Исследование образа мира занимает важное место в проблематике современной лингвистики. Образ других стран и народов является частью картины мира, то есть системы представлений о реальности. Через изучение, сопоставление себя с внешним миром происходит познание собственных особенностей, определение своего места в мире, соотнесение своей системы ценностей с системами ценностей других обществ.
Проблема идентификации и самоидентификации, является актуальной как в современном мире, так и в нашем полиэтническом государстве. В эпоху глобализации, когда происходит интеграция стран в технологической и экономической сферах, нарастает взаимопроникновение культур, - тому или иному обществу важно не только сохранить свою самобытность, но - и быть открытым к восприятию других культур и пониманию особенностей мышления других народов.
Обращение к исследованию образов России, Германии и Казахстана обусловлено тесными связями этих стран, проживанием в нашей стране русского и немецкого этноса, исторической взаимосвязью всех трех государств, изучением и развитием русского и немецкого языка и культуры в Казахстане, а также ролью рассматриваемых стран в современной социально-политической ситуации. Условия межэтнической и межкультурной коммуникации требуют расширения знаний не только о языке, культуре, традициях, образе других стран, но и образе своего государства. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель нашего исследования, которая состоит в изучении стереотипных образов России, Германии и Казахстана на материале анекдотов.
В настоящем исследовании мы придерживаемся следующего определения стереотипа: «стереотип – это устойчивый фрагмент картины мира, существующий в массовом сознании. Это некоторый образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации» [1, 178].
Одной из разновидностью стереотипов являются этнические стереотипы. В словаре социолингвистических терминов под редакцией Э.Д. Сулейменовой под этностереотипом понимается характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп [2, 250]. Стереотипы существуют виде автостереотипов (представлений о себе, своем народе) и гетеростереотипов (представлений о других, другом народе).
Стереотипы можно реконструировать на основе анализа трех видов источников: первый – коннотации, проявляющиеся в полисемии, словообразовании, коллокациях и фразеологизмах; второй – стабилизированные ассоциации как результаты экспериментального опроса с помощью анкет и третий источник представляют конкретные тексты, содержащие данные стереотипы [3, 14].