Девальвация тенге, обрушившаяся 11 февраля 2014 года заставляет нас задуматься над массой вопросов и является одной из самых актуальных тем на сегодняшний день. И мы задаемся вопросами, откуда появилась резкая смена курса, как она отразится на экономике нашей страны, к чему приведет и что следует предпринять для выхода из данной ситуации?
Итак, причиной появления девальвации, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов, пояснил следующим образом: «Импорт у нас растет быстрее экспорта. Чтобы избежать такого быстрого темпа роста импорта, нами прорабатывалась корректировка валютного курса. Мы считаем, что изменение курса на 20 процентов и достижение показателя в 185 тенге за доллар, плюс-минус 3 тенге, это и есть тот равновесный и конкурентоспособный обменный курс, который нужен казахстанской экономике в ближайшей среднесрочной перспективе».
Рисунок 1. Средненедельные значения курса USD НБ РК с 01.04.2013 по 28.03.2014
Другими словами, национальный банк был вынужден пойти на такие меры для улучшения конкурентных условий для отечественных товаров, а также поможет предпринимателям, работающих в экспортных и импортозамещающих отраслях экономики Казахстана, конкурировать с продукцией стран-партнеров.
С другой стороны, причина кроется и в изменениях резервов в СКВ, динамика сокращения резервов в СКВ вполне очевидна, если проследить ситуацию по отчетам Нацбанка в срезе нескольких лет. Так, выясняется, что если проследить аналогичную ситуацию с девальвацией тенге в 2009 году, то еще ровно шесть лет назад, в кризисном 2008 году, валютные резервы колебались в диапазоне $17-20 миллиардов. На конец января 2009 года, то есть непосредственно перед взятием под государственное управление БТА Банка и девальвацией тенге, резервы страны в СКВ упали до $16,234 млдр.
Затем резервы в основном росли, особенно заметно в 2010-2011 годах, достигнув максимума в конце апреля 2011 года — $33,671 миллиарда. Самым «жирным» периодом оказался период с конца февраля 2010 года по конец июня 2012 года, когда резервы страны в СКВ держались выше отметки $30 миллиардов. А вот дальше наблюдается в основном лишь сокращение. Так, если на конец января 2012 года резервы в СКВ составили $28,683 миллиарда, то к концу января 2013 года они снизились до 20,664 миллиарда, концу января 2014 года — до 18,697 миллиарда.
Еще одной немаловажной причиной является и то, что правительство Казахстана, вступив в ТС, присоединившись к ЕЭП, практически отказалось от проведения самостоятельной валютной политики. И поскольку в рамках создания ЕЭП Казахстан подписал целый ряд соглашений, то было очевидно, что удерживать длительное время курс тенге валютными интервенциями Национальный банк РК не может. Только за январь было израсходовано около 200 млн долларов США. А когда переход Центробанка России к свободному плаванию рубля усилил неопределенность по перспективам установления курса и увеличил инфляционные ожидания в Казахстане, Национальный банк РК не нашел ничего лучшего, как провести стремительную одномоментную девальвацию.
Итак, причин как для появления девальвации, как мы видим, много, а каковы же его последствия?
Как мы видим, негативные последствия не заставили себя ждать, реакция граждан на одномонетное падение казахстанского тенге была настолько бурной, насколько была неожиданность и неподготовленность населения к данной новости.
Социально-политические последствия дали о себе дать в первый же день после объявления Нацбанка, ажиотаж вокруг банков, несанкционированный митинг против повышения цен, аресты и штрафования митингующиха также «игра цен» в обменниках, навивали еще больший страх. Что касается финансово-экономического последствия, то здесь можно отметить следующее.
Рынок продовольствия отреагировал повышением цен на изменение курса национальной валюты. (говорится в результатах мониторинга АО «Казагромаркетинг» по состоянию на 18 февраля, т.е. через неделю после девальвации.)Так, например, сахар в рознице в столице повысился на 22% до 182 тенге за килограмм, в Павлодаре и Петропавловске на 11%, Усть-Каменогорске на 8%, Актобе на 7%. В Кокшетау, Караганде, Алматы, Уральске и Таразе повышение розничных цен на сахар наблюдалось на уровне от 2% до 4%. По данным маркетологов, в центрах розничной торговли Астаны и Алматы наблюдается сокращение объемов реализации сахара из-за приостановки поставок товара оптовыми компаниями.
При этом, рост цен на бензин не наблюдается, однако его повышение прогнозируется к середине этого года. Остро ставится вопрос о деятельности банковского сектора, где достаточно высок уровень внешней задолженности. В свою очередь, население страны также находится мягко говоря в невыгодном для себя положении, купить или продать доллары теперь можно лишь по спекулятивной цене. За один доллар приходится платить вместо 155 тенге все 210. Хотя Нацбанк Казахстана установил новый равновесный курс на уровне 185 тенге за доллар. А для инвесторов из Казахстана девальвация имела двойной эффект и принесла значительную прибыль. Особенно девальвация позитивно сказалась на компаниях, продукция которых идет на экспорт. Они улучшили свои финансовые показатели.
По акциям "Казахмыса", например, наблюдался рост на Лондонской фондовой бирже. Однако, в основе, инвесторы сыграли на однодневной смене курсовой разницы. Если говорить и долгосрочных вложениях инвестиций, то нехватка информации в отдельных случаях создает серьезный барьер, препятствующий вынесению выводов относительно инвестиционной привлекательности того или иного финансового инструмента.(будет таблица) К чему же приведет такое состояние экономики, в котором находится сейчас государство? И как это отразится на нашей экономике?
Как мы знаем, главной целью проведения девальвации на сегодняшний день, является конкурентоспособность отечественных производителей.