В данной статье автор излагает проблемы административно-территориального устройства Кыргызстана. Дан анализ конституционно-правов^іх норм, регулирующих вопросы территориального устройства. Степень разграничения терминов «административно-территориальное устройство» и «административно-территориальная единица» в юридической литературе, рассмотрены принципы территориально-административного устройства. Поставлен вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Закон «Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики».
Формирование демократической правовой государственности в Кыргызской Республике и других суверенных государствах, образованных на постсоветском пространстве требуют проведения в них кардинальных преобразований в сфере государственной власти и местного самоуправления. Реформы эти предполагают коренные изменения всего государственного аппарата, с целью приведения его в соответствие принципам демократического правового государства. В условиях демократизации и обновления общества, представляется необходимым направить функционирование органов государственной власти и местного самоуправления на удовлетворение потребностей общества, на защиту интересов каждой отдельно взятой личности, на охрану прав и свобод граждан и построение сильного государства.
На современном этапе вопросы разграничения полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением важны для реализации конституционных положений о местном самоуправлении и становления местного самоуправления как формы народовластия. В случае отсутствия механизмов, обеспечивающих реализацию полномочий органов местного самоуправления, будет нарушен основополагающий принцип местного самоуправления - решение населением вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Без закрепления конкретных полномочий и их ресурсного обеспечения они так и останутся общими предметами ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления. А ведь решение именно этих вопросов является наиболее важным для населения всех муниципальных образований. Нерешенность вопросов разграничения компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления может привести к различным негативным последствиям.
Рассмотрим проблему административно-территориального устройства Кыргызстана, традиционно разделенного на равноправные одноуровневые административные единицы. Здесь следовало бы, указать на разность, связанную с различиями административно-территориальных образований в экономическом, этническом, культурном, социальном, географическом отношениях. Также необходимо учитывать такие различия в законодательстве при установлении полномочий местных представительных и исполнительных органов. Частично указанные различия учтены в организационном плане. Так, Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики установила количество депутатов местных представительных органов в зависимости от количества населения.
Вопросам теоретической разработки проблем административно-территориального устройства уделялось достаточно серьезное внимание. Теоретики государственного права, отмечали значение института административно-территориального устройства. Так, мнение известного ученого Шафиро М.А. в работе «Административно-территориальное устройство советского государства (конституционные основы)» достаточно обосновано. Он указывает на ряд обстоятельств, когда административно-территориальное устройство имеет определенное значение для построения системы местных представительных органов и всего аппарата государственного управления. Административно-территориальное устройство тесно связано с организацией на местах различных массовых общественных организаций. Такое устройство служит определенной базой для взаимосвязанного сочетания отраслевой и территориальной систем управления хозяйством. Административно-территориальное устройство играет определенную роль для нормотворческой деятельности органов государственной власти, а также для применения законодатель-
ных актов. Административно-территориальные единицы (наряду с национально-государственными образованиями), выступая в качестве субъектов определенных государственно-правовых отношений, располагают необходимыми правомочиями, связанными с реализацией этих правоотношений [1].
К примеру, широко известный за пределами Казахстана, академик Г.С. Сапаргалиев совершенно верно приводит тезис о значении административно-территориального устройства при построении системы местных органов власти, который является одним из основополагающих факторов всей организации системы административно-территориального устройства государства. Этот вопрос приобретает еще большую актуальность, так как формирование местного самоуправления, обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, оно также связано с развитием самоорганизации граждан в пределах местных сообществ. Тесная связь административно-территориального деления страны с построением местных представительных и исполнительных органов в теоретическом аспекте обуславливает логический вопрос. Система административно-территориального устройства должна быть идентична системе местных органов государственного управления или наоборот? Ученый апеллирует к тому, что нельзя противопоставлять данные понятия, так как из контекста рассматриваемой проблемы определяемо, что институт административно-территориального устройства государства тесно взаимосвязан с системой органов местного государственного управления. Административно-территориальное деление, служит организационно-правовой и социально-экономической основой для всей системы местных органов власти. Г.С. Сапаргалиев также указывает, что совершенствование законодательства об административно-территориальном устройстве государства и законодательства о местном государственном управлении и местном самоуправлении должно идти параллельно. Территориальная организация страны - важнейший элемент государственного устройства [2, с. 234].
Во многих конституциях содержатся нормы по вопросам территориального устройства государства, хотя, как указывает Г.С. Сапаргалиев, объем и содержание конституционных норм существенно разнятся. В качестве доказательства можно привести мнение авторов монографии «Сравнительное конституционное право», что содержание конституционно-правового института территориально-политической организации государства неодинаково и весьма широко трактуется. По мнению авторов конституционно-правовой институт политико-территориальной организации государства включает:
- нормы, правовую и политическую практику, определяющую территорию и границы государства;
- нормы, правовую и политическую практику, устанавливающую способ политико-территориальной организации государства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц);
- нормы, правовую и политическую практику, связанную с разграничением компетенций между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и административно-территориальными единицами) [3, с. 262].
В VIII разделе Конституции Кыргызской Республики (в редакции 21 октября 2007 г.) определены предметы ведения органов местного самоуправления [4]. На конституционном уровне проводится разграничение компетенций между центральными органами власти и местными органами государственного управления. И соотношение компетенций между этими органами является проблемной зоной. В связи с чем, подчеркиваются попытки на конституционном уровне разграничить компетенции между государством и его административно-территориальными единицами.
Следует отметить и тот факт, что в юридической литературе нет единого понимания в отношении применяемых терминов «административно-территориальное устройство» и «административно-территориальная единица». Возможна тождественность. Термин «административно-территориальное устройство» интерпретируется развернуто, поскольку в данное понятие включается совокупность территориальных единиц, а также система государственных и общественных организаций. В отдельных случаях оба эти термина заменяются новым понятием - политико-территориальная организация государства[3, с. 496]. К числу основных принципов административно-территориального устройства относятся:
- учет экономических, географических, демографических, исторических условий;
- оптимальная приближенность местных органов государственного управления к населению;
- пропорциональное развитие экономической сферы и социально-бытовой инфраструктуры.
В территориальных единицах в настоящее время действуют две группы органов - представительные и исполнительные, которые закреплены в Конституции Кыргызской Республики (2010 г.) в п.1 ст. 111 [5]. Местные представительные органы - местные кенеши выражают волю населения административно-территориальной единицы. Айылокмоту, мэрии городов - исполнительные органы местного самоуправления. Правомерно обращение к термину «государственное управление», которое не идентично понятию «исполнительная власть». Местные представительные органы в своей деятельности автономны. Круг их полномочий и функций заключается:
- в принятии местных бюджетов, контроль их исполнения;
- утверждение планов и программ развития местного сообщества и социальной защиты населения и контроля за их выполнением.
Можно констатировать, что в Конституции Кыргызской Республики статус местных кенешей как представительных органов местного самоуправления обозначен достаточно ясно.
Опыт многих передовых стран говорит о том, что административно-территориальные изменения, происходящие в них, были следствием реформирования социально-экономической жизни общества, преследовали цели закрепить результаты реформ, сделать процесс реформирования необратимым [6, с. 24]. Речь, прежде всего, идет о новой стратегии управления страной, в которой важное место должно быть отведено регионам. Определенные проблемы в административно-территориальном устройстве существуют по ныне действующему законодательству.
Законом «Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики» [7] в соответствии со ст.1 установлена система административно-территориальных единиц Кыргызской Республики: аил (село), поселок, район в городе, город, район, область. Как нам представляется, в законе должны быть четко определены понятия региональных и муниципальных образований, их статус и категории, территориальные границы местного государственного управления и самоуправления, даны гарантии населению населенных пунктов и самоуправляемых территорий от произвольных действий и решений республиканского и местных государственных органов по изменению их статуса и границ.
Резумируя, хочется отметить, что при принятии дополнений и изменений в данный Закон, законодатель должен дать четкое определение понятий административно-территориального устройства и административно-территориального деления, к сожалению, на практике эти два понятия в юридической, исторической, общественно-политической литературе нередко неправомерно отождествляются. Толковый словарь при толковании понятия «административно-территориальное устройство республики» отдает приоритет территориальному делению, под которым понимается что, «административно-территориальное устройство республики - разделение территории государства на области, районы, города, районы в городах, аилы (села) и поселки, в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государственного управления и самоуправления, а затем дефинирует это понятие как форму организации государства. Здесь же следует утверждение, что «административно-территориальное устройство республики, внутренние административные границы между его единицами, их укрупнение и разукрупнение - относительно подвижная характеристика государства, которое не является бесспорным, потому что понятие «устройство» отождествляется в первую очередь, с понятиями «административной границы», «укрупнения и разукрупнения» территориальных единиц.
Литература
- Шафиро М.А. «Административно-территориальное устройство советского государства (конституционные основы)». -М., 1999.
- Сапарагалиев Г.С. Проблемы согласованного функционирования органов государственной власти Республики Казахстан и системы сдержек и противовесов. - Алматы: Изд. дом КазГЮУ, 2006. - С. 234.
- Сравнительное конституционное право. - М., 1996. - С. 462.
- Конституция Кыргызской Республики, 2007 г.
- Конституция Кыргызской Республики, 2010 г.
- Карашев А.А., Тарбинский К. Местное самоуправление в переходный период. / Под общ.ред. Кутанова А.А. - Б., 1999. - С. 24.
- Закон Кыргызской Республики «Об административно-территориальном устройстве».