Лютеране в Республике Казахстан:вчера, сегодня, завтра

Христианство - одна из мировых религий. За свою долгую историю оно претерпело многие изменения, разделения, модернизацию, и в итоге мы имеем 3 основных течения: православие, католицизм, протестантизм. Последний, в свою очередь, не есть целостная догма, а совокупность ряда течений или деноминаций. Протестантизм модернизировал христианство под современное общество.

К сожалению, в настоящее время создаются религиозные организации и культы, которые в свою очередь не имеют цели духовной поддержки личности, а скорее манипулирования и обогащения за ее счет. Это одна из глобальных проблем современного общества. И именно для ее разрешения нужно наладить диалог между традиционными религиями. Казахстан как многонациональная страна, является лакомым кусочком для многих новых нетрадиционных религиозных движений и культов. В современной религиозной ситуации Казахстана мы можем наблюдать огромное количество подобных организаций, которые после принятия нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 ноября 2011 года не прошли перерегистрацию, но это не мешает им существовать и привлекать все большее количество приверженцев в свою организацию. Причиной такой ситуации является всем нам известный фактор как идеологический вакуум, после смерти И. Сталина и распада СССР.

Целью нашей статьи является выявление исторической роли лютеранства и его значение на территории Казахстана, современные аспекты деятельности и перспективы развития. Для достижения нашей цели мы провели мини-исследование, в котором обратились к истории советского и современного Казахстана, провели компаративную параллель уровня религиозного сознания в обоих периодах.

Как мы уже знаем, лютеранство как конфессия появилась в Германии в началеXVI в. в результате Реформации Мартина Лютера. Он известен как монах римско-католической церкви, профессор Витенбергского университета, а также своими 95-ю тезисами, в которых он критиковал католицизм. В настоящее время лютеранство является одной из наиболее крупных конфессий по числу последователей среди различных течений протестантизма.

Появление лютеран на территории Казахстана относится ко второй половине XVIII века, когда по приглашению Екатерины II в Российскую Империю в большом количестве стали прибывать немецкие переселенцы, большая часть которых являлись лютеранами. Именно в этот период и стали появляться первые лютеранские общины на территории Казахстана. Но к концу XIX века увеличился поток лютеран с Украины и Поволжья. И к этому периоду времени относится строительство первого лютеранского храма в городе Актобе. Им разрешалось проповедовать свою религию, но это продолжалось до прихода к власти большевиков. «И стоит заметить, что до Октябрьской революции на территории Российской Империи насчитывалось около 2000 пасторов Евангелическо-Лютеранской церкви (ЕЛЦ), а к 40-м годам ХХ века их осталось лишь три пастора: Ойген Бахман, Артур Пфайфер, Иоганн Шлунд» [1, 143].
В 1941 году после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» произошел массовый приток лютеран в Казахстан, в результате чего резко возросло их число на территории Казахстана и достигло почти миллиона. Но они не имели право проповедовать свою религию, проводить богослужения и вынуждены были скрывать свою принадлежность к ней.

В 1955 году с прибытием в Акмолинск Ойгена Бахмана (до него не было пастора, и проповедниками были женщины) община приобретает дом, который являлся церковью общины, и подается ходатайство об официальной регистрации общины как Евангелическо-Лютеранской церкви. Но официально зарегистрирована община была лишь в 1957 году. Это была первая зарегистрированная община в Советском Союзе. Постепенно все больше создавалось лютеранских общин на территории Казахстана, но только единицы из них были зарегистрированы. К заслугам Ойгена Бахмана воссоздние литургию на немецком языке, которая в 1972году была отпечатана в Восточной Германии и отправлена в Советский Союз. Эта литургия сыграла свою положительную роль в деле восстановления и объединения лютеранства в Казахстане. В 1980-х годах наблюдается заметный рост официально зарегистрированных Евангелическо-Лютеранских общин. В 1989 г. их численность составляла более ста семидесяти, но в них не было ни одного образованного пастора [1, с.143, 144].

В 1991 г. в Казахстане был принят «Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который стал регулировать область прав верующих. Но так как перед этим Казахстан стал независимым государством, то и выезд из республики упростился, и началась массовая эмиграция немцев в Германию. Важной вехой в истории лютеранства в Казахстане явилось проведение в мае 1993 г. в Алматы Первого Учредительного Синода «Епархии евангелическо-лютеранских общин в Республике Казахстан», на котором присутствовали представители более трехсот лютеранских общин страны. На этом Синоде была создана Епархия Евангелическо-Лютеранской общин Республики Казахстан (ЕЕЛОРК), которая вошла в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛКРАС) и был избран первый суперинтендант лютеранской церкви республики, пастор из Павлодара Рихард Кратц, который позже организовал офис ЕЕЛОРК в Алматы [1, c. 144, 145].

В 1996 г.состоялся очередной Синод ЕЕЛОРК в городе Алматы, и на нем был избран и рукоположен в сан епископа Республики Казахстан пастор Роберт Мозер из Кокшетау. После этого решения Синода ЕЕЛОРК епископом Мозер была проведена перерегистрация, и вместо ЕЕЛОРК была создана и зарегистрирована Евангелическо-Лютеранская Церковь в Республике Казахстан (ЕЛЦРК), а руководящие органы ЕЛЦРК были переведены в Акмолу, которая с декабря 1997 г. стала столицей Казахстана и затем была переименована в Астану. В 1999 г. в Астане была открыта Лютеранская духовная семинария для подготовки служителей церквей ЕЛЦРК [1, c. 145].

Логика нашего исследования предполагает выявление положения ЕЛЦ в настоящее время. Для этого мы решили обратиться непосредственно к епископу ЕЛЦРК Юрию Тимофеевичу Новгородову, у которого мы взяли интервью.

Первый наш вопрос касался вклада ЕЛЦ в развитие Казахстана, на что ответом было то, что лютеране с Советского Союза и после его распада лютеране работали во всех сферах, будь то крестьянин, рабочий или инженер. На конец 80-х - начала 90х годов насчитывалось более 300 общин, в таких городах как Балхаш, Астана, Караганда, Алматы. По его мнению, они внесли весомый вклад в развитие Казахстана, потому что, продуктивный труд является одной из особенностей протестантизма Лютеране всегда добросовестные работники и «добросовестно выполняющие свои обязанности в быту, миру, это хорошие добрые соседи».

Подкрепив данную точку зрения постулатом: «Что вы не делаете, делаете как для Бога». На вопрос, что, по его мнению, вызвало резкий интерес к религии, он подчеркнул мировоззренческую и компенсаторную функции религии в качестве причин роста интереса к религии, согласившись с нашим мнением об идеологическом вакууме после распада СССР. Он подчеркнул актуальность религии на сегодняшний день в качестве духовной составляющей общества, наряду с этим отметил неприемлемость использования религии в качестве религиозной ширмы для прикрытия политических целей и действий.

Крайне важным аспектом нашего исследования выступает определение этнического состава ЕЛЦ. На вопрос об этнической составляющей церкви, им было отмечено, что церковь претерпела изменения и от мононациональной приобрела многонациональную форму. Тем не менее в составе церкви насчитывается 50-60% немцев. Данный вопрос и ответ, полученный на него, подтвердили нашу гипотезу об изменении национального состава ЕЛЦ в Казахстане. Подобные изменения отражают здоровую динамику развития религиозной организации.

Вне сомнений, нас интересовало так называемое «завтра», то есть перспективы церкви в будущем, как один из пунктов нашего исследования. Мы не могли не затронуть этот вопрос в интервью, на что получили следующий ответ, что, во-первых, невозможно сказать однозначно, в виду того, что данный вопрос находится в ведении Бога.

Но, безусловно, они хотели бы существовать и развиваться. Что церковь, по их вероучению, учреждена Богом для того, чтобы завещать его Царство, возвещать людям спасение, возвещать людям прощение грехов, прививать определенные моральные, нравственные качества. Во-вторых, по его мнению, церковь могла бы выполнять определенные социальные функции. Но, к сожалению, деятельность в этой сфере снижена, это, прежде всего, работа с обездоленными, с людьми, находящимися в местах лишения свободы и т.д. Так же он выделил один существенный момент в так называемой «общественной деятельности» церкви. «Некой опасностью» он назвал то, что во многих местах в церкви существует некая подмена, т.е. если основная миссия церкви, проповедь Бога, а социальное служение - это всего лишь инструмент этой проповеди, то зачастую во многих местах это перевернулось. Социальная функция становится важной, «церковь становится филиалом организации по борьбе за права человека и т.д.».

На фоне этого происходит отступление от определенных догматов церкви, к различным вещам, которые не согласуются с провозглашаемым учением, что не может вызывать положительную оценку. Также он заметил, что главным мероприятием церкви является богослужение, и все остальные мероприятия второстепенны по отношению к нему.

Год: 2014
Город: Астана
Категория: Религиоведение