Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Интерпретация образа князя Мышкина в современном литературоведении:к постановке проблемы

Роману Ф.М.Достоевского «Идиот» посвящено немало исследовательских работ. Процесс фор­мирования различных интерпретаций романа, прежде всего, связан с характеристикой главного ге­роя. Обычно достоеведы дают оценку главного героя, опираясь на высказанную писателем в подго­товительных материалах к роману цель — изобразить «положительно прекрасного человека». Речь идет о знаменитых строчках из письма писателя С.А.Ивановой от 1(13) января 1868 года: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Пре­красное есть идеал, а идеал — ни наш, — ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо. (Все Евангелие от Иоанна в этом смысле; он все чудо находит в одном воплощении, в одном проявлении прекрасного). Но я слишком далеко зашел» [1; 51]. Отсюда и традиционалистские концепции в интерпретации образа как «поло­жительно прекрасного человека», как аллюзии на образ Дон Кихота и Христа: «Он идиот — дурак — дурачок, уродик, юродивый, больной человек, человек странный, чудак, безответственный, пентюх, овца, агнец, младенец, дитя, — пишет Ю.Селезнев. — Он же — утопист, идеолог, славянофил, — рыцарь бедный, — Дон-Кихот, Христос» [2].

Достоевский был убежден в том, что идеалом человека на земле является Иисус Христос, о чем он пишет в одном из своих писем: «Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомне­ния до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов против­ных. И, однако же, бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глуб­же, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою лю­бовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» [1; 176].

Однако большинство современников писателя не находили в образе Мышкина сходства с Хри­стом и советские литературоведы не уделяли внимания черновым пометам Достоевского о «князе Христе». Зачастую изображение главного героя изучалось в качестве творческого эксперимента пи­сателя в создании им абсолютно положительного человека. Глубинный нравственный образ главного героя, его гуманизм, тяготение к всеобщей гармонии рассматривались исследователями как естест­венные составляющие при типичном изображении идеального героя. Противопоставленность осталь­ным героям, противостояние всему окружающему обществу, контраст, на котором зиждется образ князя Мышкина, — все это, по мнению советских исследователей, следствие романтической обри­совки главного героя. Таким образом, долгое время Мышкин рассматривался в качестве идеального романтического героя, мечтающего изменить мир людей, несущего свет и смирение, но совершенно потерявшегося в том лицемерии, поклонении материальным ценностям, лжи, неверии, которые при­сутствуют повсюду.

В 80-90 гг. XX века укрепляется концепция интерпретации князя Мышкина не только в качестве «положительно прекрасного человека», а как аллюзии на Дон Кихота и бедного рыцаря. Так, совет­ская идеология препятствовала объективному восприятию и научной оценке мировоззренческих по­зиций писателя, что является ошибочным при изучении творчества Достоевского, так как очевидна необходимость акцентирования внимания на неразрывной связи человека с Богом, отраженной в произведениях писателя.

Позднее, к концу XX века, исследователи стали обращаться к религиозной тематике в романе в контексте христианства. При тщательном изучении черновых записей писателя, подробном анализе главного героя, многие литературоведы стали проводить параллель между Христом и князем Мыш-киным, который становится теперь аллюзией на образ Иисуса Христа. Возникли новые направления в исследовании творчества Достоевского, которое стало изучаться в контексте христианской морали. Оно было названо «религиозной филологией», или «религиозным литературоведением».

В XXI веке наряду с религиозным подходом появляется новое направление в интерпретации князя Мышкина, отрицающее связь главного героя с Иисусом Христом, а также оспаривающее изо­бражение Мышкина как «положительно прекрасного человека». Это так называемые «постмодерни­стские» версии в трактовке князя Мышкина, которые приводятся в двух сборниках, выпущенных в Москве [3] и Иваново [4]: «материалист и безбожник» (Е.Трофимов), «суррогат Христа» (О.Меерсон), «самозванец» (К.Степанян), «лицемер» (А.Мановцев). Существующие в романе проти­воречия многими исследователями понимаются буквально. Так, Т.А.Касаткина в статье «Роль худо­жественной детали и особенности функционирования слова в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» об­виняет князя Мышкина в том, что он переносит смертельный удар Рогожина с себя на Настасью Фи­липповну своим криком «Парфен, не верю!.. » [3; 82-96]. Другим примером интерпретации главного героя является позиция Е. Местергази в статье «Князь Мышкин и проблема веры в романе «Идиот», согласно которой имя Мышкина во французской версии звучит как Leon, при чтении наоборот полу­чается Noel, т.е. Рождество. Таким образом, Мышкин несет в себе Рождество наоборот, а это значит смерть. Автор статьи утверждает, что «ложью оказалось то духовное основание, которое сформули­ровало личность князя». «Для Лебедева князь — человек, «сам себя обокравший» своим неверием в бога и наказанный им за это безумием» [3; 309]. Несколько некорректно и даже странно приписывать Достоевскому подобную тайнопись и игривость ума. Однако в том же сборнике приводится несколь­ко статей, авторы которых обстоятельно рассматривают несовпадение замысла и исполнения, несты­ковки и ошибки, допущенные Достоевским в произведении. Так, Гэри Сол Морсон в статье «Идиот», поступательная (процессуальная) литература и темпикс» изучает герменевтику изъянов романа, на­зывая свой подход термином «темпикс», и, в конечном счете, приходит к выводу, что Достоевский действительно изображает «положительно прекрасного человека», но это, по его словам, еще не го­ворит о том, что Мышкин и есть Христос. Карен Степанян в статье «Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» говорит об эволюции князя Мышкина от юродивого к безумцу, приводя доводы в пользу того, что весь роман есть лишь доказательство от противного ложности концепции Христа-человека: «Для Достоевского объяснение безумия (возвращения в со­стояние клинического идиотизма) Мышкина заключается именно в том, что Христом-Победителем и Спасителем мира может быть только Богочеловек» [3; 162]. Статья А.Мановцева «Свет и соблазн» посвящена мысли о том, что Достоевский не считал Мышкина «положительным примером», даже напротив, князь представляет собой сатану, принимающего вид Ангела, несущего тьму, а не свет, и вводящего таким образом и героев романа, и читателей, и даже некоторых исследователей в заблуж­дение относительно своей нравственной природы [3; 256-285]. Немалое удивление вызывает попытка В.П.Океанского в работе «Локус Идиота: введение в культурофонию равнины» связать образ главно­го героя не с христианской традицией, а с буддийской и мусульманской мистикой. Тихий, кроткий, голубоглазый, белокурый герой с белой бородкой предстает здесь в роли «блаженного гуру»: «Перед нами мистик-суфий, наделенный глубокой апофатической интуицией» [4; 184]. По мысли автора, Мышкин проходит «инициастическое приобщение русскому долу через причастие символической чаши-равнины, бесповоротно приобщающей его к Бездне» [4; 183].

Немало современных исследователей творчества Достоевского подвергли критике изложенные выше трактовки образа главного героя, продолжая и развивая христианскую концепцию, связанную именно   с   православным   подтекстом   в   осмыслении   образа   князя   Мышкина.   Среди них Н. А. Арсентьева, которая в статье «Крик осла» и «локус идиота»: размышления над межвузовским сборником научных трудов «Роман Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы» рассматривает поя­вившуюся в последние годы постмодернистскую нетрадиционную методологию, которая получила название «дионисийство». По мнению автора, данное направление совершенно не имеет под собой научного обоснования, объективности, а строится лишь на домыслах, догадках, мистических и ин­туитивных предположениях. Таким образом, достоверность подобных исследований снижена и не представляет собой филологической ценности [5].

Как одно из свидетельств христоподобия видит Н.Н.Соломина-Минихен в статье «Я с человеком прощусь. (К вопросу о влиянии Нового Завета на роман «Идиот»)» эпилептическую болезнь Мышки-на, называя ее «священной болезнью»: «по идеалистическому взгляду, получившему глубокое отра­жение в «Идиоте», аура, непосредственно предшествующая припадку, — знак посещения Божия» [4; 353]. О символичности болезни героя говорит и Григорий Померанц: «В болезни Мышкина, как и в распятии, есть что-то очень глубокое и неустранимое, относящееся не только к форме романа, но и к праформам самого бытия. «В страдании есть идея», есть, может быть, обнаружение Бога, страдаю­щего вместе с миром, и не единожды на Голгофе, а каждый миг, в каждой твари» [6; 277].

Близкое к православному сознанию объяснение образа главного героя дает профессор Москов­ской духовной академии М.М.Дунаев: «Путь к обретению красоты Христовой лежит именно через обожение — конечную цель земного бытия, как понимает это Православие. Достоевский выводит в мир человека необоженного. И такой человек не может не потерпеть конечного поражения в сопри­косновении со злом мира» [7].

Исследователь романа «Идиот» А.Е.Кунильский в работе «Опыт истолкования литературного героя (роман Ф.М.Достоевского «Идиот»)» пишет об особом принципе создания и изображения обра­зов положительных героев — принципе «снижения» [8; 5]. Если следовать данной теории, то невоз­можно говорить о неких случайностях и ошибках со стороны писателя при создании им образа Мышкина, так как принцип «снижения» умышленно использовался Достоевским в целях изображе­ния целостного, живого и последовательного героя. Н.М.Чирков также считал, что неоднозначность главного героя полностью соответствует авторской установке: «В образе Мышкина снова возвраща­ется коренная для Достоевского проблема многосторонности ощущений, совмещения противополож­ностей... Достоевский явно сознавал, что в современном ему мире этот человек не может быть пол­ностью гармоничным, известная ущербность является для него неизбежной» [9].

Рассуждения в контексте принципа «снижения»» позволяют понять, отчего Достоевский зачас­тую допускает противоречие в изображение Мышкина: «Глаза его были большие, голубые и при­стальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое.» [10]. Писатель наделяет главного героя не «чистой» родословной: отец Мышкина был обвинен. Вспомним высказывание князя по поводу про­данной им торговцу бриллиантовой булавки: «Он дал мне восемь франков, а она стоила верных со­рок» [10; 60]. По мнению А.Е.Кунильского, данный прием потребовался Достоевскому «для того, чтобы углубить представление о герое, не вызвать в сознании читателя плоский, одномерный образ существа «не от мира сего» [8; 14]. Поэтому «положительно прекрасным человеком» для Достоевско­го становится именно князь Мышкин, так как образ его эстетически не завершен и морально не само­достаточен, ведь прекрасное в представлении писателя — это категория не статическая, а динамиче­ская. Для Достоевского важно, чтобы главный герой нес в себе заветные, общие для всего человече­ства нравственные ценности, но при этом не был схематичен, ведь писатель не дает готовых рецептов для счастья, так как уверен, что человек должен самостоятельно прийти к основам счастливого бы­тия. Познание истины есть процесс длительный и опосредствованный, нельзя требовать от искусства прямого воздействия на читателя.

В главе «О христианском контексте в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» А.Е.Кунильский раз­мышляет о распространенной у некоторых литературоведов попытке отвергнуть версию о Мышкине как о «Князе Христе». Происходит это, по мнению ученого, на основании безрезультатного и даже пагубного участия главного героя в жизни всех остальных участников произведения. Однако автор статьи проводит параллель с Иисусом Христом, которому также не удалось исправить судьбы людей и изменить их к лучшему, доказывая, таким образом, некоторую несостоятельность подобных опро­вержений: «если оставаться в рамках религиозного сознания, то следует признать, что потерять жизнь — не самое страшное <...>. И Мышкин все-таки способствовал возрождению Настасьи Фи­липповны. Не случайными оказываются ее имя (Анастасия — воскресение) и фамилия Барашкова (напоминание о жертвенном агнце, т.е. и о Христе)» [8; 76]. И далее автор статьи говорит о преобра­жении Настасьи Филипповны, ее воскрешении и очищении. Также, по его мнению, заметно положи­тельное влияние Мышкина и на представителей молодого поколения — Колю Иволгина и Веру Ле­бедеву, автор называет это «цепной реакцией добра». О влиянии имени А.Е.Кунильский говорит еще не раз в своей статье. Так, он обращает внимание на оксюморон в полном имени главного героя — Лев Николаевич Мышкин: «Имя «Лев» содержит представление о силе, царственном и даже божест­венном могуществе (примем также во внимание, что «лев» становится эмблемой Иисуса Христа), фамилия «Мышкин» — о слабости, отчество «Николаевич» — о победительности (Николай — побе­ждающий народ). Получается — победительная сила слабости» [8; 74]. Ху Сун Вха в статье «Поло­жительно прекрасный человек. (Тайна князя Мышкина)» также обращает внимание на странное соче­тание льва и мыши в имени главного героя, считая это прямым доказательством евангельской трак­товки героя. Автор считает Мышкина «Адамом до его грехопадения в современной насквозь грехов­ной действительности. Герой — человек в чистом, первоначальном состоянии, человек, чью красо­ту не затмила грязь греха» [11].

Помимо имени особое внимание А.Е.Кунильский уделяет немаловажному значению самого на­звания романа. Приведя несколько толкований слова «идиот», автор приходит к выводу, что оно пол­но тайного смысла. Презрительное значение слабоумия пришло с Запада в эпоху восстания против христианства и разрушения христианских ценностей. Основное же значение данного слова — «миря­нин» — впоследствии совершенно забытое. Именно в таком значении употребляет его апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам, т.е. в значении «рядовой, не облеченный духовным саном, член хри­стианской церкви». Таким образом, «слово «идиот», со всем множеством значений и историей его восприятия, поразительно соответствует христианской природе образа Мышкина и поэтики Достоев­ского» [8; 85]. В заключение автор пишет, что Достоевский и не пытался изобразить пришествие Христа в образе Мышкина, поэтому «бестактным выглядит заявление, что «Христос из Мышкина не получился» [8; 84].

Проблема образа князя Мышкина в евангельском контексте и по сей день остается неоднозначно решаемой. Растет интерес к ней в современном литературоведении. Известны высказывания Досто­евского о том, что прежде, чем проповедовать религию голодным и измученным скитальцам, уж лучше сначала накормить и отогреть их. Известно и его презрительное отношение ко всякого рода канонам и общепринятым в религии догмам, неприятие и осуждение им католицизма. Г.С.Померанц в работе «Открытость бездне. Встречи с Достоевским» пишет: «Мышкин ставит нам вопрос <.>: как войти в незримую церковь, без окон и дверей, без правил приема <.>, не признающую никаких постановлений, никаких справок? Как избежать общей, соборной гордыни, гордыни вероисповеда­ния, зачеркивающей самое искреннее личное смирение? Мышкин говорит о Боге, не повторяя ни од­ной затверженной формулы, возрождая только общий склад того языка притч, на котором говорил Христос (тоже не повторявший Писания). Ничего от горы или от храма — все только от Духа и Ис­тины. И Дух веет, где хочет, и вера живет по ту сторону вероисповеданий. Мышкин не от церкви, а прямо от Бога, от ангельской красоты мира, вошедшей в больную душу и отразившейся в ней (может быть, именно благодаря молчанию разума) Божьим ликом» [6; 287-301]. Возможно, посредством изображения князя Мышкина великий писатель пытается помочь каждому раскрыть в себе часть Христа, т. е. то доброе и прекрасное, которое человек привык прятать, натягивая ежедневно маску неверия, страха, черствости и озлобленности по отношению ко всему окружающему миру.

Наше понимание образа князя Мышкина обращено к выявлению и анализу главного, на наш взгляд, в его характере и поведении. Рассматривая связь князя Мышкина с Иисусом Христом, мы об­ращаем внимание на общее между великим пророком человечества и болезненным героем Достоев­ского. Совершенно очевидно, что образ Мышкина сложен, полон нравственной силы, которая неус­танно привлекает исследователей. Эта великая и могучая сила есть особый дар Мышкина, то общее, что позволяет сравнивать его с Христом, — Божественная любовь. Любовь, которая является сущно­стью учения Иисуса Христа. Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22:37-40). При всем том противоречии, которое можно оты­скать во внешности, поведении, речи князя, он умеет любить всепрощающей, смиренной, истинной, христианской любовью, всегда готовой прийти на помощь даже творящему зло, принимающей в сердце свое убогих, жертвующей, приносящей себя в забвение ради спасения пусть не целого мира, но хоть ближних своих. О такой любви говорит апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам (13:4­5): «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордит­ся, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сораду-ется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не переста­ет.».

В записных книжках, которые представляют собой наброски ко второй редакции 12 марта 1868 г., Ф.М.Достоевский сформулировал мысль о том, что в романе «Идиот» три любви: страстно-непосредственная любовь — Рогожин; любовь из тщеславия — Ганя; любовь христианская — Князь. Именно христианское, а не привычное земное чувство испытывает князь Мышкин к героиням рома­на. Он пытается воскресить падшую Настасью Филипповну, в ходе развития сюжета оказывает влия­ние на каждого из героев, и влияние значительное, направленное в сторону человечности. Отсюда и нерешительность его, страх обидеть, желание поступать таким образом, чтобы всем бытием и сущно­стью своей приносить людям добро и покой. Князь жертвует собой, своим счастьем ради счастья ок­ружающих, пытаясь спасти Настасью Филипповну от насмешек общества, женившись на ней и дав ей свое честное имя. Он оправдывает безнравственные поступки героев романа, искренне убежден в доброте окружающих. Это делает его в глазах общества странным, чудаком, юродивым. Но эта осо­бенность героя обнаруживает сходство его с Иисусом Христом. Внешний облик героя тоже напоми­нает Христа: Мышкин бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой, большими и пристальными глазами. Его бедность и болезненность несут в себе оттенки пережитых страданий, родственных христианскому идеалу. Мышкин не просто приезжает в Россию, он будто снизошел к людям с горных вершин Швейцарии. История Мари, побиенной каменьями односельчан, которую он рассказывает уже в петербургском салоне, напоминает евангельскую историю о Марии Магдалине, смысл которой — сострадание к согрешившей. Также, подобно своему евангельскому прообразу, Мышкин погибает в современном мире страстей и равнодушия, не сумевшем принять его чистую, детскую душу с трогательными и хрупкими мечтами — преобразить этот мир и облегчить страдания окружающих людей.

Среди представленных на сегодняшний день исследований, посвященных интерпретации образа князя Мышкина, много противоречий, но, тем не менее, становится неоспоримой тенденция рассмат­ривать главного героя в контексте евангельской парадигмы. Данный аспект является актуальным и недостаточно изученным, так как влияние Библии на творчество Достоевского только начинает фор­мироваться в предмет специального рассмотрения в литературоведении, ввиду несомненного факта взаимодействия сакрального текста и творчества великого писателя. Значительный шаг в данном на­правлении сделан современными достоеведами Ю.Карякиным [12] и В.Ляху [13], которые посвятили долгие годы изучению формирования религиозно-философских и эстетических взглядов Ф.М.Достоевского. Библейский подход к осмыслению образа главного героя требует привлечения широкого контекста и погружения в сложную систему текста и его вариантов.

 

Список литературы

1      Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. — Т. 28. — Кн. 1, 2. — Л., 1985.

2      СелезнёвЮ.И. В мире Достоевского. — М.: Современник, 1980. — С. 228.

3      Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Современное состояние изучения: Сб. работ отечественных и зарубежных уче­ных / Под ред. Т. А. Касаткиной. — М., 2001. — 560 с.

4      Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы: Межвуз. сб. науч. тр. — Иваново, 1999. — 169 с.

5      Арсентьева Н.А. «Крик осла» и «локус идиота»: размышления над межвузовским сборником научных трудов «Ро­ман Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы» // Достоевский: Материалы и исследования. — № 17. — СПб., 2005. —С. 376.

6      Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — М.: Сов. писатель, 1990. — 384 с.

7      ДунаевМ.М. Православие и русская литература. — Т. 3. — М., 1997. — С. 389.

8      Кунильский А.Е. Опыт истолкования литературного героя (роман Ф.М.Достоевского «Идиот»): Учеб. пособие. — Петрозаводск, 2003. — 96 с.

9      ЧирковН.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. — М.: Наука, 1967. — С. 142-144.

10   Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. — Т. 8. — Л., 1985. — С. 6.

11   Ху Сун Вха. Положительно прекрасный человек. (Тайна князя Мышкина) // Русская литература. — № 2. — СПб.,2001. — С. 138.

12   КарякинЮ.Ф. Достоевский и Апокалипсис. — М.: Фолио, 2009. — 700 с.

13   Ляху В. Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий / Сер. Богословские иссле­дования. — М.: Библейско-богословский ин-т Св. апостола Андрея, 2011. — 282 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.