Эффективное функционирование агропромышленного комплекса имеет значительный мультипликативный эффект для всей экономики страны. Организационно-экономический механизм АПК обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие субъектов рынка и включает такие элементы, как спрос, предложение, конкуренция, цена, аграрное законодательство, содержит важнейшие элементы саморегулирования сельхозтоваропроизводителей, однако допускает государственное регулирование. Данная ситуация требует системного исследования сложившегося положения, что позволит определить пути устойчивого развития аграрной экономики.
Как научная категория экономическая устойчивость отражает сущность особого состояния хозяйственной системы в сложной рыночной среде, характеризующего целенаправленность её движения в настоящем и в будущем.
Различается экономическая устойчивость предприятия, отрасли, страны и мирового сообщества. Экономическая устойчивость характеризуется рентабельностью производственной деятельности за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов при самофинансировании в условиях внешней среды.
Концепции «устойчивости» занимают особое место в современной глобалистике и глобальном прогнозировании. Их генезис восходит к первым мировым моделям 1970-х годов, в частности, к популярным теориям «пределы роста» (the limits of growth) и «устойчивый рост» (sustainable growth). Создатели проектов глобального развития пришли к выводу, что осуществление политики «устойчивого роста» неразрывно связано с формированием «устойчивого общества» (sustainable society). Основные представления о таком социальном устройстве были впервые в наиболее полном виде изложены Л.Брауном в его работе «Построение устойчивого общества» в 1981 году. Затем идеи достижения «устойчивости» стали получать все большее распространение в академической среде. Возросло число публикаций, посвященных данному вопросу; для его обсуждения начали собираться международные научные конференции.
Важной вехой в разработке теорий глобальной «устойчивости» стало опубликование доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1987). Деятельность этой исследовательской группы с самого начала находилась в фокусе внимания мировой общественности, так как она была создана по решению Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций, которая и представила результаты своего проекта. Высокий авторитет данной комиссии был подтвержден и сделанными ею важными научными выводами. В плане анализа наибольший интерес представляет выдвинутая членами МКОСР концепция «устойчивого развития» (sustainable development) [1]. Данную концепцию можно рассматривать как связующее звено между исследованиями сегодняшней ситуации и разработанной ранее моделью будущего «устойчивого общества». В данной концепции предпринята попытка соединения теоретических проблем глобального развития с практическими рекомендациями и правовыми нормами, направленными на их решение.
Вопрос «устойчивости» активно дискутировался в конце 1980-х начале 1990-х годов среди ученых, прежде всего, глобалистов и футурологов. В частности, авторитетный международный прогностический журнал «Будущее» посвятил проблемам «устойчивого развития» специальный выпуск.
Во-первых, при формировании идей «устойчивости» имело место обращение к историческому подходу. Он проявился, прежде всего, в учете и изучении кризисов и катастроф, происходивших в результате деятельности человека. Например, Л.Браун и С.Поустел, анализируя уроки прошлого, отмечали, что первопричиной краха социально-политических структур цивилизации индейцев майя, существовашей на территории современной Гватемалы, Сальвадора и южной Мексики, был крах системы производства сельскохозяйственной продукции. Исследователи, проводя параллели с нашим временем, пишут: «Нам, живущим сегодня в условиях бурного экономического роста, владеющим самыми разнообразными технологиями производства нужных благ, легко предположить, что современное общество застраховано от тех проблем, с которыми столкнулась цивилизация индейцев майя. Однако возможно, что и они не думали о том, что их общество, находившееся в пике расцвета в начале VIII столетия, так быстро придет в состояние полного распада» [2]. Наряду с анализом минувшего в работах создателей концепции «устойчивого развития» присутствовала и взвешенная, компетентная оценка конкуретно-исторической ситуации, сложившейся в мире на исходе двадцатого столетия.
Во-вторых, концепциям «устойчивости» уже на ранней стадии их формирования была присуща футурологическая направленность. Своеобразное переплетение поисковых и нормативных прогнозов способствовало созданию проектов, в которых делался особый акцент на предсказании возможных последствий их осуществления для мирового развития. Так, в рамках теории «устойчивого развития» имели место нормативные прогностические разработки, которые должны были наглядно и привлекательно очертить контуры «устойчивого будущего». В частности, при таком описании делался акцент на стабилизацию мировых проблем. Подчеркивалось, что человеческая деятельность должна стать в условиях «устойчивого» мира нашего завтра «замкнутой» в экологическом измерении так, чтобы она не ухудшала природных систем. Технологический процесс должен привести к достижению высокой эффективности использования энергии, а также ее производства на основе солнечных, биомассных и других возобновляемых источников. Экономический рост, фундамент которого самым кардинальным образом расширится, сократит разрыв между богатством и бедностью как внутри, так и между различными странами, откроются большие возможности для художественной и культурной деятельности в мире, исчезнет тяжелый труд ради выживания.
В-третьих, концепции «устойчивого развития» оказалась свойственна эвристическая направленность. Она проявила себя как бы на двух уровнях. На первом связь анализируемой теории с процессом природы и общества носила опосредованный характер. В процессе ее разработки осуществлялось расширение проблемного поля современной глобалистики. Это происходило благодаря постановке вопросов, имеющих существенный, а иногда и принципиально важный характер для определения путей и перспектив всемирного развития. Таким образом, генерировался импульс, инициировавший в конце прошлого столетия исследования инновационного плана в областях естественных, технических и общественных наук. Например, авторы обсуждаемой концепции большое значение придавали глобальной экологической ситуации. При этом они подчеркивали, что современные знания о многих параметрах функционирования природных систем, о связях внутри них, о влиянии деятельности человека на окружающую среду пока изучены весьма неполно. Поэтому разработка вопросов «устойчивого» развития этих систем в условиях все возрастающих антропогенных нагрузок на них крайне затруднена без проведения соотвест-вующих исследований в области экологии, медицины, ряда естественных наук. Требует дальнейшего познания также вопрос о влиянии изменений в природных системах на мировые экономические и политические процессы. В конечном счете такой подход повлиял на формирование глобального экологического сознания. Например, ученые отмечали, что большие нефтяные компании радикально изменили свою позицию по проблемам, связанным с экологией. Они стали рассматривать менеджмент по предупреждению экологических рисков и достижению экологической устойчивости; считалось, что это те вопросы, решение которых требует их активного и позитивного участия.
На втором уровне происходит непосредственное выдвижение новых теоретических положений и практических рекомендаций. Прежде всего, это касается общих вопросов, таких, как выработка неизвестных ранее альтернатив современному пути эволюции цивилизации и представлений о мире в целом.
В-четвертых, концепции «устойчивого развития» с момента своего формирования стали обретать междисциплинарный характер. Весь комплекс проблем «устойчивого развития» исследуется на основе методологии системного анализа. Правда, в понимании основных систем мирового развития среди сторонников анализируемой теории существуют определенные расхождения, абстрагировавшись от которых, в общем виде можно отметить следующее. Современный мир подразумевается состоящим из целого ряда взаимосвязанных и взаимодействующих систем. Условно среди них можно выделить два типа. К первому относятся системы обеспечения жизни на нашей планете: экологическая, энергетическая, биологическая, климатическая и т.д., ко второму типу -системы, составляющие основу общественной жизни человечества: экономическая, политическая, социальная и другие.
Важную задачу при изучении «устойчивости» представляет исследование отношений между названными системами. На первом этапе формирования концепции «устойчивого развития» ее авторы рассматривали как наиболее значимую проблему взаимосвязи между всемирной экономической и экологической системами. Так, члены Международной комиссии по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд, отмечали возникновение в последние десятилетия двадцатого века новых связей между глобальной экономикой и глобальной экологией, вызвавшее тревогу за последствия экономического роста для окружающей среды. Для экономического развития в будущем тревожны последствия экологического стресса: ухудшение качества почв, водного режима, состояния атмосферы и лесов и т.п. Наблюдаются резкий рост экономической взаимосвязи и ускоренное развитие экологической взаимозависимости стран. Экология и экономика все больше переплетаются между собой - на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях, формируя сложный комплекс причин и следствий.
В-пятых, в концепции «устойчивого развития», по сравнению со многими другими глобалистскофутурологическими теориями, оказался существенным политологический аспект. Причем наряду с сугубо теоретическими вопросами идет подготовка материалов, которые могли бы принести пользу лицам, занимающимся практической политикой.
Таким образом, можно отметить, что концепция создавалась при помощи достаточно разнообразного методологического инструментария и затрагивала уже в начальном периоде становления весьма широкий круг вопросов планетарного диапазона. Однако центральной проблемой для этих исследований было определение самого понятия «устойчивое развитие». Ведь именно оно должно было в сжатой форме содержать основную идею концепции, отличающую ее от всех других довольно многочисленных теорий и проектов глобального прогнозирования.
Уточнение трактовок понятия «устойчивости», формирование общепризнанного мнения по данному вопросу способствовало более углубленному осмыслению определения самого «устойчивого развития». В наиболее концентрированном виде такое определение было сформулировано, в докладе комиссии Г.Х. Брундтланд, где, в частности, записано: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает в себя два ключевых понятия:
- - понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного решения;
- - понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности».
В приведенном определении его авторы поставили во главу наиболее важные, с точки зрения многих глобалистов, планетарные проблемы и явления. В некоторых определениях их круг существенно расширялся; не всегда при этом акцент делался на наиболее острых вопросах.
Итак, очевидно, что в приведенных формулировках идея «устойчивого развития» рассматривалась ее сторонниками в различных аспектах: в социально-экономическом, технологическом и экологическом.
Развитие сельского хозяйства связывается с различными аспектами устойчивости, включающими наряду с экономическим, социальным и экологическим аспектами также политико-правовой, информационный аспекты и аспект современной глобализации.
С учетом достижений теории и практики управления конкурентоспособностью, существующих научных подходов и принципов целесообразно теорию конкурентного преимущества формировать на основе понятия «ценность» [3]. Ценность - это нечто особенное, то, чем система владеет и стремится сохранить в будущем. Конкурентное преимущество системы - эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами. Для агроформирований можно отметить экономические преимущества в виде устойчивой налоговой системы, устойчивой системы государственного регулирования экономики, наличия в организациях отлаженной системы менеджмента и т.п. Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциями управления, что и управление другими объектами: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.
Механизм хозяйствования предприятия (совокупность форм и методов управления экономикой) имеет определенную структуру, которая характеризует состояние предпринимательского и инвестиционного климата в стране и организацию управления хозяйственно-финансовой деятельностью на предприятии. Однако организация управления экономикой требует учета всей совокупности факторов внешней и внутренней среды, их взаимосвязи, взаимозависимости и силы воздействия на экономику в целом и ее отдельные процессы.
Процесс воздействия на хозяйственно-финансовую деятельность носит многоцелевой характер и предусматривает управление имуществом, активами, качеством продукции, по целям, расходам, риска, рыночным отношениям [4].
Все аспекты устойчивого развития охватываются в исторических документах конференции ООН по окружающей среде и развитию Рио-92 и встречи по проблемам планеты Земля в июне 1992 года. Заслуживает серьезного учета авторитетное мнение генерального секретаря конференции М.Стронга, который отметил неустойчивость процессов экономического роста в равной степени для богатых и бедных стран. Поэтому получила признание концеп-ция устойчивого развития, суть которой составляют постулаты:
- развитие экономики не может и не должно сопровождаться опасным загрязнением и разрушением природной среды;
- единство и многообразие вариантов социально-экономического и экологического развития различных стран;
- свобода и гуманизм должны составлять основу социально-экономического развития;
- приоритет гармонии между обществом и природой.
Здесь идет речь о переходе современного индустриально-потребительского общества к ноосферной цивилизации. В целом устойчивое развитие означает развитие (коэволюцию) общества с его природной средой (биосферой). ООН не только всячески содействует утверждению стратегии устойчивого развития на современном этапе, но и подготовила условия для ее зарождения в недалеком прошлом. Можно отметить принятие специальной резолюции «Экономическое развитие и охрана природы» (1962 г.), Всемирная партия природы (1982 г.), научная работа «Наше общее будущее» (1987 г.), документ «Всемирная стратегия охрана природы» (1997 г.) [5].
Раскрывая сложное понятие устойчивого долговременного развития, можно выделить ряд его определяющих аспектов. Выделенные основные аспекты долговременного устойчивого развития сельского хозяйства служат базой для разработки адекватных механизмов обеспечения устойчивого эффективного конкурентоспособного развития сельскохозяйственных предприятий. Научная теория биосферы должна стать теоретическим фундаментом концепции устойчивого развития, поскольку дальнейшая жизнь человечества видится в соблюдении законов сохранения биосферы в рамках единой социоприродной системы. Организующим фактором этой системы станет общество, основными каналами связи послужат природные круговороты веществ и энергии. В структуру этих кругооборотов будут органически включены компоненты человеческой деятельности, прежде всего, в сфере сельскохозяйственного производства [6].
Литература
- Наше общее будущее. /Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. - М., 1987. - 50 с.
- Brown L.R. Building a Sustainable Society. - New York: London, - 68p.
- Фатхутдинов Ф.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: ИКЦМаркетинг, 2002. - 136 с.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия. -М.: Дашков и К, 2002. - 207 с.
- Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. -Женева (Швейцария), 1993. - 70 с.
- Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане // серия публикаций ПРООН Казахстан. - Алматы, 2004. - с. 22-93.