Поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства открывает широкие возможности для дальнейшего развития лизинговых услуг. Лизинг является более доступным методом финансирования основных средств. Более того, приобретение транспорта, необходимого оборудования и техники требует значительных финансовых ресурсов. Для большинства субъектов малого бизнеса, вывести из оборота столь крупные суммы практически невозможно. Кредит значительно облегчает задачу. Но зачастую малым предприятиям бывает непросто получить кредит в банке, особенно в отсутствие кредитной истории и достаточных активов для обеспечения залога. В подобных случаях лизинг может оказаться для них едва ли не единственным выходом из сложившейся ситуации.
Развитие лизинга в Узбекистане началось примерно с середины 90-х годов и преимущественными лизингодателями были лизинговые компании. Это можно объяснить тем, что государство обеспечило лизинговые компании налоговыми льготами. Но на коммерческие банки эти льготы не распространялись, соответственно они были мало заинтересованы в оказании лизинговых услуг. Лизинговые сделки осуществляли только те коммерческие банки, в капитале которых государство имело значительную долю. То есть фактически данные коммерческие банки выполняли поручения правительства. К примеру, Национальный банк внешнеэкономической деятельности начал осуществлять лизинговые операции в 1996 году, а объектом лизинга были самолеты. В 1993 году НАК «Узбекистон хаво йуллари» пополнил свой парк авиалайнеров приобретением в лизинг самолетов от ведущих производителей. За шесть лет было приобретено в лизинг три Airbus-310, два британских RJ-85 и два Boeing 757.
«Пахтабанк» начал осуществлять данную деятельность в 1998 году с предоставления в лизинг сельскохозяйственного оборудования. Постепенно лизинговые услуги начали оказывать те банки, которые стремились диверсифицировать кредитный портфель. Таким образом, банковский лизинг начал увеличивать свою долю участия в общем объеме рынка лизинга. На сегодняшний день в общей структуре лизингодателей доля коммерческих банков в абсолютном исчислении постепенно увеличивается. Так, если в 2001 году количество лизинговых сделок, осуществленных коммерческими банками, составляло 79 единиц, а в 2003 году оно увеличилось почти в 2 раза, то уже в 2008 году количество лизинговых сделок коммерческими банками увеличилось в более чем 12 раз. Лизинг в банках начал развиваться после 2002 года в свете изменений в соответствующем регулятивном законодательстве. 28 августа 2002 года Президентом Узбекистана был подписан указ № 3122 «О мерах по дальнейшему стимулированию развития лизинговой деятельности». Данный Указ освободил с 1 сентября 2002 года лизинговые операции от налоговых барьеров, которые затрудняли развитие лизингового сектора в стране.
Важным шагом в этом направлении стало реформирование лизингового законодательства 13 декабря 2002 года. Парламентом страны было принято 38 поправок в Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Закон «О лизинге» и Закон «О таможенном тарифе». Внесение этих поправок позволило снять противоречия, существовавшие в действующем законодательстве. Например, из Гражданского кодекса была исключена норма, обязывающая лизингодателя осуществлять финансирование исключительно за счет собственных средств, а из Закона «О лизинге» - понятие оперативного лизинга.
Все это продемонстрировало инвестиционную сущность лизинга наравне с банковским кредитом и другими видами инвестиций в основные средства, что создало твердую основу для развития лизинга в Узбекистане и сделало лизинг более привлекательным финансовым инструментом для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
Через незначительное время появились первые результаты законодательных преобразований. Следовательно, банки, имеющие стабильную ресурсную базу, и развитую клиентскую сеть наиболее быстро смогли воспользоваться предоставленными для лизинга налоговыми льготами. В настоящее время лизинговые операции осуществляют 14 банков, 11 лизинговых компаний и 2 финансовых института. Также лизинговые операции начал осуществлять ряд предприятий, для которых лизинг не является основным видом деятельности.
Все это дает основание сделать вывод о том, что рынок лизинговых услуг за последние пять лет вырос по стоимостной оценке лизинговых операций в пользу лизинговых компаний. Ныне они сохраняют лидирующие позиции как в операциях с национальной, так и с иностранной валютой. Скорее всего, ряд причин препятствует более активной борьбе банков за клиентов. Например, немаловажным является тот факт, что львиную долю своих «длинных» денег банки направляют непосредственно на прямое кредитование; второй причиной является нехватка кадров, так как лизинговые операции отличаются своей спецификой, а обучающих центров практически нет - приходится учиться непосредственно в процессе заключения сделок. Высококвалифицированные специалисты в этой отрасли впервые были выпущены в Самаркандском институте экономики и сервиса[1].
В целом за 2008 год финансовыми институтами Узбекистана осуществлено более 5,0 тыс. сделок на сумму, эквивалентную более 6 млн. Из них банками передано в лизинг имущества на сумму более 3 млн. сум[2]. При этом сделки банковских портфелей выросли более чем вдвое.
Важную роль в создании благоприятного климата в для развития лизинговых услуг для предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства играют не только абсолютный рост мировых сделок или предоставления кредитных ресурсов, но и их условия.
У многих лизинговых компаний и коммерческих банков в кредитную политику заложены определенные лизинговые условия. Например, сроки предоставления оборудования в лизинг, за исключением «Туронбанка», составляют 1,5 - 4 года почти у всех лизингодателей Узбекистана. При этом следует отметить, что в суммовом исчислении определить среднюю сумму становится тяжело из-за значительной стоимостной вариации. При этом наиболее интересные условия у «Алокабанка», так как в предоставлении лизинговых услуг он придерживается политики предоставления полного выбора условий самими лизингополучателями. Несомненно, подобная «свобода действий» для лизингополучателя сулит расширенные возможности в выборе оборудования, суммы и сроков. Для банка это выгодно в первую очередь потому, что позволяет привлечь наибольшее количество клиентов. На практике по срокам реализуются в основном лизинговые сделки длительностью до трех лет (кроме компании «Узсельхозмашлизинг», 80 % сделок которой заключены сроком на семь лет). Основной причиной этого являются как высокие ставки некоторых лизингодателей (клиенты предпочитают как можно быстрее расплатиться с ними во избежание выплаты им «лишних» сумм), так и дефицит на рынке «длинных» денег.
Для активизации существующего в Республике кредитных отношений банки осуществляют лизинговые операции по таким же процентным ставкам, что применяются ими по коммерческим кредитам. Процентные ставки по сделкам в долларах США (предмет лизинга импортируется и его стоимость деноминируется в долларах США, а лизинговые платежи осуществляются в национальной валюте по курсу Центрального банка на день платежа) составляют в среднем 12-15% годовых. По сделкам в национальной валюте процентные ставки составляют 20-26% годовых, которые снизились со снижением ставки рефинансирования Центрального банка[3].
Другим важным направлением является то, что лизингодатели Узбекистана не предъявляют особых требований к виду деятельности лизингополучателей, хотя большинство банков не предоставляют в лизинг имущество индивидуальных предпринимателей. По видам основных средств, предоставляемых в лизинг, существуют ограничения лишь у лизинговых компаний, чья специализация на лизинге отдельных видов оборудования определена соответствующими Постановлениями правительства по их созданию.
Как правило, ныне самый большой объем сделок банков-лизингодателей в денежном выражении приходится на производственное оборудование (35%), далее - сельхозтехника (28%), недвижимость (12%) и пассажирский транспорт (9%). Однако наибольший объем сделок лизинговых компаний в денежном выражении (кроме «Узсельхозмашлизинг») приходится на лизинг техники и оборудования для строительной отрасли (44%), автотранспорт (20%) и оборудования для производства продуктов питания (11%)[4].
Итак, дальнейшему развитию лизинга в стране способствовало бы как минимум две причины. Во-первых, в феврале 2007 гожа был подписан ряд рамочных соглашений об открытии Исламским банком развития кредитной линии трем коммерческим банкам Узбекистана для финансирования проектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Как отметил А.Ханани, глава миссии Исламского банка развития в Узбекистане, средства Исламского банка развития будут предназначены для закупок импортного оборудования и технологий для организации производственной деятельности частных, малых или совместных предприятий во всех секторах экономики. При этом согласно правилам международного банка финансирование будет осуществляться посредством лизинга или оплаты приобретаемых технологических линий в рассрочку.
Безусловно, важную роль в создании благоприятного климата для лизинговых сделок для малого бизнеса и частного предпринимательства играют не только процентные ставки, но и их условия. Поэтому, в условиях мирового финансово-экономического кризиса необходимо модернизировать форму отсроченного платежа, что позволяет лизингополучателю производить выплаты не из текущей, а из будущей прибыли посредством ее аккумуляции и наращивания объемов выпуска продукции (товаров, работ, услуг). Благодаря этой мере можно на наш взгляд быстрее и эффективнее осваивать лизинговые рынки за счет относительно низкой цены лизингового продукта. Также было бы целесообразно стоимость кредита не включать в состав издержек (или затрат) в целях ускорения срока погашения задолженности по данной сделке. При этом необходимо учитывать и реальные трудности, возникающие на стадии размещения лизингового продукта. Жесткие условия их предоставления в качестве основного пункта включают обязательное условие - кредитоспособность получателя, или участие собственного капитала лизингополучателя.
Несомненно, участие собственного капитала заемщика должно составлять не менее 25% от первоначальной стоимости лизингового проекта. Оно обеспечит в виде собственного капитала, сооружений, машин и оборудования, необходимых для осуществления лизингового проекта, денежных средств на покрытие финансовых затрат и оборотного капитала в предпроизводственный фонд.
Во-вторых, согласно принятому Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах» от 17 апреля 2006 г. № ПП-325 юридические лица, оказывающие услуги по лизингу и страхованию (предоставление лизинговой услуги тесно связано со страхованием, поскольку это является обязательным условием сделки), освобождены с 1 апреля 2006 г. сроком на три года от уплаты налога на доходы (прибыль) и единого налогового платежа.
Предоставляемые льготы лизингополучателю обусловлены не только причинами неликвидности активов, но и в силу наличия дебиторской задолженности недостатка, или наоборот, избытка запасов сырья и материалов, нехватка оборотных средств под текущее производство. Лизингодатели и Правительства при принятии решения обычно не рассматривают такие предприятия как полностью «лежачие». Решение о предоставлении лизинга зависит от эффективности конкретного проекта. Ибо предоставление лизинга должно исключить индивидуальные подходы по отношению к лизингополучателю.
Решение этих вопросов в свою очередь потребует серьезных изменений в регулировании лизинговых сделок с учетом факторов, вызванных ныне финансово-экономическим кризисом.
[1] Первый выпуск был обеспечен в 2008 году на базе выпускников по направлению образования «Маркетинг».
[2] По данным Госкомстата РУз за 2008 год.
[3] По данным ЦБ РУз за 2008 год.
[4] По данным Госкомстата РУз за 2008 год.