Глобализация теории и практики современного конституционализма на рубеже тысячелетий вызвана мировыми интеграционными процессами. Аксиоматическую ценность конституционализм приобретает для стран Восточной Европы в современных условиях их конституционного развития, так как политико-правовая система конституционализма, "являясь важной инструментальной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования саморегулирующихся институтов гражданского общества, одновременно выступает и как условие построения правового государства" [1, С. 10].
Историческая ретроспектива становления и развития конституционных идей и институтов свидетельствует об относимости конституционализма к тем конституционным явлениям, которые возникли значительно раньше, чем сформировались представления о них. Теоретические истоки современного конституционализма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических воззрениях мыслителей прошлого (Кант, Гегель, Гоббс, Гроций, Руссо, Локк, Монтескье, Джефферсон и др.).
Конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до н.э., о которых известно лишь по трудам Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются наряду с актами римского сената (senatusconsultus) императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutioediktum, mandatum, decretum, rescriptum).
Их содержание и место в развитии правовой системы Рима представляет интерес, прежде всего, как экскурс в этимологию понятия. Ближе к современному представлению о конституционных актах Великая Хартия Вольностей (Англия, 1215 г.), "Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся. Орудие управления" (1653 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.), в которых уже прослеживаются идеи, отраженные в первых конституционных актах Северной Америки 70-х - 80-х г.г. XVIII ст. и прежде всего в Конституции США (1787 г.). К этому же периоду развития конституционализма относятся Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Конституции Франции и Польши, а также "первый конституционный акт в Украине" (М.П. Василенко) - "Правовой уклад и Конституции относительно прав и вольностей Войска Запорожского", известный как Конституция П. Орлика (1710 г.).
Не обращаясь к социальной или юридической оценке западного конституционализма, следует принять в адрес современной концепции конституционализма (в частности, применительно к странам постсоветского пространства) суждения А. Шайо о том, что у нас "какие угодно идеи, за исключением идеи классического конституционализма" [2, С. 11].
Классический конституционализм уходит своими корнями в уникальную историю правовой культуры Запада, западную традицию права [3, С. 11] и зиждется на частной собственности, ограничении (самоограничении) государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного права как "права против общества в лице государства и его должностных лиц" [4, С. 2] с последующим включением в его содержание составных третьего поколения прав - коллективных. Европейская культура - это "прежде всего... личностная культура (в этом ее универсализм)" (Д.С. Лихачев).
Однако очевидна невозможность механического использования западных конституционных образцов при решении проблем конституционализма в странах "молодой демократии", который не получил интегральной характеристики, а лишь имеет поливариантный элементный набор. А. Шайо верно отмечает, что точного определения явления дать не удается, хотя мы "улавливаем нарушения Конституции, и не только улавливаем, но и можем доказать это" и в этой связи приводит слова Св. Августина о Боге: "Не могу дать Ему определения, но знаю, что такое безбожие" [2, С. 24].
Предложенная негативная дефиниция не удовлетворяет ни теорию, ни практику, т. к. конституционализм - "историческая реальность, которая вполне может быть выражена в эвристически значимых научных понятиях" [5, С. 245], пригодных для использования на практике.
Термин "конституционализм", по мнению Г. Дж. Бермана был введен в научный оборот в конце XVIII - начале XIX в. для обозначения главным образом американской доктрины верховенства писаной конституции над законами. Однако реальность этого феномена впервые проявилась еще в городских правовых системах Западной Европы в XI - XII столетиях [6, С. 370].
В современной зарубежной юридической литературе конституционализм рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как "вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений", "юридическое ограничение государства и полная противоположность своевольному правлению" [7, С.С. 14, 21], совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти [8, С.102].
Мировое сообщество имеет богатый опыт формирования системы конституционализма. При этом каждое государство отличается определенной спецификой, особенностями (национального, исторического, политического, идеологического, культурологического, экономического и др. характера), которые детерминируют необходимость и возможность создания собственной модели конституционализма.
Так американские ученые к основным признакам конституционализма относят: его базирование на суверенитете народа; признание Конституции высшим правом, а не программным политическим документом; предписываемое Конституцией представительное правление; юридически гарантируемые принципы верховенства права, государственного управления на демократических основах, а также принцип ограниченного правления, разделения властей с системой сдержек и противовесов; наличие института конституционного контроля; невозможность приостановления или отмены действия конституции, ее жесткость и верховенство относительно иных правовых актов; гарантированность и защиту со стороны государства конституционных прав и свобод человека и гражданина и др. [9, С. 40-41].
В отличие от американского конституционализма, во французском - наблюдается историческая вариабельность, т.к. в противоположность Америке, где с 1787 г. действует одна Конституция США, французской историей с момента принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. накоплен богатый опыт. "Франции известно 17 конституционных систем... При этом последовательность конституций не должна, однако, скрывать элементов стабильности, которая поддерживается постоянством государственной административной структуры и организацией территориальных коллективов [10, С. 214].
По мнению представителей отечественной науки конституционного права, конституционализм трактуется как сложное явление, которое содержит:
а) конституционные идеи и категории, которые отображают первичные базовые ценности общества;
б) массовое конституционное сознание граждан, населения в целом;
в) конституционные нормы, акты и институты как нормативно структурированное выражение двух вышеупомянутых элементов;
г) конституционный порядок как процесс и состояние реализации конституционных норм [11].
Энциклопедически закрепляется, что конституционализм следует понимать в широком и узком смыслах. Конституционализм в широком смысле - это теория конституции, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом. В узком смысле - целостная система знаний о базовых общечеловеческих политико-правовых ценностях, которые находят свое отображение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации [12, С. 440-441].
В политическом аспекте конституционализм раскрывается как особый характер отношений между государством и обществом на основе консенсуса, как идейно-политическая доктрина и движение.
В философско-историческом - как учение о конституции, включая предконституционные идеи божественного, естественного права, договорного происхождения государства, учения о плутократии, тирании, деспотии, демократии и т.д. При этом конституционализм как "учение о конституции" рассматривается с двух позиций - широкой и узкой. "В широком плане он (конституционализм - Авт.) эволюционирует, начиная от мифологических форм миропонимания - параполитологии IV - III тыс. до н.э... до рационально-логичных форм мышления, т.е. до признаков теоретического знания, возникновения политико-правовой науки". В узком понимании конституционализм трактуется как комплекс политико-правовых идей и практики государственного строительства буржуазии XVII - XVIII ст., которая ориентировалась на создание институционально-правовых условий функционирования государств, в которых обеспечивалось бы "верховенство народа, исключительное правление законов, широкие права и свободы личности, демократическая избирательная система." [13, С. 5-8].
В юридическом аспекте конституционализм понимается в узком смысле как особый режим функционирования государственной власти на основе конституционных методов и в широком смысле -как сложная политико-правовая система.
Безусловно, что политическая и философско-историческая характеристики конституционализма представляют интерес, но в их рамках, как правило, утверждаются тезисы, имеющие достаточно абстрактный характер. Юридический же аспект позволяет сформулировать четкую дефиницию этого явления, что представляется методологически необходимым для научного исследования конституционализма, так как одна из важнейших категорий современной науки конституционного права не может определяться mabstracto.
Юридически конституционализм представляет собой систему, в которой в качестве одного из элементов присутствуют конституционные нормы, конституция, но не как нечто застывшее, статическое, а конституция, взятая вместе с ее доктринальными основами, системой политико-правовых ценностей, которые отображают концепцию, философию, сущность конституции, а также практикой ее осуществления. Кроме этих составляющих политико-правовой системы конституционализма, важное значение имеют такие его элементы как конституционное правосознание, конституционные правоотношения и конституционная законность, на установление которой в конечном итоге направлено функционирование этой сложной системы. Думается, что такой "набор" элементов системы конституционализма является наиболее полным и отображающим сущность этого социально-правового явления в полной мере.
Таким образом, конституция и конституционализм - это не тождественные понятия. Как справедливо отмечает немецкий исследователь С. Войт, конституционализм является нормативной концепцией, и ее не следует смешивать с фактической конституцией, используемой в любом обществе [14, С. 191 -208]. Это - многоуровневая система, которая функционально выходит за пределы Конституции и вообще права, отражая особенности менталитета и бытия народа. Конституционализм - сложная система, которая состоит из совокупности тесно взаимозависимых, взаимообусловленных и взаимодействующих элементов.
Поэтому наиболее плодотворным представляется системное исследование конституционализма, что позволит, во-первых, интегрировать, синтезировать теоретические и практические знания в этой области, которые в настоящее время представляют собой полиэлементный набор, а не целостность (систему), и, во-вторых, подготовить основу и предпосылки для их дальнейшего анализа и дифференциации, но уже на качественно ином уровне их интеграции, синтеза.
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что конституционализм:
- как теория, идеология и практика конституционного развития государства и общества возникает с момента появления государственности;
- это поступательный процесс и одновременно цель развития любого государства, стремящегося к торжеству демократии во всех ее проявлениях;
- обладает своими стандартами, которые сформировались в результате развития государственно-правовой практики конституционного строительства стран мира и которые благодаря научным разработкам выражены в конкретных научно-эвристических постулатах;
- то периодически меняющаяся научная теория, которая постоянно развивается, дополняясь новыми стандартами, корреспондируя развитию государственно-правовой практики, но при этом, опережая ее ровно настолько, чтобы оставаться целью, идеалом, к которому стремится все мировое сообщество и каждое государство в отдельности;
- это диалектически сложный и перманентный процесс, основанный на законах развития природы и общества (отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, изменения формы с изменением содержания с точностью до наоборот и др.).
Список литературы:
- Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. -СПб, 2010.
- Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). - Москва, 1999.
- Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования.- Москва, 2009.
- Therightsofmantoday. - Boulder( Colo.).-1978.
- МедушевскийА. Конституционализм: кладовая опыта или совершенствования демократических преобразований // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение.- 20- № 1.
- Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования.- Москва, 2008.
- См.: Barendt E. Introduction to Constitutional Law. - Oxford Univ. Press, 1998.: Mcllwain C.
Constitutionalism: ancient and modern. - Ithaca: Cornell Univ. Press, 1940. - См.: Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма).- Москва, 1999.
- Henkin L. New Birth of Constitutionalism: Genetis Influence and Genetis Defects. - Cordozo Law Review, 2001.- P. 40-41.
- Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц.-Москва, 2011.
- Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан.- Алматы: Жеты-жаргы, 2007.
- Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин.- Москва, 2001.
- См.: КонституціянезалежноІУкраши: Нав. посібник. За ред. В.Ф. Погорілка, Ю.С. Шемшученка, В.О. Свдокимова.- Киев, 2000.
- Voigt S. Making Constitutions Work: Conditions for Maintaining the Rule of Law // CATO Journal. Fall 1998.Vol. 18.Issue