В области межнациональных отношений постоянно возникает множество проблем, которые необходимо решать научно, оперативно, результативно. Сегодня особенно наши достижения не должны создавать представления о беспроблемности национальных процессов.
Противоречия свойственны всякому развитию, неизбежны они и в этой сфере. Главное - видеть постоянно возникающие их аспекты и грани, искать и своевременно давать верные ответы на вопросы, которые выдвигает жизнь. В сфере национальных отношений проявляются разнообразные противоречия, раскрытие и разрешение их обеспечивает общественное развитие.
Формирование личности, гармонично сочетающей в себе черты национальной гордости и уважения к другим нациям - сложный процесс, протекающий под влиянием семьи, школы, вуза, коллектива, личных знакомств, т.е. в определенной микросреде.
В сложной системе общественных отношений человеку принадлежит особая роль. Он часть этой системы, ее сознательно активный элемент. Вне человека не существуют ни социальные, ни национальные связи: именно он является их носителем, их « последней инстанцией».
Проблема «нация - человек» чрезвычайно сложна. Социальная принадлежность человека в течение его жизни может неоднократно меняться, национальность дана ему изначально, раз и навсегда. Сложное и неоднозначное положение человека в системе межнациональных связей обусловлено состоянием самого общества, теми процессами, которые в нем происходят.
Какие факторы наиболее негативно могут влиять в современном обществе на национальное самочувствие человека?
Во – первых, объективные процессы, происходящие в обществе, особенно если их пытаются игнорировать.
Во - вторых, проведение в жизнь национальной политики, ошибки и упущения при ее проведении.
Заметим, что даже всесторонне разработанный и неуклонно проводимый в жизнь принцип национального равноправия не делает и не может сделать все нации и народности страны абсолютно равными с точки зрения их социальных функций.
Например, в результате значительных различий по численности они не могут играть одинаковую роль в общественном развитии. В итоге и возможности удовлетворения их национальных интересов и потребностей не может быть идентичной.
Положение человека в обществе должно определяться ни социальной или национальной принадлежностью, а только его личными качествами и трудом. однако деформации как экономического, так и социально - политического порядка не могут не сказаться на национальном самосознании человека.
Причины многих проблем в сфере межнациональных отношений следует искать именно в этом, а не в изначальном национализме того или иного человека или народа.
Человек ощущает национальное достоинство или испытывает определенное национальное самочувствие в конкретной социальной среде. Национальное достоинство или национальная определенность индивида - есть этносоциальная природа личности.
Одним из элементов национальной свободы человека является право на индивидуальное национальное самоопределение. Теперь оно установлено Конституцией (Основным Законом) РК: «Каждый, - гласит статья 19, - вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.»
Следует отметить комплексный характер национальной проблемы в любом обществе, в ней теснейшим образом переплетаются экономические, социальные, политические, культурные, психологические, исторические факторы. Нельзя игнорировать или недооценвать любые их них.
В многонациональном государстве социально - экономические, культурные, правовые решения прямо и непосредственно затрагивают и национальные отношения, что требует быть предельно внимательными и тактичными во всем, что касается национальных интересов или национальных чувств людей.
Национальное достоинство личности неразрывно связано с фактическим состоянием его общих прав и национальной свободы, так же как их реальное состояние не может не задевать национального достоинства индивида.
Неудовлетворенность возможностями осуществления гражданских прав и национальной свободы может проецироваться из сферы межличностного общения в область межнациональных отношений.
Национальный вопрос органически связан с миром эмоций. В поведении человека роль эмоциональных и рациональных компонентов во многом зависит от конкретной ситуации, в которую он попал.
Если эмоциональные компоненты, влияющие на поведение человека, накладываются на национальный фон и проецируются на национальные обиды, на чувство национальной ущемленности, тогда эмоциональная сторона, ведающая поведением индивида и тем более толпы, усиливается многократно.
Межнациональное общение выполняет сложные функции обмена информацией между народами, регулирует их отношения, является важнейшим фактором развития, сотрудничества и взаимообогащения народов.
Межличностное национальное общение регулируется на определенных условиях, как признание бесусловного равенства сторон, уважение к языку, культуре, традициям, обычаям, правилам поведения, образу жизни друг друга.
В зависимости от культуры общения в его процессе вырабатываются чувства доверия, уважения людей друг к другу, их дружба. Националистические предрассудки, наоборот, отталкивают, разделяют представителей различных наций.
Важнейшая функция культуры межнационального общения - сближать народы, повышать их доверие и уважение друг к другу.
Сохранению межнационального мира и согласия в полиэтническом обществе способствует языковая политика.
Гармоничное, устойчивое развитие разных этносов также предполагает проведение языковой политики, способствующей сохранению основы национальной культуры - языка этноса.
В сфере языкового общения очень важно свободное развитие языков, полная свобода для каждого гражданина страны говорить, воспитывать и обучать своих детей на любом языке, не допуская никаких ограничений или принуждений в употреблении языков, вместе с тем необходимо развитие социальных функций государственного языка.
Функционирование государственного языка, как заметил писатель Герольд Бельгер, должно объединять народы, сплачивать, а не разъединять, отчуждать.
Сегодня очень важен глубокий анализ национальной психологии, своеобразия эмоциональной реакции человека или народов на те или иные события современной жизни.
Казахстан - уникальное государство по своему этнодемографическому составу и многообразию религий и культур.
В силу ряда причин, обусловленных спецификой развития республики, этнический фактор играет значительную роль в общественной жизни и оказывает существенное влияние на весь ход социально-экономических и особенно политических процессов.
Решать проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений в условиях либерального общества, как заметил Президент РК, едва ли не сложнее, чем при тоталитаризме.
Демократия сама по себе не гарантирует автоматического решения проблем, возникающих во взаимоотношениях этносов.
Те или иные конфликты в обществе сегодня могут проецироваться на межнациональные отношения, приобретая этнонациональную окраску.
В связи с этим, возрастает роль государства в реальной оценке ситуации и в разработке форм и методов урегулирования межнациональных отношений.
Новые социально-политические реалии нашего общества сегодня требуют такой языковой политики, которая отвечала бы потребностям многонационального общества и учитывала особенности языковой ситуации в республике.
Сегодня в Казахстане существует реальное многообразие языков. Каждый гражданин общества имеет право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Четкое закрепление статуса казахского языка как государственного и русского как официально употребляемого в системе государственной власти и его широкое применение в межличностных отношениях соответствует реалиям, жизненным потребностям, задаче сохранения и упрочения межнациональной стабильности, взаимопонимания и дружбы народов.
Статус государственного языка означает расширение его общественных и культурных функций, решение необходимых для этого материально-технических, кадровых, педагогических и иных вопросов, поощрение и помощь в изучении государственного языка представителям других национальностей.
Сегодня казахский народ вправе ожидать великодушия, благородства и поддержки в возрождении своего родного языка.
Несмотря на все принимаемые меры в полной мере до сих пор не реализован государственный статус казахского языка.
В условиях демократии при решении межнациональных проблем недостаточно использование только традиционных методов, связанных с деятельностью государственных органов. Необходимы и общественные механизмы регулирования межнациональных отношений. Для поддержания равновесия в обществе, обеспечения межнациональной стабильности в Казахстане с 1995 г. действует Ассамблея народа Казахстана, которая представляет культурные, социальные и экономические интересы народов нашей республики.
Этот орган позволяет синтезировать мнение национальных групп, что облегчает определение приоритетов национальной политики, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
Придание конституционного статуса Ассамблее народа Казахстана обеспечивает представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни республики. И национально-культурные центры, одни из первых самоорганизующихся институтов гражданского общества, стали основой межэтнического согласия в республике.
В многонациональной стране, каким является Казахстан, от правильного решения национальной проблемы во многом зависит национальное самочувствие человека и будущее государства.
Модель межэтнического согласия, реализованная за годы независимости в республике, стала одной из основ международного авторитета и престижа Казахстана.
Сегодня главная цель национальной, этнической безопасности нашего государства - создать благоприятные условия для полноценного развития всех этносов Казахстана, реализации их интересов, предотвращения потенциальных конфликтов на национальной почве, формирования такого самосознания, при котором чувство принадлежности к единой стране играло бы важнейшую роль в ее сохранении и развитии.
Доктрина национального единства Казахстана призвана укрепить межнациональный мир и внутриполитическую стабильность в обществе.
Литература:
1.Назарбаев Н.Н. Мир и стабильность в общем доме. - Казахстанская правда, 24 декабря, 2003
2.Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ - Алматы, 1996
3.Конституция (Основной Закон) РК - Алматы, 1995
4.Кыдыралина Ж. Нация и история – Астана, 2009