В 2011 г. в издательстве «Алетейя» в Санкт-Петербурге вышла монография к.ф.н. С.А.Мадюковой и д.ф.н. Ю.В.Попкова «Феномен социокультурного неотрадиционализма» [1]. Книга является определенным результатом изучения социокультурного неотрадиционализма. Этой проблемой новосибирская этносоциологическая школа занималась под руководством заместителя директора, заведующего сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН доктора философских наук, профессора Ю.В.Попкова на протяжении нескольких лет. Поднятая авторами проблема является весьма актуальной в условиях перехода к рыночной экономике и модернизации в российском обществе конца XX - начала XXI вв. Разрушение советской социалистической парадигмы в последнем десятилетии прошлого века, сопровождавшееся вестернизацией культуры и общества, привели к востребованности этнической культуры. С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков отмечают наличие определенного разрыва между современностью и традиционностью на фоне динамичного развития общества. Проявляется это в глобализации с сопутствующей ей универсализацией, с одной стороны, и в отсутствии целостности в структуре общества, одной из причин которой является возрастание роли этнической культуры и этнической идентификации — с другой. Поэтому исследование феномена социокультурного неотрадиционализма, непосредственно связанного со способами существования традиций в современных условиях и механизмами трансляции и адаптации социокультурного опыта в изменяющихся условиях, приобретает особую значимость для решения практических проблем.
Монография состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «От традиции к неотрадиционализму» авторы рассматривают содержание понятий «традиция», «традиционализм» и «неотрадиционализм» в различных научных течениях, их соотношение и специфику социокультурного неотрадиционализма, основой которого является традиционная этническая культура. Во второй главе «Социокультурный неотрадиционализм и воспроизводство этничности» анализируются социально-философское содержание концепта «обряды жизненного цикла», интерпретации этничности в эволюционно-историческом и социобиологическом направлениях примордиализма, конструктивистском и функциональном подходах, воспроизводство этничности на новых основах путем реализации социокультурного неотрадиционализма в ревитализации обрядов жизненного цикла.
Обращая внимание на выделение исследователями бытового, этнографического и философского значения термина «традиции», авторы монографии отмечают распространенную в фольклористике и этнографической науке ассоциацию этого понятия с традиционной культурой как особой семиотической системы, возникшей в дописьменную эпоху, что, по их мнению, является слабостью этого подхода [С. 10]. На бытовом уровне традиция ассоциируется с обычаем, обрядом и ритуалом, с тем, что устойчиво повторяется и воспроизводится во времени и представляет нечто ценное, заслуживающее уважения и сохранения [С. 10]. В философии традиция рассматривается как явление социальной коммуникации, передача культурного опыта от поколения к поколению и от одного народа другим народам. Содержанием традиции при таком подходе может стать любой функциональный элемент культуры от норм морали до художественного творчества [С. 11].
Для разработки проблематики социокультурного неотрадиционализма авторы монографии опирались на труды Г.Гадамера, К.Юнга и К.Маркса. В частности, идеи Г.Гадамера о традиции как условии общественного бытия и носителе устойчивости, фиксирующей константные составляющие межэтнического взаимодействия, имели большое значение при анализе синхронного аспекта неотрадиционализма. Особая роль архетипов в механизме наследования социокультурного опыта, отмеченная К. Юнгом, сыграла важную роль в исследовании диахронного аспекта социокультурного неотрадиционализма. Положение марксистской философии о традиции как компоненте общественных отношений, обусловленной конкретно-историческими условиями, стало также методологически важным для раскрытия исследуемой авторами проблемы. Подмеченное К.Марксом свойство человека в рамках традиции нарушать традицию позволило С.А.Мадюковой и Ю.В.Попкову осмыслить процесс образования неотрадиции [С. 14,15].
Традиция во все века являлась основным механизмом воспроизводства, адаптации и трансляции по вертикали социокультурного опыта, поддерживающими устойчивость культуры как системы. Хотя носителями традиции могут выступать разные социальные субъекты, чаще всего исследователи рассматривают в этом качестве этнос. Авторы монографии считают особенно важным рассмотрение традиции как способа этнической самоидентификации, социального самовыражения и самоутверждения. По их мнению, этническое в традициях «представляет собой элементы социокультурного опыта данного этноса, которые несут на себе отпечаток своеобразия географической среды, природно-климатических условий его исторического и культурного развития» [С. 17]. Традиционализм авторы понимают как характеристику специфических форм сознания и поведения людей, переживающих, а не сознающих традицию. На основе анализа классических и современных философских концепций традиционализма, а также традиционалистских исследований в политике, экономике, истории дается определение традиционализма как автоматического следования традиции, где отсутствуют рациональность и рефлексия, где традиция «переживается», а не осознается социальными субъектами.
В качестве элементов традиционализма С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков рассматривают наряду с традицией понятия «обряд», «обычай», «ритуал». Последние тесно связаны с традицией, функционирование которой происходит посредством их выполнения. Таким образом, понятие «традиция» является более широким. Понятия «обычай», «обряд», «ритуал» являются более частными, видовыми. Рассмотрение и определение этих терминов вносит определенный вклад в разработку категориально-понятийного аппарата этнографии.
Рассматривая различные социально-философские и социологические научные концепции, С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков пришли к выводу, что традиция, будучи универсальным историческим и культурным явлением, вызывает к жизни такой социокультурный феномен, как неотрадиционализм [С. 28], для исследования которого важное значение имеет рассмотрение социально-философского содержания концепта «обряды жизненного цикла». В раскрытии социокультурных функций обрядов жизненного цикла они опираются на теорию «обрядов перехода» А.Ван Геннепа.
Как известно, традиции не отделимы от новаций. Если первые поддерживают устойчивость и воспроизводство культуры, то вторые способствуют ее развитию и взаимодействию с другими культурами. От соотношения традиций и новаций зависят прогресс или регресс культуры и общества. Авторы монографии рассматривают проблему социокультурного неотрадиционализма как современную форму снятия противоречий этнокультурных традиций и социокультурных новаций, а последние — как взаимодействующие и взаимообусловленные стороны развития культуры. По их мнению, единственно возможным способом бытия традиций как явлений реальной жизни выступает их адаптация к новациям, рожденным как внутри данного субъекта (носителя традиций) под влиянием изменившихся условий его существования (диахронный аспект), так и в процессе его взаимодействия с другими социальными субъектами (синхронный аспект). В последнем случае новации выступают в форме инноваций. В результате взаимообусловленности традиций и новаций исчезает сакральный смысл традиций, процесс их воспроизводства характеризуется рефлексией и рациональным подходом. По словам исследователей, «принципиально важной характеристикой неотрадиционализма является то, что он не вытесняет традиционную культуру, а инкорпорирует, включает ее в себя. Однако в этом симбиозе традиционная культура не остается неизменной. Она приобретает новые свойства и выполняет новые специфические социальные функции» [С. 45]. В результате идет развитие традиции за счёт инкорпорации новации с учетом конкретных условий. Следует учитывать, что сохранению и восстановлению подлежат только востребованные традиции, способные к адаптации.
Теоретическое обоснование концепции социокультурного неотрадиционализма является главной проблемой в данной работе. Для ее разрешения С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков прежде всего опираются на социокультурный подход П. Сорокина, выразившего его суть в формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада». По мнению авторов монографии, «социокультурный подход дает возможность раскрыть сопряженность личности и общества, культуры и социальности, а также моментов устойчивости и изменчивости в социальных процессах» [С. 51]. Он позволяет через глубокое проникновение в исторически сформированные социально-ценностные структуры выявлять «социокультурные основания, позволяющие объяснить как магистральную линию формирования и существования социокультурного неотрадиционализма, так и его региональную специфику» [С. 53].
Особенностью социокультурного неотрадиционализма, по мнению С.А.Мадюковой и Ю. В. Попкова, является постоянно воспроизводимая традиция, которая становится мерой идентичности общества и условием этнической самоидентификации. При этом возрастающая роль в процессах современной модернизации, идентификации и в самоопределении индивидов, групп и сообществ, а также будущего их развития отводится обрядам жизненного цикла, возрождение, переосмысление и сохранение которых в новых социально-экономических и политических условиях составляют важную часть содержания социокультурного неотрадиционализма. Процесс ревитализации обрядов жизненного цикла состоит в формировании рефлексированных, упорядоченных социальных норм и выступает способом сохранения или возрождения содержания традиции в ином социальном контексте.
В условиях глобализации, интеграционных и универсализирующих процессов в социокультурном неотрадиционализме становятся актуальными локальные идентичности, основанные на традиционных этнических культурах. Авторы монографии опираются на материалы индивидуального и группового интервьюирования школьной и студенческой молодежи титульной национальности в различных регионах Сибири, что позволяет теоретические предпосылки подкреплять некоторыми практическими результатами. Воспроизводство этничности у традиционно ориентированных представителей тюркских этносов Южной Сибири происходит в результате осознанного исполнения обрядности, возрастания значимости сеочного родства и конфессиональной идентичности, возрождения традиционных верований. Авторы монографии отмечают, что «принципиально важное значение при исследовании процесса ревитализации обрядов жизненного цикла имеет акцентированная респондентами осознанность выполнения этнических обрядов и обычаев» [С. 125]. Вместе с изменением традиционной вертикали передачи традиций из поколения в поколение и с доминированием общественных каналов трансляции этнической культуры это свидетельствует о высокой значимости сознательной составляющей в трансляции этнокультурного опыта. Таким образом, результаты конкретных этносо-циологических исследований привели С.А.Мадюкову и Ю.В.Попкова к заключению о тесной связи социокультурного неотрадиционализма с процессом конструирования неотрадиции [С. 126]. Миссию социокультурного неотрадиционализма они видят в возрождении и конструировании этничности, объединяющей в себе ранее разрозненные внутриэтнические группы [С. 130].
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что этносоциологические исследования, проводившиеся среди школьной и студенческой молодежи титульных национальностей, охватывают лишь поверхностный срез изучаемой проблематики. На наш взгляд, для иллюстрации концепции социокультурного неотрадиционализма необходимы более глубокие практические исследования совместно с этнографами. Такое сотрудничество послужило бы обоюдной пользе сторон, внесло бы определенный вклад в развитие методологической базы этнографии и этнологии.
Монография С.А.Мадюковой и Ю.В.Попкова открывает перспективы для дальнейших исследований этнокультурных процессов, проблемы этнической идентификации и воспроизводства этнично-сти в новых условиях. Книга может быть полезна не только этнологам, культурологам и социальным философам, но и политикам и культурным работникам, поскольку позволяет по-новому взглянуть на политику культурного разнообразия и мультикультурализма.