Президент Н.А.Назарбаев на данный момент является лидером нашей республики. Конечно, яркие личности и талантливые управленцы существуют в нашем обществе, однако масштаб их политического влияния значительно уже, чем у нынешнего главы государства. Политическая фигура Президента Нурсултана Назарбаева олицетворяет собой единственный авторитет и конечную инстанцию, которая признается практически всеми слоями и группами населения, за исключением оппозиционного меньшинства. Перед национальным лидером переходного периода, транзитного общества стоят особые задачи. Спецификой развития ситуации в постсоветских республиках стало то, что здесь зачастую под конкретного президента выстраивалась вся конструкция политической власти. Устоявшейся точкой зрения является и то, что формирование сильной президентской республики в Казахстане связывается, прежде всего, с личностью Н.А.Назарбаева, по-настоящему сильного, популярного и харизматического лидера, действующего адекватно вызовам времени. Феномен Н.А.Назарбаева исследователи связывают, прежде всего, с заслугами в осуществлении коренных реформ, особенностями политической ситуации в республике, отсутствием сильных политических партий, ментальными и психологическими особенностями населения Казахстана [1,166].
Основные вехи политической биографии первого Президента, так или иначе, отражают собой основные этапы становления независимого Казахстана и, в частности, развития и укрепления института президентства, как ведущей политической силы нашего государства. Впервые на должность Президента страны Н. А. Назарбаев был избран Верховным Советом тогда еще в КазССР, но исторические события развивались, и политическое время потребовало придания нового статуса Президенту республики. Если первый президентский мандат Н.А.Назарбаев получил от Верховного Совета, который в целом представлял собой орган политической власти, испытывающей тяжелейший политический кризис, то свой последний срок президентских полномочий Н. А. Назарбаев получил непосредственно в результате проведенных всенародных альтернативных выборов главы государства.
Бывший советник Президента Назарбаева Алекс Москович проводил такую параллель: «Напалеон и Де Голль – это подарок, который судьба преподнесла Франции. Как повезло Казахстану, где в отличие от других президентов бывшего Союза оказался бесконечной гуманности и одновременно с теми тремя качествами, которые необходимы настоящему государственному деятелю, а не политикану: Ум, чтобы думать. Харизма, чтобы убеждать. Характер, чтобы действовать.…Вот что прекрасно понимает и старается провести в жизнь Президент, которого судьба подарила Казахстану» [2,68].
Отдавая должное личности президента - лидеру, обладающему определенными характеристиками, нельзя забывать об особенности менталитета казахстанского населения. Казахстанские ученые считают, что «восточная традиция сакрализации власти вождя помогает воспринимать президентство не как отдельный организационный институт, а как должность, соответствующую данному лицу»[3,39].
На фоне тех реформ, которые проводятся по инициативе нашего Президента, можно сделать вывод о том, что глава государства полностью осознает, что в Казахстане институт президентства полностью персонифицирован. В лице Президента соединились личность и юридический статус. Так, Ж. X. Джунусова полагает: «Важно было создать такой институт политической системы, который бы эффективно функционировал при наличии любого демократически избранного главы государства» [2,62]. Исходя из этого, Н. А. Назарбаеву следует отдать должное, ведь процесс усиления полномочий данного института идет одновременно с всеобщей демократизацией общества. Вместе с возрастающей ролью института президентства в процессе суверенизации Казахстана значительно усилилась роль таких политических институтов, как парламент и политические партии. Кроме того, в Конституции ясно оговорена система сдержек и противовесов, которая является препятствием для авторитаризма.
Президент способствует проведению очередной реформы, направленной на демократизацию, предлагая те или иные инициативы по продвижению процесса перехода от тоталитаризма к демократии. Например, инициированные Президентом Казахстана и внесенные изменения и дополнения в конституционный Закон «О выборах в Республике Казахстан» предусматривают снижение в два раза избирательного взноса для кандидатов в депутаты парламента, а также процедуру возвращения этого взноса в определенных законом случаях. Президент предложил «отмену вступительных взносов и 50-процентного барьера при выборах депутатов Парламента и президентских выборах»[4,93]. Президент также инициировал исключение из действующего законодательства нормы, устанавливающие ответственность граждан за участие в деятельности незарегистрированных общественных объединений. Таким образом, под руководством института президентства был сделан еще один шаг на пути поэтапной демократизации общественной жизни Республики Казахстан. Все эти новшества будут способствовать более полной реализации конституционного права избирать и быть избранным.
C введением и последующим укреплением института президентства в уже независимом Казахстане происходят реальные изменения в плане демократизации избирательной системы, причем их непосредственным инициатором явился сам глава государства. Началом этих изменений можно считать успешное проведение прямых выборов президента в декабре 1991года, в значительной степени повлиявших на дальнейшее реформирование всей избирательной системы. Наиболее радикальным шагом в этом направлении стал специальный Указ Президента Н.А.Назарбаева «О выборах в Республике Казахстан» от 30сентября 1995года.
Указ утвердил в Казахстане общепризнанные демократические принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании при выборах президента, депутатов Мажилиса, маслихатов и органов местного самоуправления [4,3].
Одной из наиболее важнейших заслуг, принадлежащих в большей мере институту президентства, является то, что процесс демократизации Республики Казахстан протекал мирным путем без проявления крайних форм противоречий в интересах, внутренних столкновений между различными политическими силами и при отсутствии внешнего вмешательства. Этим хотелось бы подчеркнуть осознанность и всеобщую поддержку народом Казахстана проводимых реформ в нашей республике. Таким образом, инициатива реформирования, исходящая от действующего президента, воплощаемая в конкретных мерах, получает необходимую поддержку своего политического курса от народа Казахстана.
Главное, это твердо уяснить, что не существует готовых рецептов по безболезненному переходу от тоталитаризма к демократии, поэтому метод проб и ошибок все равно будет применяться конкретно в каждой постсоветской республике, в частности и в Казахстане. Рациональность подобного подхода не раз отмечалась и Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым. «…Безусловно, нет такой степени демократии и политической свободы, которая удовлетворяла бы всех. Мы не пошли на форсированное копирование либеральных моделей, тщательно готовили почву для каждого нового ростка демократии. И сегодня никто не сомневается в том, что в Казахстане политика демократизации встала на твердую объективную почву, обретя прочную базу, как в экономической, так и в социальной среде…» [5,72]. Важно избежать проявления крайних форм конфликтов в процессе становления новой системы управления и сделать процесс перехода результативным, а не тупиковым.
Одной из немаловажных причин провала демократизации является национальная разобщенность. Последствия межнациональных конфликтов весьма печальны. Притеснения по национальному признаку могут иметь скрытый опосредованный характер, и наиболее радикальной формой его проявления становятся межнациональные конфликты, перешедшие в военные столкновения, а часто в устойчивые боевые действия. Все виды межнациональных неурядиц, как бы там ни было, являются одним из факторов разрушения демократии. Один из видных западных политологов Дональд Л. Горовиц считает, что «главной причиной провала демократизации являются межэтнические конфликты» [6,8]. Действительно, межэтнические конфликты, в крайне поляризованном транзитном обществе, становятся серьезной угрозой развитию и функционированию демократии.
Что же помогло республике, где проживают представители более 130 национальностей, сохранить межнациональный мир и вместе встать на путь построения демократии в суверенном Казахстане? И здесь перед нами вновь возникает пример эффективного функционирования института президентства в процессе укрепления демократии и непосредственно сама личность Президента Назарбаева, политическая фигура которого, бесспорно, является символом единства народов Республики Казахстан.
Не следует забывать о таком немаловажном факторе, что в Казахстане и в ряде других постсоветских республик исторически эффективность того или иного политического института, в данном случае речь идет об институте президентства, определялась именно самим носителем власти и его персональными характеристиками. Для Нурсултана Назарбаева особое значение в осуществлении политического курса имеют межнациональное согласие, мир и стабильность. Данные ключевые понятия красной нитью пронизывают политическое кредо действующего главы государства.
Президент Н.А.Назарбаев постоянно ориентирует казахстанцев на укрепление мира и согласия в стране. «…Русские и казахи живут вместе много веков, на этой земле и русские, и казахи имеют общую судьбу. В Казахстане это понимают. Простым людям нечего делить. 35процентов населения Казахстана – русские, 40процентов – казахи. Кстати, тюркоязычные и принадлежащие к мусульманской культуре народы составляют большинство. Гражданами являются представители еще около ста наций и народов. Внутри Казахстана нет поводов, чтобы их перессорить. Если и вспыхнет национальная рознь, то она будет внесена извне, и сделать это может только враг и русского, и казахского народов. Идти по пути реформ, улучшать жизнь людей, строить рыночную экономику можно только в условиях стабильной политической обстановки. Если ее не будет, то нужно отбросить все реформы и заниматься только войной…» [5,96].
Как отмечает, отечественный исследователь Е. Ертысбаев, глава республики «признает оппозицию, но конструктивную. Он готов сотрудничать со всеми общественными формированиями, которые строго соблюдают Конституцию и законы. Но Назарбаев категорически противостоит любым партиям и движениям, толкающим народ к межнациональным разногласиям и гражданской конфронтации» [7,175].
Возрастание роли Н.А.Назарбаева в процессе модернизации Казахстана способствует сохранению межнационального мира, поддерживает стабильность в обществе, а также обеспечивает проведение демократических преобразований. Институт президентства способствует консолидации общества на многонациональной основе, предоставляя представителям различных национальностей возможность равноправного участия в процессе построения демократии. Осознание своей роли в построении независимого демократического Казахстана является одним из важнейших принципов в укреплении единства народов Казахстана, и этот фактор стал одним из приоритетных в функционировании института президентства.
Список использованной литературы:
- Видова О. Нурсултан Назарбаев. Портрет человека и политика.- Алматы, 1998.
- Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. – Алматы: «Жеті Жарғы», 1996.
- Майлыбаев Б.А. Институт Президента: традиции демократического конституционализма и опыт Республики Казахстан. – Алматы: типография «Комплекс», 1998.
- Сапаргалиев Г.С. Основы государства и права РК.- Алматы, Бiлiм 1997.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999.
- Горовиц, Дональд Л. Различия демократий // Век XX и мир. 1999г.
- Ертысбаев Е. К. Казахстан и Назарбаев: Логика перемен.- Алматы: Жетi жаргы, 2001.