В современных условиях необходимо указать на двоякое восприятие процесса управления - управленческий дуализм. Во-первых, управление как «целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей» [3, C. 501], рассматривается с позиций обеспечения, синхронизации основного (технологического) процесса. С этой точки зрения менеджмент выполняет традиционные информационные роли приемника, распределителя информации о сделках и о ситуации на рынке, а также представителя, следовательно, является внутрифирменным трансакционным сектором. Во-вторых, выявление выраженного информационного характера управленческой деятельности дает возможность оценить ее как равноправное товарное производство - информационное. Рассматривая управление как равноправное производство, в результате которого получается новый товар - информация, подразумевается, что сделка - это собственно процесс реализации управленческого решения и тогда управление можно отнести к внутрифирменному трансформационному сектору. Данный вывод не противоречит традиционному мнению, что «информация в генетическом аспекте первична по отношению к управлению» [4, С. 110], т.к. вопрос о первичности ставится относительно процесса принятия конкретного решения, а в практике локализовать данный процесс практически невозможно и результат одного решения - это исходная информация для последующих решений.
Обширная теоретическая и практическая база смежных областей научных знаний при заимствовании эффективного опыта даст возможность снизить затраты на получение нужной информации для обеспечения любой формы управленческой деятельности. Таким образом, в современных условиях традиционное понятие прецедента приобретает новый смысл, находя применение в управленческой деятельности. Принцип прецедента - это правило деятельности, основанное на возможности использования эффективного опыта в аналогичных условиях. Относительно формирования информационного обеспечения процесса управления имеет смысл ввести понятие управленческого прецедента - логически самостоятельного алгоритма управленческих действий, в результате которых был получен адекватный результат, стабильно повторяющийся при наличии аналогичных начальных условий. Применение принципа прецедента позволит структурировать информационное обеспечение процесса управления, обратившись к характеру и содержанию управленческого труда. Конкретизация сферы приложения информационных ресурсов позволит определиться с характером взаимосвязей между различными научными сферами, а также идентифицировать источник управленческого прецедента.
В этой связи важно заметить, что до сих пор не прекращаются споры по поводу отличия управленческого труда от труда других категорий работников. С точки зрения возможного выравнивания содержания и характера труда в информационном обществе, данный вопрос вообще может потерять свою актуальность.
По мнению исследователей считается, что рутинная работа большинства технологических рабочих почти не отличается от деятельности их руководителей в силу их постоянного взаимодействия в целях синхронизации внутрифирменных процессов. Следовательно, труд руководителя является таким же трудом, как и труд любого рабочего или служащего: он связан с определенными затратами физической и нервной энергии.
На фоне текущего уровня развития научно-технического прогресса, а также обширного опыта, накопленного за последние десятилетия, автор более склоняется к позиции приближения труда управленческих работников к труду других категорий в кадровой структуре организации.
Исторически весомыми аргументами в пользу того, что управленческая деятельность диаметрально отличается от неуправленческой, являются высказывания Минцберга Г. и Геста Р. [2]. Тейлор Ф.У. ссылается на Геста, проводившего исследования работы мастера (средний уровень управления) в аспекте диаметральной противоположности работы управленца и рабочих под его подчинением, фрагментарности, прерывистости управленческой деятельности в отличие от труда рабочих, действующих как конвейер.
Деятельность руководителя и подчиненных не может быть диаметрально противоположной ни по сути, ни по содержанию, так как речь идет о членах одной организации (команды), объединенных единой целью. Сравнение деятельности рабочих с ритмичным конвейером не исключает возможности подобного сравнения и управленческой деятельности. По мнению автора, в данной ситуации принятие решений носит своеобразный «конвейерный» характер, а множество решений, выработанных управленцем, также представляет собой «конвейер», конечным пунктом которого является достижение намеченной цели и удовлетворение потребностей.
Некоторое сомнение по поводу неспециализации управленческой деятельности (по Минцбергу) не вызывает у автора поддержки, так как является спорным во многих отношениях. Рабочий, овладев технологией изготовления продукции, может неизменно использовать эти знания в течение долгого времени. Но руководитель, овладев методами управления и «техникой изготовления» решений, также пользуется этим навыком не единожды. Программисты при написании компьютерной программы, принимают решение буквально по каждому оператору в процессе изготовления программного продукта. Их деятельность ближе всех по своей природе к управленческой. Это сложный, гиперобъемный, но все же конечный алгоритм, большую часть которого возможно описать и формализовать по принципу конвейера.
Обобщая характеристики типовой модели управленческой технологии, предлагается новая управленческая технология «конвейеризация» - осуществление целенаправленного экономикоуправленческого воздействия по принципу конвейера - набора заранее определенных процедур в форме регламентов, образующих непрерывный алгоритм действий руководителя.
Оценивая методы, средства сбора и обработки информации в аспекте ключевой характеристики любой технологии управления, относительно «конвейеризации» выявлено следующее. Современные экономические условия диктуют необходимость акцента на риск-менеджмент при информационной неопределенности внешней среды. В этой связи предлагается новый регламентационный подход, основанный на нормировании управленческой деятельности и, одновременно, позволяющий использовать достоинства остальных комплексов приемов. Сущность регламентационного подхода состоит в максимально возможной формализации процесса управления, построенного на основе нормативов с использованием принципа прецедента в управлении, что позволяет систематизировать и оптимизировать огромные массивы управленческой информации.
На основе регламентационного подхода осуществляется формирование информационного обеспечения процесса управления, направленного на максимально допустимую формализацию содержания деятельности, дающее возможность использовать CASE-технологии для обработки управленческой информации. CASE [5] представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных информационных систем, поддержанную комплексом взаимоувязанных средств автоматизации. Данный инструментарий нашел применение в работе аналитиков, разработчиков и программистов, полностью автоматизируя процесс проектирования и разработки информационного обеспечения.
Приемами эффективного воздействия в управленческой технологии «конвейеризация» являются:
- делегирование на основе регламентации содержания деятельности для обоснованного распределения задач, дающего возможность определения личного вклада в конечный, совокупный результат;
- мотивация деятельности за счет экономического обоснования уровня вознаграждения работников управления.
В рамках управленческой технологии «конвейеризация» реализуются следующие принципы организации и управления:
- коммуникации, пронизывающие предприятие по горизонтали и по вертикали как принцип управления указывает на появление множества потоков данных в результате коммуникаций. В условиях информатизации общества этот принцип становится ключевым и означает создание основы для использования управленческой технологии «управление на базе искусственного интеллекта и информационных систем».
Горизонтальные и вертикальные коммуникации создают информационную сетку, «покрывающую» все аспекты деятельности предприятия, следовательно, снижающие уровень информационной неопределенности и, соответственно, риска;
- установление долевого участия каждого работающего в общих результатах при информатизации возможно, если четко определена роль работника в процессе общественного производства на научной основе. Оптимальный уровень разделения труда на предприятии будет найден с помощью регламентации и делегирования. Новые экономические условия позволят таким образом распределить трудовые ресурсы, чтобы деятельность каждого работника представляла собой модель «центра прибыли»;
- непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы в современных условиях необходимо в целях координации усилий каждого участника процесса, осуществляющего деятельность как локальный «конвейер».
Система контроля для реализации управленческой технологии «конвейеризация» предполагает, что на основе классификаторов трансакций управления возможно построение механизмов найма с возможным автоматизированным контролем результатов деятельности по фактору времени и показателю производительности управленческой деятельности. При этом концепция построения классификатора трансакций управления заключается в разработке классификационных характеристик, в их четком определении. Предлагается структура классификатора, построенная по трехуровневой схеме, т.е. имеющего в своей основе три классификационные характеристики: функция управления - работы - операции.
В основу предлагаемой концепции положены следующие принципы:
- Классификатор должен в максимальной степени отражать номенклатуру управленческих функций, работ и операций.
- Трансакции управления, описанные классификатором, должны быть максимально ориентированы на нужды управляемого объекта.
- Классификатор должен быть удобным, представлять единый информационный массив, позволяющий использовать современные технические и программные средства, обеспечивать высокую оперативность и мобильность системы управления на базе формирования управленческих модулей, из которых с помощью современных вычислительных средств строятся новые организационные структуры.
Современные тенденции в экономике, направленные на тотальную информатизацию и новые требования к работникам, вызванные этими изменениями, заставляют по-новому относиться к манипулированию потоками управленческой информации, особенно, в сфере рационального использования живого труда. В этой связи следует обратить внимание на то, что контрактная форма найма является приемлемой, хотя и объективно бюрократической. Данная модель представляет собой программу алгоритма, которая реализуется с помощью средств автоматизации в диалоговом режиме.
Следует учесть, что эффективное действие данной модели возможно при выполнении условий:
- Взаимное желание сторон к заключению трудового договора в типовой форме.
- Достаточно высокий уровень автоматизации управленческого труда. Организация должна иметь средства оперативного поиска, ввода, обработки, хранения и оперативной систематизации информации.
- Надежность долгосрочного хранения массивов информации.
- Возможность оперативного обмена информацией по локальным и глобальным компьютерным сетям.
Рассмотрение процесса управления как равноправного сотрудничества руководителя и подчиненных дает возможность сделать вывод - необходимо обратить внимание на формирование управленческого мышления всех участников производственных взаимоотношений. Опыт по управлению с экономической, социальной, психологической и иных точек зрения образуют мощную информационную базу менеджмента. Анализируя данную информацию на предмет практического приложения, можно обратить внимание, что акценты проставлены в сторону рекомендаций и обеспечивающей составляющей в основном для одной стороны взаимоотношений - руководителя. Но, как показывает опыт, без равноправного сотрудничества обеих сторон затруднительно добиться совершенной управляемости и координированного достижения общих целей. Понимание сущности управления, потребностей подчиненных, методов манипулирования их поведением и другие «управленческие премудрости» становятся всеобщим достоянием для всех уровней управления.
Современная наука и техника предоставляет огромный потенциал для возможностей профессионального раскрытия работников управления, что является для них обеспечением и мощным фактором институциональной среды. Остается найти столь же мощное обеспечение и методологическую поддержку для такой «профессии» как подчиненный. В этой связи необходимо формирование управленческого мышления всех участников внутрифирменных отношений.
Психологические особенности человеческого поведения, главным мотивом которого является желание быть значимым, априори предполагают желание каждого человека играть главенствующую роль. Таким образом, все люди потенциально стремятся быть в роли ведущего, а не ведомого. Из этого следует, что требуется мощный мотив, который, не вступая в конфликт с ключевой потребностью, позволил бы людям почувствовать свою значимость и на месте подчиненного. Конечно же, аргументы в пользу ведущего, - власть, большая степень свободы и возможности для удовлетворения личных потребностей, - вступают в спор с аргументами в пользу ведомого - более низкий уровень персональной ответственности, снижение стрессоемкости труда, большая предсказуемость действий и прочие.
Коллективная деятельность становится «экспериментальным полигоном» для профессиональной экспертизы знаний и качеств руководителя. Одновременно, коллектив является «школой подчиненных» (за неимением специальных учебных заведений по этому профилю). В большинстве случаев культивирование мотивов на добровольное подчинение также находится в компетенции руководителя. В этой связи успешных результатов добились японские менеджеры [1], что является основанием для адаптации их опыта в российских условиях с целью получения адекватного результата.
Таким образом, инновационное развитие предполагает разумное заимствование эффективного опыта и взаимопроникновение смежных отраслей науки друг относительно друга, что и предполагает прецедентный подход к управлению. Современные процессы, носящие выраженный интеграционный характер, позволяют надеяться на усиление эффекта при объединении знаний, опыта и ресурсов.
Литература:
- Аоки, М. Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике [Текст] / М. Аоки. - СПб. : Лениздат, 1995. - 345 с.
- Минцберг, Г. Школы стратегий [Текст] / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - СПб. : Питер, 2000. - 336 с.
- Словарь-справочник менеджера [Текст] / Под ред. М. Г. Лапусты. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 608 с.
- Урсул, А. Д. Природа информации [Текст] / А. Д. Урсул. - М. : Политиздат, 1968. - 288 с.
- Lewis, T. G. CASE [Текст] : Computer-Aided Software Engineering / T. G. Lewis. - New York : Van Nostrand Reinhold, 1991. - 648 р.