Научно-технический и социально-экономический прогресс последних столетий радикально изменил мир, существенно улучшив условия труда, качество жизни, образования, культуры. Вместе с тем технологический прогресс проявил свою негативную сторону, связанную с истощением ресурсных возможностей Земли и экстенсивным характером их эксплуатации, рядом кризисных явлений в социальной, экономической, политической сферах, а также с появлением новых угроз.
Растущая взаимозависимость стран и народов стала одним из важнейших явлений в жизни человечества. Процессы глобализации наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности. Различные составляющие этих процессов носят как позитивный, так и негативный характер. В негативном плане глобализация наиболее ярко проявилась в виде глобальных проблем, наиболее значимыми из которых являются природные катастрофы, ухудшение качества природной среды, недостаток водных ресурсов.
Проблема водных ресурсов содержит значительный конфликтный потенциал, создающий угрозу безопасности Республики Казахстан и государств Центральной Азии, что требует четкого определения реального состояния водных запасов региона и выработки эффективных подходов к межгосударственному взаимодействию в водной сфере. Функционирование государства и защита жизненно важных интересов личности, общества и государства напрямую зависит от состояния водных ресурсов, что предопределяет стратегическое значение водного фактора в системе безопасности.
Существенное обострение проблем в сфере водных ресурсов выдвигает перед властными структурами настоятельную необходимость принятия комплекса политических мер для совершенствования политико-правовой и институциональной основы управления водными ресурсами. Масштабный и комплексный характер воздействия водных ресурсов на все, без исключения, сферы жизнедеятельности детерминирует поиск наиболее оптимальной модели управления водными ресурсами, базирующейся на всесторонне разработанном и действенном законодательстве и принятых нормах международного права.
Современное состояние водных ресурсов Центральной Азии требует безотлагательного решения целого ряда проблем - проблемы качества воды, состояния гидротехнических сооружений, своевременного и достаточного финансирования водных проектов, целенаправленной научно-исследовательской работы в водной сфере, подготовке квалифицированных кадров и т.д.
Снижение количества и качества водных ресурсов имеет большое значение не только на региональном но и на международном уровнях, в силу глобального характера происходящих изменений в окружающей среде и возможной опасности утраты естественного баланса экосистем. Проблемы водных ресурсов могут выступать одновременно в качестве причин и в качестве следствий социально-политической нестабильности и межгосударственных противоречий и конфликтов[1].
Водный дисбаланс сопровождается изменением качественного и количественного состава населения и способен самым существенным образом отразиться на производительных силах стран Центральной Азии, а также привести к серьезным последствиям экологического и социально-политического характера.
Возможные угрозы и риски в сфере трансграничных водных ресурсов связаны со сложившимся уровнем экономического сотрудничества государств, ограниченностью водных ресурсов, усилением демографического прироста населения и, соответственно, обострением межгосударственной конкуренции в использовании природных ресурсов. Существующие межгосударственные соглашения стран ЦАР в области совместного использования водных ресурсов недостаточно эффективны в силу различных подходов к пониманию сложившейся ситуации и несогласованности нормативно-правовой базы. В силу этого, водные ресурсы в регионе и возможности контролировать их распределение, выступают в качестве рычага экономического и политического давления со стороны некоторых государств ЦАР.
Наиболее конфликтными проблемами между государствами Центральноазиатского региона в регулировании водных и энергетических отношений и основой противоречий были и остаются:
- - противоречия между интересами государств верхнего и нижнего течения рек;
- - рекомендательный характер принимаемых решений на уровне созданных региональных структур управления и отсутствие какой-либо ответственности за их исполнение;
- - разобщенность действий на региональном и национальном уровнях между структурами управления водного хозяйства и энергетики;
- - отсутствие реальных межгосударственных структур, наделенных соответствующими полномочиями в сфере совместного управления водно-энергетическими ресурсами;
- - отсутствие какой-либо незаинтересованной стороны в качестве арбитра между конфликтующими сторонами с возможностями реального воздействия на решение спорных вопросов.
В то же время, решение общей для всех стран Центральной Азии проблемы равноправного и эффективного водопользования выступает в качестве значительного консолидирующего фактора региональной интеграции. Осознание реальности и масштабов возможной экологической катастрофы может стать основой для совместных проектов стран региона по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Факторами, способствующими достижению этой цели, являются исторический опыт разрешения спорных вопросов, применение международно-правовых норм, обеспечивающих устойчивое и рациональное водопользование, создание в регионе развитой системы межгосударственных соглашений, инициирование совместных масштабных экономических проектов с привлечением иностранных инвестиций.
Стратегическое значение проблемы водных ресурсов выходит за границы отдельного государства и региона, что, в свою очередь, обусловливает необходимость всемерного развития международного сотрудничества и, соответственно, решения спорных вопросов совместного водопользования на основе норм международного права. Присоединение Казахстана к Конвенции по охране трансграничных водотоков и международных озер стало основой для переговоров с соседними государствами в сфере совместного использования и охраны водных ресурсов. Проведена значительная работа по урегулированию совместного использования и охраны трансграничных водных ресурсов с Россией, продолжается работа по урегулированию водных отношений с Китаем, заложена основа Межправительственного соглашения об использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ.
Казахстан принимает активное участие в деятельности Межгосударственного экологического Совета СНГ, в рамках которого разрабатываются общие системы мониторинга окружающей среды, экологической экспертизы, экологического образования, а также ведется разработка Конвенции экологической безопасности СНГ. Республика Казахстан принимает участие в разработке Рамочной Конвенции по охране Каспийского моря и Экологической стратегии новых независимых государств. Казахстан является активным участником регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и развития, в рамках Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его рабочих органов - Межгосударственной Комиссии водохозяйственной координации (МКВК) и Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию (МКУР). Республика участвует в разработке Центрально-Азиатского регионального Плана действий по охране окружающей среды [2].
В целях более действенного использования водно-энергетических ресурсов региона необходима совместная для всех стран региона стратегия. В реализации общей водно-энергетической политики стран Центральной Азии большие надежды связываются с Межгосударственным водно-энергетическим консорциумом, основной задачей которого является рациональное использование водных ресурсов региона и определение принципов эксплуатации межгосударственных водных объектов, расположенных на территории сопредельных государств. Успешное осуществление данного проекта в значительной мере будет способствовать эффективному взаимодействию государств Центральной Азии в вопросах справедливого водного сотрудничества, выработке наиболее оптимальной модели системы управления водными ресурсами в Центрально-азиатском регионе.
Решение проблем в области водных ресурсов требует безотлагательных и масштабных действий, разработки среднесрочных и долгосрочных программ стратегического, тактического и оперативного характера. Основой для разработки такого рода программ должно стать понимание значения информационного фактора трансграничного водного взаимодействия государств Центральной Азии.
Можно выделить несколько наиболее важных аспектов межгосударственного водного сотрудничества, напрямую зависящих от состояния и развития информационного обмена:
- Степень и масштаб воздействия водных проблем на состояние безопасности определяют необходимость комплексного и скоординированного исследования данных проблем на основе системного анализа, позволяющего с наиболее высокой степенью достоверности определить систему количественных показателей, характеризующих объем и состояние водных ресурсов, изменение климата, экологическую устойчивость природных систем.
- Обеспечение устойчивого развития достигается только при условии наличия объективной и достоверной информации о состоянии, параметрах, проблемах и основных тенденциях в развитии водных ресурсов. Соответственно, важнейшей задачей управления рисками безопасности является текущий мониторинг, отслеживающий и своевременно фиксирующий все изменения обстановки, на основе которого формируется водохозяйственная политика. При этом необходима не только государственная система мониторинга, но и региональная, что в значительной мере способствовало бы координации усилий заинтересованных государств в данном направлении.
- Большое значение в совершенствовании организации управления трансграничными водными ресурсами имеют качественные изменения процесса обмена информацией между заинтересованными государствами. Он должен координироваться центральными органами, объективно и оперативно освещая проблемы, возникающие в процессе совместного использования трансграничных водных ресурсов.
- Поскольку важным политическим фактором эффективного использования имеющихся водных запасов является привлечение к решению водной проблемы широких слоев общественности, международных организаций и НПО, необходима последовательная работа по представлению средствам массовой информации и общественности необходимых сведений в удобном и понятном виде. При этом возрастает роль и, следовательно, повышаются требования к уровню компетентности средств массовой информации.
Учитывая тесную взаимосвязь водных противоречий с другими конфликтными факторами необходима особая взвешенность и достоверность освещения трансграничных водных проблем средствами массовой информации. Неслучайно, что основной темой Пятого Всемирного Водного Форума «Устранение границ, разделяющих воду», состоявшегося в Стамбуле 15-22 марта 2009 г. стало преодоление концептуальных барьеры между различными водными культурами, между богатыми и бедными, между развитыми и развивающимися регионами мира [3].
Концепция «наведения мостов», выдвинутая на этом Форуме, в первую очередь, подразумевает повышение понимания и улучшение обмена информацией между и среди водопользователей, решающих лиц, экспертов, водников-практиков и общественных организаций на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Наведение мостов для обмена между этими контрастирующими перспективами позволит подняться над различиями и объединить усилия в снижении угрозы водного стресса, с перспективой того, что улучшенное управление водных ресурсов будет способствовать достижению всех Целей Развития тысячелетия.
Список использованной литературы:
- Экосистемы и благосостояние людей Доклад по «Оценке экосистем на пороге тысячелетия». Copyright © 2005 World Resources Institute // millenniumassessment.org/documents/MA_...Assessment_RUS.pdf
- Рысбеков Ю.Х., Политико-правовые основы бесконфликтного управления трансграничными водными ресурсами Центральной Азии // Материалы регионального семинара UNEP «Ускорение осуществления целей ИУВР-2005 в Центральной Азии» (г.Бишкек, 27-28 июля 2006 г.)
- Всемирный водный форум, cawater-info.net/6wwf/