В нашей стране, начиная с 2004 г., стал активно обсуждаться вопрос о создании новых элементов инновационной инфраструктуры — кластеров [1—3].
В настоящее время кластеры как форма сетевого взаимодействия находят все большее распространение в мире в связи с растущей междисциплинарностью и взаимозависимостью всех участников инновационного процесса. Под кластерами обычно понимается сеть независимых предприятий, научных организаций, университетов, служб, организующих взаимодействие науки и производства, консалтинговых и брокерских организаций, а также потребителей, связанных в единую производственную цепочку, производящую добавленную стоимость. Считается, что кластеры существенно повышают производительность труда. В настоящее время инновационные кластеры спонтанно развиваются в ограниченном числе регионов. Формирование долгосрочной стратегии развития Казахстана делает актуальной постановку задачи выбора тех направлений, которые будут повышать конкурентоспособность страны завтра. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста». По утверждениям многих экспертов, потенциальные «точки технологического роста» в современном мире лежат в так называемых технологических кластерах.
Кластерные стратегии широко используются во Франции, Германии, США, Канаде, Великобритании, где в качестве полюсов роста национальной экономики выступают не просто отрасли, а инновационно-технологические кластеры, расположенные на определенной территории. Эти регионы выполняют роль источников инноваций и социально-экономического прогресса.
Вообще крупные развитые страны мира на сегодняшний день дают много примеров, высвечивающих социально-политическое и экономическое значение кластеров.
Так, с начала формирования ключевых промышленных кластеров в ведущих экономиках, как, например, в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) в 1950—60-е годы, целые группы отраслей стали взаимодействовать внутри кластеров», способствуя мультипликативному эффекту в отношении роста занятости, инвестиций и ускорения трансфертов передовых технологий в национальной экономике.
Американские «ноу-хау» в секторе производства потребительских товаров обеспечили лидерство страны в сельском хозяйстве, производстве упаковки и средствах механизации (отрасли- поставщики) наряду с успехами в области рекламы и финансовом секторе (отрасли-потребители). Японская мощь в секторе бытовой электроники позволила успешно развивать производство чипов памяти и микросхем, в то время как США сохраняли лидерство в изготовлении логических микрокомпонентов, используемых в компьютерах, телекоммуникационном оборудовании и военной электронике.
Высокую конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяйственных систем определяют прежде всего факторы, стимулирующие распространение новых технологий, а также характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей.
Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации.
Территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития современного бизнеса — малого, среднего и крупного.
В развитых странах международная конкурентоспособность изначально обреталась и укреплялась в рамках отдельных кластеров. Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (например, производство спичек). Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Подобным образом немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитого производства компонентов для этих отраслей. В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, в которых сложились отраслевые комбинации: металлообработка — режущий инструмент, мода — дизайн, кожа — обувь, деревообработка — мебель.
Промышленный кластер как объект государственной поддержки — это комбинация «пакетного подхода» к решению задач, связанных с организацией кооперационного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий (во взаимосвязи таких форм, как передача или аренда помещений; льготное кредитование переоборудования и дополнительного оборудования производства; поставки оборудования по лизингу/франчайзингу, поддержка инновационной деятельности и технологического трансферта; обучение, консультационное сопровождение и т.п.) с получающими специальную поддержку приоритетами, обозначенными в рамках национальной промышленной политики, такими, как:
а) территориальная локализация;
б) нацеленность на решение узких производственно-технологических задач, ориентированных на выпуск конечной продукции на уровне, обеспечивающем ее высокую конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.
При формировании кластеров следует иметь в виду существующие внутри них вертикальные (поставщик/потребитель) и горизонтальные кооперационные и иные хозяйственные связи (общая база потребления производственных и иных ресурсов, единые или, как минимум, полностью совместимые технологии и пр.) на региональном уровне. На первом этапе надо привлекать важнейшие ноу-хау и способные к эффективной интеграции технологии из других стран. Китаю понадобилось почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др. [4].
На основании вышеизложенного, т.е. обобщения позитивного опыта передовых стран мира, можно сделать следующий важный вывод: кластерное развитие экономики в целом основано на том, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы какой-либо отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе. Это связано с волновой природой инноваций, распространяемых вокруг себя наиболее конкурентоспособными компаниями и затрагивающих поставщиков, потребителей и конкурентов. Например, группирование предприятий одной из ведущих отраслей Карагандинской области — машиностроения в кластерную систему позволит обеспечить ее дальнейшее развитие, а также расширить сбыт продукции. Кластерный подход предусматривает развитие взаимосвязей между различными отраслями на ограниченной территории. В отличие от отраслевой политики он не ориентирован на поддержку отдельных секторов экономики.
Как считают эксперты, в ближайшие годы базовым уровнем НИС будут инновационнотехнологические кластеры, а в перспективе — региональные инновационные системы, включающие в себя подсистемы генерации, «производства» и диффузии инноваций.
Одним из первых шагов по развитию текстильного кластера стала работа по созданию в ЮжноКазахстанской области специальной экономической зоны «Оңтүстік», завершение строительства которой планируется в 2008 г.
В целях обеспечения конкурентоспособности текстильного кластера сформировано АО «БРК Лизинг», обеспечивающее закуп сельхозтехники на выгодных для крестьянских хозяйств условиях. Создание текстильного кластера на юге Казахстана позволит организовать конкурентоспособные экспортоориентированные производства, увеличить приток инвестиций и решить социальноэкономические проблемы региона.
Технологические кластеры обычно состоят из компаний нескольких отраслей, выпускающих готовый продукт, материалы и оборудование (например, компании в области информационных технологий в Силиконовой долине в США и телекоммуникационные компании в Эспоо в Финляндии).
В качестве технологических кластеров, которые окажут значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны, называются нанотехнологии, клеточные биотехнологии, находящие уже сейчас применение во многих отраслях экономики, производство новых материалов, информационные технологии и ряд других направлений.
Государственные и частные инвестиции в эти направления будут существенно воздействовать на конкурентоспособность экономики страны. Поддерживать имеющиеся кластеры и способствовать возникновению новых — задача современной промышленной политики Казахстана.
Одним из основных вопросов индустриального развития является необходимость создания условий для организации новых производств.
В регионах страны разрабатываются мастер-планы по формированию пилотных кластеров: «Металлургия» в Карагандинской области, «Нефтегазовое машиностроение» в Западно-Казахстанской области, «Текстильная промышленность» в Южно-Казахстанской области, «Туризм» в Алматы и Алматинской области. Определены также кластеры «Пищевые продукты», «Транспортнологистические услуги» и «Строительные материалы». Для успешного развития металлургического кластера Казахстану необходимо сконцентрироваться на создании мощностей для производства металлургической продукции с добавленной стоимостью, обращая особое внимание на азиатские рынки. Кластер «Металлургия» представляет собой комплекс предприятий и производств, выстроенных в технологически-последовательную цепочку, где кластерообразующие компании производят сырье для других участников кластера — предприятий машиностроения и металлургии.
В течение ряда лет рассматривается проект по созданию металлургического кластера в г. Караганде, однако практического продвижения пока нет из-за неконструктивной ценовой политики, проводимой крупными компаниями — АО «Миттал Стил Темиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс».
Формируется металлургический кластер в Павлодарской области. Реализация проекта будет способствовать созданию новых производств по металлообработке вблизи АО «Алюминий Казахстана», в том числе по выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью из первичного алюминия.
Конкурентоспособность данного кластера обусловлена наличием на территории страны больших запасов сырьевых месторождений, завода по производству глинозема, свободных энергетических мощностей и т.д.
Территориальной базой создания кластера является Павлодар-Экибастузский промышленный район, который имеет конкурентно оправданное расположение топливно-энергетического комплекса с оптимальными расстояниями доставки энергетического угля от Экибастузского месторождения до Аксуской ГРЭС около 100 км и передачи электроэнергии до электролизного завода около 25 км, развитую систему железнодорожного и автомобильного транспорта, обустроенную территорию и значительные людские ресурсы.
Создание кластера при реализации инновационного проекта электролиза алюминия производительностью 250 тыс. т продукции алюминия в год обусловит возрастание производства на основных и смежных предприятиях: добычу энергетических углей — на 2 млн. т; производство электроэнергии— на 4-109 кВт-ч, с адекватным ростом занятости населения, увеличением заработной платы, платежей в бюджет.
В рамках проекта «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию» с привлечением американской консалтинговой компании І.Е.Austin Associates Inc. были определены семь перспективных направлений для создания кластеров. План по созданию и развитию регионального пилотного кластера «Нефтегазовое машиностроение» содержит разделы «Общесистемные меры» и «Мероприятия по созданию и развитию пилотного кластера на территории Западно-Казахстанской области».
Выбор Западно-Казахстанской области для кластеризации в сфере нефтегазового машиностроения обусловлен наличием крупного производственного, кадрового и научно-технического потенциала, развитостью транспортной инфраструктуры и границей данной области с Россией, что обеспечивает достаточный рынок сбыта машиностроительной продукции на приграничной территории.
При этом основной задачей государства будет являться создание условий для развития отрасли машиностроения и наиболее продуктивного взаимодействия между частными бизнес-структурами. Это позволит ликвидировать или значительно ослабить барьеры для роста конкуренции и производительности внутри кластера, что, в свою очередь, приведет к максимальному использованию конкурентных преимуществ отрасли.
Наряду с развитием кластера «Нефтегазовое машиностроение» в Западно-Казахстанской области будут развиваться предприятия нефтегазового машиностроения в Восточно-Казахстанской и СевероКазахстанской областях и г. Алматы, в том числе на основе кластеризации.
С этой целью необходимо:
- с учетом кластерного развития нефтехимии определить на государственном уровне перечень стратегических проектов, требующих непосредственного участия государства, с принятием адресных мер, господдержки, а также активизировать работу институтов развития;
- создать новые кластерные образования на базе местной минерально-сырьевой базы, имеющегося производственного потенциала и других ресурсов за счет приобретения мини-заводов нового поколения;
- сформировать деловую среду для развития малой металлургии по производству специальных сталей путем предоставления инвестиционных льгот, системы преференций и гарантий предприятиям, организующим выпуск специальных сталей.
Однако создание кластеров находится на начальном этапе, действующих кластеров пока нет. Кластерная программа также требует уточнений и соответствующих изменений.
В инновационной политике Министерства индустрии и торговли приоритет получают индустриальные «кластеры», которые имеют серьезный потенциал для экономической отдачи. Приоритетные кластеры включают сельское хозяйство и продовольствие, нефтяное и газовое машиностроение, грузоперевозки, стройматериалы, металлургию и текстильную промышленность.
Для развития кластерных идей перспективным представляется использование такого инструмента государственного стимулирования реального производства, как создание индустриальных зон. После реализации проектов планируется распространить опыт на все регионы, имеющие промышленный потенциал.
Прежде чем перейти к другим элементам новой экономической инфраструктуры, рассмотрим то общее, что характерно для них, — формирование инвестиционного климата в каждом.
В понятие инвестиционного климата входит то, что в «специально выделенном районе» следует иметь сумму необходимых условий для размещения и функционирования промышленных предприятий и их развития. Инвестиционный климат можно подразделить на «жесткий» и «мягкий».
«Жесткий» инвестиционный климат в экономических зонах образуется из четырех крупных факторов: земля, инфраструктура (вода, электроэнергия, дороги), система связи и отраслевая база. Набор условий изменяется в зависимости от содержания и характера инвестиционного проекта. В связи с появлением космических услуг инвесторы стали просить обеспечить передачу и прием снимков через спутник и связанную с ним электронную связь.
Размещение высокотехнологичного производства выдвигает жесткие требования к таким элементам движения продукции, как прохождение таможни, складирование комплектующих, своевременная поставка, транспортировка и т.д.
У инвесторов, выбирающих инвестиционную среду, пригодную для развития современных отраслей промышленности, психологические ожидания и критерии выбора места претерпевают изменения, они намного отличаются от 90-х годов прошлого века. Одним из новых критериев является создание «мягкой среды», воплощающей принципы рыночной экономики и приближенной к международным нормам. Содержание «мягкого» инвестиционного климата намного богаче и состоит из системы отношений с правительством, местными органами, удобства доступа к ресурсам и рынкам, качества жизненной обстановки (жилье, транспорт, досуг и др.), социальных составляющих (профессиональный состав населения, рабочий потенциал, оснащенность институтами и творческими организациями и др.).
Учет и обеспечение потенциальных инвесторов перечисленными и другими компонентами инвестиционного климата являются важным условием конкурентоспособности региона, успешности создания и эффективной деятельности планируемых экономических образований.
Необходимо отметить также следующее. Иностранные капиталы приходят в страну главным образом благодаря интересу к внутреннему рынку. Казахстанский рынок сегодня еще ограничен по емкости, однако в недалекой перспективе он может стать центром формирующегося регионального центральноазиатского рынка. Дополнительным импульсом для повышения привлекательности регионов для инвесторов могло бы стать наличие минерально-сырьевых ресурсов. К сожалению, мы пока не научились пользоваться своими очевидными преимуществами для привлечения инвесторов в обрабатывающую промышленность. Одним из реальных стимулов могло бы стать освоение малых и средних месторождений, с последующей организацией на их базе мобильных мини-производств ред- ких и цветных металлов, весьма необходимых для инвесторов. Этот перечень казахстанских стимулов дл привлечения отечественных и зарубежных инвесторов можно продолжить.
Список литературы
- Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан» на 2003-2015 годы» от 17 мая 2003 года.
- Муканов Д. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: потенциал и механизмы реализации. — Алматы: Дайк-Пресс, 2004. — 274 с.
- Барлыбаева Н. Промышленные и технологические кластеры в Казахстане. — Алматы: Международный институт современной политики, 2006. — 192 с.
- Тэпман Л.Н. Предпринимательское управление. Зарубежный опыт: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 191-192.