Дан анализ задач, направленных на развитие предпринимательской деятельности в Казахстане в рамках Стратегии «Казахстан 2050». Рассмотрены основные положения разрабатываемого законопроекта о национальной палате предпринимателей, связанные с политикой свободы предпринимательской деятельности и развития институтов гражданского общества.
В декабре 2012 года в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президентом страны была поставлена Правительству задача, разработать законопроект о национальной палате предпринимателей.
Такое решение в полной мере согласуется не только с заботой о развитии предпринимательства в Казахстане, но и с политикой развития институтов гражданского общества.
Позже в апреле 2013 года на заседании Совета предпринимателей при Президенте Республики Казахстан, глава государства вновь уделил внимание созданию нового формирования, где указал, что обязательное участие в Палате должно быть, прежде всего, выгодным для отдельного предпринимателя. Он должен чувствовать себя более защищенным, видеть в этой структуре надежную опору для развития собственного бизнеса. Палата должна действовать открыто. Каждый предприниматель - и сельский, и городской - должен быть ее равноправным участником. Палате предпринимателей надлежит быть главным методистом развития национального бизнеса. И в то же время она станет надежным и компетентным партнером Правительства, его коллективным советником при принятии государственных решений. Все эти ключевые аспекты Правительству необходимо учесть при разработке проекта закона о национальной палате предпринимателей.
Выполняя поручение главы государства, Правительством Республики Казахстан был разработан соответствующий проект закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан». В настоящее время он внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан и в ближайшее время будет им принят.
Между тем, представленный Правительством проект закона наряду с интересными правовыми находками содержит и ряд противоречий, которые требуют своего обсуждения. Поспешность в принятии представленного проекта, на наш взгляд, может дать не столько положительный, сколько отрицательный эффект.
В частности проектом закона предусмотрено, что Национальная палата предпринимателей является негосударственной (подпункт 1) ст.1), независимой (подпункт 3) ст.4) и самостоятельной (пункт 1 статьи 5 Проекта) организацией, каким и должен быть орган, призванный защищать интересы предпринимателей.
Однако далее в проекте закрепляется, что одним из учредителей Национальной палаты предпринимателей является Правительство Республики Казахстан (подпункт1) пункта 2 статьи 5 и статьи 15, 16), которое наделяет ее государственным имуществом, утверждает размер и порядка уплаты обязательных членских взносов по представлению Съезда Национальной палаты, а также определяет порядок и механизм осуществления функций Национальной палаты (пункт 4 ст.8).
Возникает вопрос, как при таких условиях формирования, Национальная палата сможет проводить самостоятельную и независимую политику?
Говоря иными словами, предусмотренный проектом порядок формирования Национальной палаты предпринимателей не позволит этой организации стать еще одним независимым и самостоятельным институтом гражданского общества. Участие Правительства Республики Казахстан в формирование нового института по защите предпринимательства сделает его подконтрольным государству с точки зрения собственности, управления и финансирования.
Отмеченный порядок формирования Национальной палаты предпринимателей порождает и другой вопрос, - о ее правовом статусе.
На наш взгляд, по своему правовому статусу Национальная палата предпринимателей, будет ближе не к ассоциациям бизнеса, а к национальным компаниям или государственным институтам развития. Иными словами, новый орган будет позиционироваться, не как общественная, а как квазигосударственная структура. Это обстоятельство позволяет нам увидеть противоречие основной задаче, ради которой создается Национальной палата предпринимателей, - представлять интересы предпринимательского сообщества и быть организатором его диалога с государством (статья 3).
Сказанное, не позволяет определить пути взаимодействия Национальной палаты предпринимателей с бизнес-сообществом.
Фактически, предложенная модель, Национальной палаты предпринимателей это своего рода «государственное агентство по развитию предпринимательства», которая кроме этого, на основе обязательного членства, еще наделена правом объединять всех предпринимателей страны.
В этой связи, полагаем, что модель, организации учреждаемой правительством и одновременно объединяющей субъектов частного предпринимательства, противоречива по своей сути. Такая организация заранее запрограммирована на внутренние конфликты и противоречия.
В ходе презентационных мероприятий по созданию проекта Закона о национальной палате предпринимателей, разработчиками неоднократно отмечалось, что смыслом создания этой организации является представительство интересов ее членов, т.е. всего предпринимательского сообщества страны.
Между тем, следует отметить, что в представленном законопроекте лишь одна статья (статья 27) посвящена регулированию отношений с членами палаты, т.е. с предпринимателями. При этом, в ней перечисляются формальные права и обязанности членов Национальной палата предпринимателей, но не закреплены конкретные механизмы продвижения их интересов.
Не регламентируется ответственность Национальной палаты предпринимателей перед своими членами, хотя они обязаны выплачивать взносы (статья 28). В проекте не нашел своего решения и вопрос, связанный с формой оказания услуг (платная, бесплатная) членам Национальной палаты.
Таким образом, в законопроекте приоритетное внимание уделено вопросам внутреннего управления и взаимодействия Национальной палаты предпринимателей с государством, тогда как взаимоотношения с членами палаты отнесены на второй план.
В законопроекте также не получила достаточной регламентации структура отношений с бизнес-ассоциациями. Так, в статье 6 законопроекта предусмотрено лишь два направления - участие бизнес ассоциаций в формировании и деятельности органов управления Национальной палаты предпринимателей и участие в реализации государственных заказов. Остальные реальные аспекты взаимодействия остались неурегулированными.
После принятия закона Национальная палата предпринимателей будет восприниматься госорганами как единственный представитель бизнес-сообщества, который вправе высказывать консолидированную позицию. Фактически, для бизнес-ассоциаций единственным способом выражения их собственной позиции является участие в работе комитетов Национальной палаты предпринимателей. В то же время для включения в комитеты предусмотрена процедура аккредитации и другие ограничения.
Законопроект не дает никаких четких инструментов, как бизнес-ассоциации или иные группы предпринимателей могут донести свою точку зрения до государственных органов в обход Национальной палаты. Фактически Национальная палата становиться единственным выразителем мнения многообразных бизнес-сообществ, а ее аппарат получит неограниченные возможности влияния на любого субъекта предпринимательской деятельности.
В законопроекте не предусмотрены функции Национальной палаты предпринимателей по развитию бизнес-ассоциаций, поддержке в отношениях с госорганами, методическому сопровождению их деятельности и внедрении современных стандартов.
Объективности ради, следует отметить, что не рассмотрение в законопроекте этих вопросов, очевидно, связано с тем, что со временем бизнес-ассоциации прекратят свое сосуществование, как не выдержавшие конкуренции с Национальной палатой. Такая перспектива вполне очевидна. Бизнес-ассоциации строят свою организационную основу на принципе добровольности, а Национальная палата на принципе обязательности членства. После начала деятельности Национальной палаты предпринимателей, членская база бизнес-ассоциаций резко снизится, поскольку далеко не все предприниматели смогут платить членские взносы сразу в два объединения, учитывая, что Национальная палата имеет большие полномочия для решения их вопросов. Таким образом, принятие рассматриваемого проекта закона окажет прямое влияние не только на сокращение бизнес-ассоциаций, но и повлечет за собой сокращение субъектов гражданского общества, представляющих разные направления бизнес среды.
Резюмируя сказанное, полагаем, что представленный на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проект закона о национальной палате предпринимателей вместо мощной независимой площадки диалога власти и бизнеса предусматривает создание афиллиированной с государством структуры. Вместо консолидации предпринимателей, на деле будет монополизирован их доступ к государственным органам. В соответствии с законопроектом, Национальная палата предпринимателей будет представлять собой иерархическую структуру с обязательным членством и взносами и без процедур ее реальной подотчетности своим членам. Проект, по сути, представляет собой концепцию, а не нормативно-правовой акт, четко регулирующий общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью Национальной палаты предпринимателей.
Литература
1 «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // /kuis.kz/ru/stratesiva-kazahstan-2050
2 Законопроект о национальной палате предпринимателей // Параграф. zakon.kz