, где Тенгри означает имя Бога, а анъ называлась сама религиозная система. Название системы «анъ» сохранилось и по сей день у тюрков Алтая. Однако на санскрите также термин «яна» означает и путь, и систему взглядов и убе­ждений.

Как и в ведизме, Хан Тенгри мыслится как трансцендентный Бог, находящийся за пределами ви­димого мира и видимого неба.

Тенгрианская история сотворения и конструкции мира имеет сходства с ведической. Согласно Ведам, материальная Вселенная представляет собой космическое яйцо, наполовину заполненное во­дами причинного океана. Эта Вселенная творится Богом Вишну, который входит в нее и из Него по­является гигантский золотой лотос, о котором речь шла в контексте мусульманско-ведических сопо­ставлений. Первым существом во Вселенной, рожденным из лотоса, является Брахма, которому Вишну доверяет творить миры и планеты внутри Вселенной. Брахма создает Вселенную из трех уровней миров: райских, земных и адских. Связывает эти миры гигантская космическая ось Шишу- мара, а также вселенская золотая гора Меру, на вершине которой поселяется сам Брахма.

Согласно тюркским представлениям, также Вселенная до творения представляла собой бескрай­нюю водную пустыню, на поверхности которой плавали две утки. Одна из них задумала процесс тво­рения и поручила другой утке достать для этого землю. Сотворенный мир в тенгрианстве также де­лится на три сферы: Верх, Середина и Низ. Также Владыка Неба, Бог Тэнгри, создает во Вселенной «Золотой Кол» («Алтын Теек»), ставший осью мира, вокруг которого держат свой путь Луна и Солн­це, звезды и кометы. Другое проявление этой оси в тюркской религии — это Золотая гора, на верши­не которой поселяется Ульген — персонаж тенгрианского пантеона, схожий с ведическим Брахмой.

Как и для ведической системы, для мировоззрения тюркских народов было характерно деление мира на три сферы: верхний мир, средний мир и нижний мир. Древняя идея реинкарнации как вечно­го путешествия души между этими тремя мирами, характерная для тенгрианства, также роднит его с ведической религией. Связующим звеном между тремя мирами, своего рода осью мира кочевники мыслили космическое древо мира Байтерек, в которое, согласно рассказам баксы, входили души умерших и из которого они выходили в новое воплощение. Концепция отличия души от тела, яв­ляющаяся главным принципом ведической цивилизации, была известна древним тюркам. Практика камлания в тюркском шаманизме неразрывно связана с идеей выхода шаманом из тела и путешествия его по трем мирам для решения вопросов, связанных с чьими-то душами. Путешествие шамана из одного мира в другой также осуществлялось посредством мирового древа.

В ведической религии верхний мир состоит из семи планетных систем и населяют его девы- полубоги. В тенгрианстве верхний мир состоит из девяти сфер и населяют его Алпы-Дивы. Имена некоторых из них совпадают с ведическими по названию и функциям: Умай — Ума, Кубер — Куве- ра, Самар — Мара, Гаруда — Хан Гаруди. Гаруда, изображавшийся в виде грифа, встречается в ка­захском фольклоре как тотем, предок Шойынкара. В греческой истории одно из сакских племен опи­сывалось как «грифы, стерегущие золото».

В серединном мире, как в ведизме, так и в тенгрианстве, обитают люди. А нижним миром, со­гласно тенгрианству, управляет Таму-Эрклиг-хан — адский Эрклиг-хан. Тюркское слово «тама» — ад совпадает с санскритским термином «тамас», который является характеристикой адских миров.

Тюркский сюжет о нырянии Тенгри во вселенский океан за Землей напоминает ведическую ис­торию о воплощении Бога как Варахи, когда Он нырнул в причинный океан и достал оттуда Землю.

Тенгрианство описывает рум — мир в форме горы, плавающей на спине гигантской черепахи. У основания этой горы покоится змея Бегша. Это описание напоминает ведическую историю пахта- ния вселенского океана, в водах которого плавала гигантская черепаха Курма. На панцире этой чере­пахи располагалась вселенская золотая гора Меру. Основание этой горы обвито гигантской змеей Васуки.

Объектом поклонения в тенгрианстве являлась также гора Хан Тенгри. Исследователь-тюрколог из Башкортостана Ильгиз Султанов пишет, что гора Хан-Тенгри, которой поклонялись тюрки, на са­мом деле находится в Гималаях. Это гора-свастика Кайлас, имеющая форму пирамиды. Тенгрианские храмы назывались «килиса» — от Кайласа — названия горы. У многих народов Востока она счита­лась обителью богов. По утверждению части исследователей тенгрианства, Южный Тибет прежде являлся традиционным местом паломничества тюрков. Люди останавливались на берегу озера Манас и смотрели на Кайлас издали. Здесь они молились и вели философские беседы.

С горой Кайлас в Индии связано поклонение Уме, которая в тенгрианстве появляется как богиня Умай. Трезубец Шивы, как один из символов Кайласа встречается в тенгрианской культуре как там­га. Например, трезубец был тамгой Казахского ханства.

Тенгрианство как религия существовала в древности по всей территории Азии, однако из-за ис- ламизации ее центральных областей артефакты тенгрианства существуют здесь в малом объеме. У тюркских народов России тенгрианская традиция сохранилась лучше. Сходства между некоторыми концептами Вед и тенгрианством в изложении якутских шаманов выявил российский ученый А.И.Кривошапкин. Исследуя тенгрианство через шаманские учения народа саха, ведущего свое про­исхождение от саков, он отождествляет их с родом североиндийских царей шакьев, в семье которых родился Будда Шакьямуни. Вопрос тождественности саков кшатрийскому роду шакьев в современ­ной науке является спорным, тем не менее А.И.Кривошапкин приводит интересные данные, анализи­руя якутскую терминологию. Исследователь находит также в якутском языке аналоги ведических эпох юг:

Халыйы уйэ угэхэ — обычаи века заблуждения (кали юга).

Сата уйэ угэхэ — обычаи века волшебства (сатья юга).

Ученый утверждает, что якутские шаманы обладали знанием о чакрах — энергетических цен­трах, учение о которых содержится в Ведах, и приводит их аналоги в языке саха:

Муладхара — былыт харыа.

Свастиштхана — сибе тиистине.

Манипура — мааны быара.

Аннахата — анаа хата.

Вишуддха — бш этиие.

Аджна — аайы дйоо.

Сахасрара — саха саыыара.

А.И.Кривошапкин пишет, что шаманы саха называли чакры прорубями «ойбон». Им также про­водится сравнение названий энергетических каналов в йоге с идеями шаманов. Ведический термин «кундалини» он сопоставляет с тюркским словом «кун» в смысле «солнце» и «энергия». Энергетиче­ский канал сушумну он рассматривает как суумну или сер — основной канал. Солнечный и лунный каналы ида и пингала сопоставляются им с якутскими идэ и ба ых уола [4; 43].

В ведическом мировоззрении на уровне карма-кханды немаловажная роль отводилась питам — предкам. Согласно ведической философии, благочестивые люди, особенно привязанные к своей семье, отправлялись после смерти на одну из райских планет, которая называлась питрилока — пла­нета предков. Оттуда они сохраняли связь со своим родом и покровительствовали потомкам, охраняя их и защищая. Людям, привязанным к материальным благам, Ведами рекомендовалось совершать шрадху — ритуал подношения освященной пищи — пинды предкам в определенные дни. Считалось, что люди, не готовые к преданности Верховному Богу, могут начать свой духовный путь с поклоне­ния предкам. Культ предков является неотъемлемой принадлежностью тенгрианства. Он же сохра­нился в ритуальной культуре современных казахов в виде приготовления лепешек по пятницам для удовлетворения духов предков.

Для выражения преданности Богу в ведической культуре существовала традиция наносить на лоб тилак — знак, символизирующий путь к Богу. Аналогичная традиция существовала в тенгри- анстве: тюрки рисовали на лбу символ креста — аджа, выражающий их покорность Тенгри.

References

1       Tursinov E.D. The cradle of Turkic folklore. — Almaty: Bastau, 2001. — 187 p.

2       Rerih Yu.N. Tibet and Central Asia. — Samara: Agni, 1999. — 645 p.

3      Nadelyaev V.M., Nasilov D.M., Tenishev E.R., SherbakA.M. Old Turkic Dictionary. — Leningrad: Nauka, 1969. — 649 p.

4       Krivoshapkin A. Tengrianstvo and development of a man. — Yakutsk: Olonho, 2002. — 254 p.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.