Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Тоталитаризм: в теории и практике лидеров большевиков (1917-1937 гг.)

Пожалуй, с давних пор самой сокровенной мечтой человека было о построение справедливого общест­ва, в котором были бы экономическое процветание и богатство, уничтожены эксплуатация и рабство, утвердились Свобода, Равенство и Братство и, конечно же, царили всеобщие гармония и счастье, семей­ное благополучие, росли здоровые дети, у которых было бы безоблачное будущее. Самые смелые и свет­лые умы человечества искали и предлагали пути достижения такого общества. Без всякого преувеличения это была общечеловеческая мечта.

В свое время было предложено немало вариантов построения такого общества, не один десяток идей отбросила суровая практика, сама жизнь. Наконец, в середине XIX века усилиями двух немецких титанов мысли - К.Марксом и Ф.Энгельсом была разработана теория преобразования мира, получившая позже название - марксизм. Вскоре она получила самое широкое распространение среди интеллектуалов, в особенности среди молодежи. "Капитал" К.Маркса был едва-ли не самым читаемым и обсуждаемым на нелегальных собраниях произведением. Новое учение не только объясняло устройство мира, но и предла­гало реальные пути его переустройства.

Бурные события первой четверти ХХ в. выдвинули теоретические положения К.Маркса и Ф.Энгельса в плоскость их практической реализации. Сложные внутренние и международные проблемы, чрезвычай­но обостренные I Мировой войной, сконцентрировали весь спектр противоречий в России, где поочеред­но произошли Февральская и Октябрьская революции. К власти пришли большевики. Еще до революции В.Ленин смело и решительно пересматривал незыблемые, казалось бы, теоретические каноны марксизма, если они в конкретных обстоятельствах обеспечивали успех в борьбе за власть, или соответствовали личным амбициям вождя. Оказавшись на вершине власти, он присвоил только себе право по-новому трактовать теорию марксизма. Позже эти новации были названы "ленинизм", о некоторых из них подробно говорилось в соответствующих главах книги. С теми, кто не разделял его новации в теорию, В.Ленин прерывал решительно не только политические, но и личные взаимоотношения. Таким тяжелым характером его наградил всевышний, позже эта черта не могла не оставить свой отпечаток на складываю­щийся в стране политический режим. Еще совсем недавно считалось даже в среде специалистов, что первые два десятилетия Советской власти (1917-1937 гг.) изучены досконально. Не счесть публикаций, посвященных Октябрьской революции, Гражданской войне, НЭПу, индустриализации и коллективиза­ции, построению социализма в стране, а также в национальных республиках Союза. Если к этому переч­ню добавить художественные и документальные кинофильмы, различные хроники, мемуары и воспоми­нания участников, художественную литературу, публицистку и т.д. - можно смело утверждать, что это двадцатилетие никак нельзя было отнести к числу т.н. "белых пятен" в нашей истории.

В общественном сознании, особенно старших поколений этот период имеет устоявшиеся ассоциации и штампы: Ленин в Октябре, Конармия - Буденый, Ворошилов, Чапаев, Турксиб и Магнитка, ГАЗ и ЗИС, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Караганда и Балхаш, ДнепроГЭС и Московские метро - этот перечень можно продолжать бесконечно. Все 20-летие страна пребывала в "буднях великих строек", под руководством партии народ строил светлое будущее, несмотря на происки многочисленных врагов. Но все они были разоблачены и получили по заслугам. За этой скупой фразой была скрыта поис­тине всенародная трагедия, детали которой в лучшем случае замалчивались.

Первое двадцатилетие со всей очевидностью свидетельствует, что каждый его период, или этап: Октябрь и Гражданская война, военный коммунизм и НЭП, индустриализация и коллективизация харак­теризуются одной общей особенностью: все они завершались дальнейшим укреплением и упрочением тоталитаризма, усилением режима личной ничем не ограниченной власти. Каждый этап сопровождался тотальным террором против собственного народа, обычным явлением стали насилие и произвол, соз­даются концлагеря, семьи берутся в заложники, огромные полномочия получают внесудебные тройки, широко применяются ссылки, конфискации имущества, массовые расстрелы, физически унижаются целые социальные слои и сословия, развернулась беспрецедентная борьба с религией. Большевики были решительно настроены повести в светлое будущее народы отсталой и забитой страны, если они добро­вольно согласятся следовать за ними, в противном случае - их поведут к всеобщему благоденствию насильственными путем.

Верх взяли силовые, репрессивные методы потому, что большевики иных приемов не знали, а проще говоря, иначе управлять не умели, полагали, что только такой путь единственный и наиболее приемле­мый. Они были убеждены, что только опираясь на господство рабочего класса (диктатура пролетариата) можно достичь цели. Учение о диктатуре пролетариата составляет сердцевину теории ленинизма. Термин диктатура пролетариата впервые использовал К.Маркс в 1850г. в работе "Классовая борьба во Франции с 1948 по 1850 гг.": "Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще" [1]. Идея же, без использования "собственно термина диктатура пролетариата" была высказана Марксом и Энгельсом в 1847 г. в "Манифесте Коммунистической партии": "Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс В письме Д.Вейдемейеру в 1852 г. К.Маркс писал, что доказал, ". классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата" и что " эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и обществу без классов" [2].

Положение о диктатуре, ее места в историческом процессе изложено в работах Ф.Энгельса "Анти Дюринг" (1876-1878гг.), в работе К. Маркса "Критика Готской программы" (1875 г.), в которой отмечено, что в переходный от капитализма к социализму период государство "не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата". В огромном теоретическом наследии Маркса и Энгельса (50 томов в 54 книгах и порядка 45.000 страниц) термин диктатура пролетариата был употреблен всего 7 раз: у Маркса 4 и 3 раза у Энгельса. В сочинениях же В.Ленина о диктатуре пролетариата говорится 3000 раз" [3]. Это как раз говорит о том, что в ленинской концепции революции этой проблеме уделено значи­тельное внимание. Здесь нет нужды детально рассматривать эволюцию взглядов, его уточнения и допол­нения проблемы. Это слишком большая тема, требующая отдельного разговора. Нас же интересует лишь одно узкое направление - как диктатура пролетариата (т.е. целого т.н. передового класса общества) привела к тоталитаризму и режиму единовластия.

В.Ленину принадлежит емкая формула: марксистом можно считать только того, кто признает законо­мерным классовую борьбу и доводит ее до понимания неизбежности установления диктатуры пролета­риата. Особенно много внимания этой проблеме В.Ленин стал уделять в послеоктябрьский период, что вполне объяснимо. Нужно было любой ценой удержать власть в своих руках. Всевозможных уточнений, разъяснений, дополнений на этот счет у него много. Приведем из них всего - лишь два, на наш взгляд, наиболее броские и емкие. В "Заметках публициста" в феврале - марте 1920г. пишет: "Диктатура слово большое, жесткое, кровавое, слово, выражающее беспощадную борьбу не на жизнь, а на смерть двух классов двух миров, двух всемирно - исторических эпох" [4]. И Ленин готов пойти на жестокость, кровь и беспощадную борьбу на смерть, ибо "этаких слов на ветер не бросают" [5]. Наиболее полно сущность диктатуры пролетариата В.Ленин дает в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме": "Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйст­венная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества" [6]. Он не скры­вал, что это особая форма государственной власти, опирающейся не на закон, не на выборы, а непосред­ственно на вооруженную силу, на насилие.

Пожалуй, самым уязвимым местом в учении о диктатуре пролетариата был вопрос: возможно ли, чтобы целый класс, миллионы людей могли совместно осуществлять власть? Причем пролетарские массы в своем подавляющем большинстве неграмотные и политически необразованные. Сам термин до революции особенно широко не дискутировался, т.к. выглядел далекой и не скорой перспективой. Во всяком случае такие мысли прозвучали в выступлении В.Ленина на II съезде РСДРП в 1903 г. По мере приближения революции теоретические прогнозы приобретают более четкие контуры. В 1917 г. В.Ленин в "Письмах из далека" отождествляет диктатуру пролетариата с "поголовным вооруженным" народом. Позже в работе "Государство и революция" он уделил этой проблеме много внимания, но вновь сводит ее к "организации вооруженных масс". Но нет главных ответов: кому диктатура пролетариата подконтроль­на, кто конкретно осуществляет эту власть, в какие организационные формы она должно вылиться. Еще больше путаницы внесли попытки уравнять такие понятия, как Советская власть, диктатура пролетариата и пролетарская демократия. Диктатура должна была осуществиться в форме Советов, как это будет выглядеть на деле, особенно на селе, где пролетариата нет, было - не до конца понятно. Диктатура проле­тариата содержит столь грозное понятие, за которым стоят безбрежное насилие, террор и массовые репрессии. Кто, кого и как уполномачивал на столь жесткие меры?

Вскоре проблема из теоретической вылилась в плоскость практической деятельности. Осмысление закономерностей перехода к диктатуре пролетариата, применительно к сложившейся политической прак­тике, приводит к выводу, который ранее в теоретических воззрениях В.Ленина не встречался. Он пишет: ". Было бы маниловщиной и "хвостизмом думать, что когда - либо почти весь класс или весь класс в состоянии при капитализме, подняться до сознательности и активности своего передового отряда, своей социал-демократической партии" [7]. При этом В.Ленин исходит из того, что руководить на самом деле миллионами будет "узкая группа лиц": "Две-три сотни" подпольщиков выражают интересы масс, говоря им правду, раскрывая им глаза на необходимость революционной борьбы, давая им правильные лозунги [8]. Нет ответа на вопрос: а кто уполномочил эти самые "две-три сотни" подпольщиков? Далее следует признание: "Массы не могут действовать непосредственно, массы нуждаются в помощи со стороны маленьких групп." [9].

Теперь, оказывается, диктатура пролетариата осуществляется сознательным меньшинством, а не "поголовно вооруженным народом", как утверждалось прежде. Конкретизируя понятия "маленькие группы", "узкая группа лиц", В.Ленин доводит свои рассуждения до того, что в истории были случаи, когда диктатура осуществлялась отдельным лицом - выразителем и проводником интересов революцион­ных классов. И делает вывод, что в действительности господство целого класса может быть сконцентри­ровано в руках одного человека - диктатора, который стоит выше всех, видит дальше всех, думает и решает за всех. Он говорит об этом достаточно откровенно: "Воля сотен и десятков тысяч может выра­зиться в одном лице. Эта сложная воля - вырабатывается Советским путем" [10], ". волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим" [11].

В такой кардинальной перемене политических воззрений нет ничего неожиданного. Все так и должно было произойти, т. к. было изначально известно, что власть невозможно осуществлять целым много­миллионном классом. В самом содержании термина "диктатура пролетариата" был уже заложен едино­личный диктатор, опирающийся на своих преданных единомышлинников. В стране установилась баналь­ная диктаторская власть, опирающаяся на насилие, кровавый террор, бесконечные репрессии против врагов действительных и воображаемых. Как раз таким биктатором и стал В.Ленин, которого не только его политические противники, но нередко и ближайшие саратники неоднократно упрекали в жестокости, нетерпимости и безапелляционности. Он и сам не скрывал этих черт своего характера и приверженности к якобинскому террору. Свое обещание "расправиться с царизмом по-плебейски " он выполнил сполна. По якобински жестоко расправился со всеми своими противниками, а так же с тем, кто не принял созданный им тоталитарный режим. Страна утонула в насилии, причем насилия по отношению к абсо­лютному большинству населения. Под политический произвол режима попало не только многомиллион­ное крестьянство страны, но и сам "гегемон" - носитель той самой диктатуры пролетариата.

Есть еще одна сторона проблемы - диктатура пролетариата невозможна без руководящей роли большевистской партии. Без всякого преувеличения можно утверждать, что это положение является сердцевиной теории ленинизма. Исходя именно из этого положения и была принята в свое время статья 6 Конституции СССР, согласно которой КПСС являлось ядром Советской политической системы. Партия большевиков с момента своего зарождения в 1903 г. отличалась от других течений как российской, так и мировой социал-демократии, прежде всего, своей воинственной стратегией свержения самодержавия, своей концепцией организации партии - жестко структурированной, с железной дисциплиной, идейно сплоченной, глубоко законспирированной. Эта политическая организация - антипод расплывчатым массовым партиям, открытым для всех сочувствующих со свободой мнений и дискуссий, что было харак­терно для всех социал-демократических партий Европы. Партия большевиков - это закрытая боевая организация, нацеленная на вооруженную борьбу. Она состояла из т.н. профессиональных революцио­неров - интеллигентов, призванных не только организовать пролетариат, но главным образом внести марксистскую идеологию "из-вне рабочего движения". В этом сложном построении очевидно, что пролетарии в силу ряда причин сами свою идеологию выработать не могут. Ее вносят и распространяют интеллектуалы. Именно для этого нужно партия марксистского типа. На первых порах она сплошь будет состоять из интеллигентов, которые будут бороться не за свои, а исключительно только за интересы пролетариата. Таким образом, напрочь отсутствует человеческий фактор, т.н. личный интерес. Осмелим­ ся не поверить в такой посыл. Все классы и социальные слои имели свои, порой корыстные интересы в борьбе за власть. Иначе быть не может.

Партия организационно строилась на принципах демократического централизма. Идея такого органи­зационного построения была выдвинута еще К.Марксом и Ф.Энгельсом. Она получила свое дальнейшее развитие в работах В. Ленина, решениях партийных съездов. В общем виде требования демократического централизма выглядят: членство в партии на основе признания ее программы и обязательного вхождения в одну из парторганизаций, железная дисциплина для всех, строжайшее выполнение партийных решений, подчинение меньшинства большинству, низших организаций высшим, выборность и отчетность партий­ных органов и др. Наиболее развернутое определение демократическому централизму дал Устав, приня­тый XVII съездом партии в 1934 г. В нем окончательно закрепили подчинение меньшинства большин­ству, нижестоящих организаций вышестоящим, железную партийную дисциплину. Теперь было обеспе­чено верховенство партийного аппарата над выборными органами, т.е. и здесь горстка вождей, или едино­личный партийный лидер - Генеральный секретарь определял все. Самую негативную роль в свертыва­нии внутрипартийной демократии, свободного выражения мнений и политических платформ сыграла резолюция Х съезда РКП (б) (март 1921 г.) "О единстве партии". Все фракции, платформы и группы, образованные в ходе дискуссии о профсоюзах, были распущены. Категорически запрещались все фрак­ционные выступления, нарушение этого требования вело к немедленному исключению из партии, причем эти драконовские меры были распространены даже на членов ЦК. В.Ленин признавал недопустимость таких недемократических, чрезвычайных мер, считал их временными [12]. И, тем не менее, резолюция была принята и действовала более 70 лет до самороспуска КПСС. Ее как дубинку применяли для многих, кто шел против т.н. генеральной линии КПСС. Восторжествовал принцип: "Не сметь свое мнение иметь!". Единственно правильным был только курс, провозглашенный вождем, молчаливо одобряемый послушным большинством. Принцип "Меньшинство подчиняется большинству" - сыграло свою траги­ческую и роковую роль для последних, ибо не всегда большинство бывает правым, но для установления режима единовластия все средства хороши.

В.Ленин никогда не скрывал своей приверженности к личной диктатуре. Ни он сам, ни его ближний круг демократическими взглядами не отличались. Поэтому сам демократический дух был чужд диктатор­ской партии большевиков. После октября 1917 г. В.Ленин сосредоточил в своих руках абсолютную государственную и партийную власть, власть Советскую и духовную. Именно он в своих статьях, высту­плениях на съездах и различных собраниях общественности, циркулярах, инструкциях и письмах дикто­вал, что и как обязаны думать его подданные, во что должны верить, против чего должны бороться, за что должны идти на смерть и т. д. Фактически в стране была установлена новая самодержавная власть, с такими полномочиями, которые царю даже не снились. Все сферы жизни общества пронизаны идеоло­гией марксизма - ленинизма, своеобразной новой религии большевизма. Теперь это государственное мировоззрение в стране и любое отклонение от него жестоко карается, как самое страшное преступление. В.Ленин становится верховным главой и единственным толкователем новой религии. Его ближний круг сделал все, чтобы обоготворить его работы, объявив их великими трудами, обогащающими и дополняю­щими учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Рождается емкая формула: ленинизма - это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций.

В течение многих лет В.Ленин выпестовал и окружил себя соратниками, которые были не только преданы ему лично, но и в подавляющем большинстве безраздельно разделяли его взгляды. Этот ближний круг готов был пойти на все ради большевистской партии. Благодаря этой кагорте ленинцев формируется своеобразное трепетное отношение к партии. Это нечто самое возвышенное, почти святое, потерять доверие партии - смерти подобно. Выше этого символа только В.Ленин, они по В.Маяковскому "близнецы - братья!". Предать партию смерти подобно, ее задание священно. Я все исполню - ты только прикажи! И эти святые чувства простого человека использовались сполна.

Ленинское окружение, придя к власти, всеми силами стремилось удержаться "наверху", особенно не разбираясь в мотивах и средствах. Практически все после революции получили огромные привилегии в виде роскошных загородных домов, автомобилей, личных врачей, особого питания, многочисленной обслуги и т. д. Вскоре все они превратились в сановников и бонз, составлявших новый огромный аппарат партийной, советской и хозяйственной номенклатуры, озабоченной личными интересами и целями. Сохранить достигнутое благополучие можно было, лишь восхваляя вождя. И это работало на укрепление режима личной тоталитарной власти.

Одним из главных направлений партийной пропаганды практически сразу же после победы Октября стало создание прекраснодушных легенд о вождях большевизма. В сознание людей настойчиво внедряет­ ся образ "доброго дедушки Ленина в окружении детей", он же "вождь мирового пролетариата". В этом ряду не составляли исключения и другие вожди, чья реальная жизнь оставалась для народа закрытой. Старательно создавался образ вождя - этакого примерного семьянина, озабоченного только борьбой за светлое будущее человечества, для которого "выше счастья Родины нет в мире ничего". А это были в массе своей простые, нередко полуграмотные люди, со своими слабостями и страстями, для исполнения которых теперь открылись неограниченные возможности. Даже сам обожествляемый партийной пропа­гандой В.Ленин часто, крепко выпив пива или вина, был не против заняться любовными утехами на стороне.

Правящая большевистская верхушка возомнила себя новым "коммунистическим высшим обществом" и стала активно перенимать правила и манеры старой царской элиты. Первым шагом стало переселение в загородные особняки богачей, на предприятиях которых когда-то работали будущие народные комиссары. Тогда эти особняки для них были образцом невиданной роскоши. До революции представи­тели высшего общества считали признаком хорошего тона заводить себе любовниц в среде балерин и актрис. Новая партийная элита старательно переняла и эту традицию. И.Сталин, С.Киров, А.Енукидзе, М.Калинин, Г.Ягода, С.Буденый и др. герои гражданской войны и полководцы высматривали себе объекты обожаний на оперных и балетных спектаклях. Не трудно представить, какая участь ждала тех, кто посмел отвергнуть любовные домогательства вождей и полководцев.

Особенно любвеобильным был С.Киров - руководитель ленинградской парторганизации, член Полит­бюро, секретарь ЦК ВКП (б). Он менял любовниц одну за другой, выбирая их среди технических работ­ниц партийных органов, либо в балетной труппе бывшей "Мариинки". Позже, после трагедии, ленинград­цы шутили, что их театр оперы и балета не зря получил имя Кирова - там был его гарем. Как известно, трагедия произошла 1.12.1934 г. Л.Николаев в коридоре Смольного выстрелом в затылок убил С.Кирова. Это был акт не политического террора, а простая, банальная месть ревнивого и обманутого мужа, жена которого стала очередной любовницей партийного функционера.

В 60ые годы ХХ в. Н.Хрущев прилагал огромные усилия к тому, чтобы обвинить И.Сталина в органи­зации политического убийства своего конкурента - "любимца партии", "второго человека в партии" -С.Кирова. Следует подчеркнуть наличие фальши в самом посыле Н.Хрущева. В 30ые годы "любимцами партии" обычно называли двоих - Пяткова и Бухарина, но не Кирова. Место каждого в партийной иерар­хии тех лет можно без труда определить по тому, в каком порядке перечислялись имена высших руково­дителей страны и развешивались их портреты во время официальных церемоний. В 1934 г. порядок перечисления членов Политбюро был следующим: Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, Калинин, Орджоникидзе, Куйбышев, Киров, Андреев, Косиор. При всей важности Ленинграда и его партийной организации ее руководитель занимал всего - лишь 8 место.

С.М. Киров не был ни конкурентом, ни тем более врагом И.Сталина. На самом деле он самый близкий друг и очень надежный помощник Сталина. Он был большим сталинистом, нежели сам диктатор. Именно С.Кирова "вождь всех народов" направил в Ленинград вместо смещенного Г.Зиновьева. С.Киров блестя­ще проводил жесткий сталинский курс в одной из крупных партийных организаций страны. Его гибель на бытовой почве стала неожиданной и страшной утратой для Сталина.

Но даже из этой человеческой трагедии прагматичный диктатор сумел извлечь для себя максимальные политические выгоды. Во главе весьма представительной делегации немедленно выехал в Ленинград и на первых порах лично возглавил следствие. Начались жестокие расправы над политическими противни­ками, многие из которых уже отбывали уголовные наказания, а так же над теми "соратниками", которых зачислили в число неблагонадежных. Можно сказать, что начало массовому террору было положено 1.12.1934 г. Под него подвели соответствующие законы, а точнее беззаконие. Драконовский закон от 1.12.1934 г., сформулированный Сталиным от имени Политбюро, установил: сроки следствия сократи­лись до 10 дней, участие сторон - обвинение, защита - исключалось, приговоры не подлежали обжалова­нию, смертные приговоры приводились в исполнение немедленно. Драконовские меры были распростра­нены на дела о вредительстве и диверсиях, что давало возможность применять их в отношении любого человека. В 1937 г. Сталин дал органам НКВД указание применять к арестованным "физические меры воздействия", т.е. разрешили пытать и издеваться. Была официально установлена уголовная ответствен­ность (вплоть до смертной казни) в отношении детей, начиная с 12 лет.

Размах репрессий принял такой массовый характер, что даже самые скоропалительные темпы судеб­ного фарса стали замедлять террор. Тогда по предложению Л.Кагановича были введены внесудебные органы репрессии (особые совещания, тройки, двойки), которым предоставлялось право применения смертной казни. В.Молотов "усовершенствовал" эту процедуру, введя практику осуждения списком.

Страшно представить, но все эти новации направлены на ускорение работы конвейера уничтожения собственного народа. Нередко "тройки" за 2 часа рассматривали до 800 и более дел. Прокуроры жалова­лись, что не успевают разобрать фамилии приговоренных к смерти.

Укрепление тоталитаризма в стране тесно связано с деятельностью партии большевиков. Она стала не только правящей, но и преобразовалась в государственную партию. Этот процесс начался в годы Гражданской войны, когда в чрезвычайной обстановке партийные комитеты стали активно вмешиваться в административные, хозяйственные и военные дела, потеснив Советы. Позже, в середине 30х годов процесс превращения партии большевиков в государственную завершился, что было закреплено в реше­ниях XVII съезда в 1934г. Теперь было официально закреплено, что партия непосредственно занимается государственным и хозяйственным управлением. В ЦК ВКП (б) и партийных комитетах на местах соз­даются отраслевые отделы (промышленный, сельского хозяйства, оборонной, химической промышлен­ности и др.), которые не только курировали, но и дублировали отраслевые министерства. Партия стала мощной военно-политической организацией, взявшей на себя всю полноту государственного управления, вытеснив Советы на вторые роли. Высшее партийное руководство, получило неограниченную власть. Народная власть превратилась в фикцию, а провозглашенная диктатура пролетариата на самом деле стала диктатурой партии, а та диктатурой вождя. При этом рядовые члены партии ничего не решали, беспре­кословно выполняя решения партийного начальства.

Такую жесткую конструкцию единоличной и безраздельной власти создал и запустил В.Ленин, ее принял и одобрил его ближний круг. Достойное место среди соратников Ленина по-правду занимал И. Сталин. Во многих публикациях, особенно периода борьбы с культом личности, было уделено чрезмер­ное внимание их расхождениям и разногласиям в период болезни Ленина. Это была явная попытка доказать антиленинские позиции И.Сталина, которые якобы и привели к последующим нарушениям норм партийной жизни. В этой связи закономерен вопрос: как Ленин относился к Сталину до и во время революции, в годы гражданской войны? Можно с полным основанием ответить: В. Ленин очень высоко ценил И.Сталина. Именно по его настоянию в 1912 г. Сталин был кооперирован в ЦК РСДРП, поощрял за твердость, решительность и беспощадность. В.Ленин дал высокую оценку действиям Сталина в Цари­цыне, во время обороны Петрограда, где будущий генсек продемонстрировал "железную руку". В свое время В.Ленин с душевной симпатией писал: "у нас есть замечательный грузин".

Приведем всего - лишь два высказывания этого замечательного грузина: "В составе нашей партии, если иметь в виду ее руководящие слои, имеется около 3-4 тыс. высших руководителей. Это я бы сказал, -генералитет нашей партии; Далее идут 30-40 тыс. средних руководителей. Это наше партийное офицер­ство. Далее идут около 100-150 тыс. низшего партийного командного состава, это так сказать наше партийное унтер-офицерство". Вот так - не авангард пролетариата, а просто: генералитет - офицеры -унтер - офицеры. Еще более откровенно он рассуждает: "Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность.

Значение старой гвардии внутри этого могучего ордена. Пополнение старой гвардии новыми закалив­шимися...работниками" [13].

Новых закалившихся работников воспитывали крайне жестоко, безжалостно карая за малейшую " ересь", колебания в претворении генеральной линии. Внутрипартийная дисциплина держалась на живот­ном страхе и непоколебимой верности. В резолюции ХП съезда находим: "необходимо поставить работ­ников так, чтобы на постах стояли люди, умеющие осуществлять директивы, как свои родные и умеющие проводить их в жизнь". В противном случае физическая расправа последует незамедлительно. Так, из 1966 делегатов ХVII съезда было арестовано 1.108, из 138 членов и кандидатов в члены ЦК репресси­ровано 98. Из 32 членов Политбюро (1917-1934гг.) 75% были репрессированы.

Одна партия, одна идеология, псевдодемократия - все эти признаки прямой дороги к тоталитаризму. Прав был Г. В. Плеханов в своем утверждении: ". диктатура одной партии, в конечном счете, неизбежно приведет к диктатуре одного человека". Так на самом деле и произошло. Многие исследователи тоталитаризма его истоки ищут в субъективных факторах, чаще всего сводят их к негативным свойствам характера И. Сталина. Но нельзя забывать, что культ вождя вырастал и опирался на культы его окруже­ния, а те в свою очередь на мелкие культики местных руководителей. Сколько бы ни твердили, что культ личности враждебен и чужд марксизму, сегодня вынуждены признать, что он имел место в Китае и Северной Корее, в Румынии и Венгрии, в Югославии и на Кубе - в прочем везде, где строили социализм.

Не до конца исчерпала себя мысль о том, что всем нам не повезло в том смысле, что прямым преемником В.Ленина стал И.Сталин, а не кто-то другой: Киров, Орджоникидзе, Рудзутак и т.д. Список этот можно продолжать, исходя из личных симпатий и предпочтений. Прежде всего, следует сделать важную оговорку. Механизм тоталитаризма запустил В.Ленин, а И.Сталин им воспользовался и усовер­шенствовал. В годы горбачевской перестройки особенно популярной была личность ленинского талант­ливого ученика Н. Бухарина. Многие утверждали, что если бы этот "молодой теоретик" и "любимец партии" унаследовал власть, страна пошла бы по иному пути развития. Сегодня сложно с достаточной определенностью смело утверждать "за", или "против" такого предположения. Возможно, были бы иные формы и направления экономического развития, а политический режим вряд - ли бы претерпел серьезные изменения. Н.Бухарин, как теоретик, стоял на тех же ленинских позициях в главном - теории классовой борьбы, диктатуре пролетариата и руководящей роли большевистской партии. Были у него и расхожде­ния с В. Лениным, но они не носили столь принципиальный характер и не могли привести к серьезным деформациям взглядов вождя на пролетарское государство. Для иллюстрации приведем несколько выска­зываний Н. Бухарина: ". принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повин­ностью... является методом выработки коммунистического человечества..."; "Ребенок принадлежит обществу, в котором он родился, а не своим родителям"; "У нас могут быть две партии - одна у власти, другая - в тюрьме". Анализируя перспективы мировой революции, Н.Бухарин отбрасывал как ненужные, по его мнению, устаревшие буржуазные такие понятия, как суверенитет, границы, самоопределение наций.

Готовность к насилию как крайней форме революционного радикализма стала общей чертой мировоз­зрения большевистской верхушки, стало основной новой политической культуры. В этой связи позволим высказать крамолу: Сталинский тезис о возрастании классовой борьбы по мере строительства социализма разделяло подавляющее большинство тогдашней партийной верхушки. Отсюда такие популярные и расхожие в их среде выражения, как "революцию в белых перчатках не делают", "кто не с нами - тот против нас", "кто не сдается - того уничтожаем" и др. Обещания В.Ленина и большевиков, что система диктатуры пролетариата принесет трудящимся Свободу, Равенство и Братство на деле вылилось в массовую трагедию. В послеоктябрьский период Свобода обернулась тиранией и тоталитаризмом, Братство - гражданской войной и ужасами ГУЛАГа, а Равенство - привело к унижению всякого, кто попытался встать во весь рост. Большевики не только посеяли в массах страх, но и держались у власти только благодаря ему.

Главным орудием диктатуры стала целиком заточенная на репрессии политическая полиция - ВЧК. Сразу же после своего создания в декабре 1917 г. она превратилась в "карающий меч революции ", кото­рый по определению В.Ленина мог бы "репрессией беспощадной, быстрой, немедленной" навести в стра­не порядок. Органы ВЧК не имели никаких правовых ограничений, они сами арестовывали, вели следст­вие, выносили приговоры и сами же приводили их в исполнение. Репрессиям подвергали не только бывших буржуев, торговцев, чиновников и офицеров, но также и "несознательных крестьян и пролета­риев ". Большие надежды на органы ВЧК возлагал В.Ленин, он даже готов был придать несвойственные им функции: " ЧК осуществляет непосредственную диктатуру пролетариата, и в этом отношении их роль неоценима (выделено нами - Н.Д.)" [14]. На самом деле чрезвычайки были органом не государства, не просто политической полицией, а орудием большевистской партии, точнее ее Генерального Секретаря. Именно они беспрекословно и точно осуществили массовые репрессии в стране, служа верой и правдой политическому режиму.

Другой мощной опорой Советского государства в борьбе с ее врагами была Красная армия. Она "с самого начала создавалась не только для решения военных, но и внутриполитических задач. Силами армии. подавлялись крестьянские восстания, антиправительственные выступления, совершались другие карательные акции" [15].

Все правонарушения и преступления царского самодержавия и буржуазии, которые они совершили против народа - убийство и казни, незаконные аресты, тюрьмы, лагеря, этапы, ссылки и каторги, захват и расстрел заложников, попрание элементарных гражданских прав и свобод - все это широко практикова­лось пролетарской диктатурой в несравнимо больших масштабах. Новая пролетарская власть на деле оказалось диктатурой обыкновенных небольших закрытых и узких групп людей, которые очень скоро показали свой беспощадный и циничный характер. Большевики создали многомиллионный репрессив­ный аппарат, столь необходимый для подавления собственного народа, установили полный контроль над всеми сферами жизни общества, ликвидировали конституционные права и свободы, развернули жесткое подавление инакомыслия. Такой тип государства и называется тоталитарным.

Совершенно очевидно, что тоталитарные режимы не могут существовать сколько-нибудь продолжи­тельно без серьезной поддержки масс. Современная историография Советского тоталитаризма насыщена исследованиями, в которых общество разделено на две части:

1. Сталин и его окружение, командно­ административный аппарат;

2. Многострадальный народ.

Первой части присущи все жуткие преступле­ния тоталитаризма, вторая часть - это его безвинные жертвы, некие непротивленцы, несчастные, которые следует лишь оплакивать. Подобные подходы вряд ли способны выдержать серьезную научную критику. Известно меткое выражение: "Народ заслуживает то правительство, которое имеет".

Тоталитаризм всегда и везде имел свою надежную социальную опору. Так было в Италии и Германии, где фашизм совершенно добровольно поддержали массовые движения трудящихся. Точно так же Сталин­ские репрессии 30х годов поддерживали под возгласы: "так им и надо!" значительная часть населения страны. В 20-30ые годы рабочий класс СССР был изрядно заражен идеями революционного тоталитариз­ма, социального реванша и экстремизма. Пользуясь своим привилегированным социальным положением,

  • " рабочий" , многие вступили в партию, заняли должности в Советах, различных комитетах, в армии и ЧК, получили соответствующие материальные блага. Они переехали из бараков и подвалов в благо­устроенные дома и особняки, превращенные позже в коммуналки. Это переселение привело к серьезному улучшению жилищно-бытовых условий. Они почувствовали, что наступило время социального реванша
  • их время. Когда обездоленный и бесправный, бедный и неграмотный, он может встать не только вровень с богатым, имущим и образованным, но даже выше. Казалось бы, претворялись в жизнь строки партийного гимна: "Кто был ничем - тот станет всем". Формируется феномен своей социальной исключительности, т.н. пролетарское, бедняцкое происхождение давало гарантии продвижения "наверх", или какие-то общественные привилегии. Поскольку ты пролетарий, беден, неграмотен, безкультурен ты уже политическая элита страны.

Новая власть должна дать этой элите все, чего она не имела раньше. А достичь этого можно было только отняв все у буржуазии, капиталистов, кулака - мироеда. Реализация таких требований разжигала политические страсти, усиливало беззакония и террор в стране. Рабочие верили в свои исключительные возможности, называя себя гордо " первопроходцами". Официальная пропаганда приложила немало усилий, провозглашая рабочий класс "ведущей и руководящей силой общества". Политический режим заигрывал с рабочими, щедро осыпая почестями, званиями и наградами. Поэтому он не только поддержи­вал тоталитарный режим, но и оказывал на него серьезное давление, добиваясь его ужесточения. Нена­висть маленького, забитого и униженного человека к своему врагу - образованному, культурному и неза­висимому - вот тот фундамент, на котором базировалась тоталитарная система.

А что собой представлял рабочий класс страны Советов в 20-30-ые годы - политическая элита и веду­щая сила общества? Советская историография приписывала ему не свойственные ему черты и качества. Настойчиво искала в российском пролетариате черты, которые были свойственны рабочему классу Западной Европы. Там рабочий класс формировался в иной экономической, политической, социальной, культурной, этнической и даже географической среде. Об этих особенностях писали еще Г.Плеханов и Ю.Мартов, с горечью констатируя особый забитый облик российского пролетария, "на котором тяжкой гирей висела общая экономическая и культурная отсталость страны".

И без того незначительная численность рабочего класса страны в результате революций и войн сократилась в 1920 г. более, чем в 10 раз и составила всего 1,7 млн. человек, в т.ч. квалифицированных кадров было не более 40%, или 700 тыс. человек [16]. Как уже отличалось, В.Ленин с сожалением констатировал, что мы имеем дело с "плохо орабоченным крестьянином". И это положение продолжало усугубляться. В ходе индустриализации пополнение рядов рабочего класса шло за счет крестьянства, тогда 40-45% крестьян стали рабочими. А они в массе своей были элементарно неграмотными, не облада­ли профессиональными знаниями и навыками. Поэтому охотно поглощали официальную партийную пропаганду и искренне считали себя уже ведущей политической силой общества - "первопроходцами". Присутствовали и личные мотивы. К власти пришел рабочий человек из низов - неграмотный, еще недавно обездоленный, сирый и униженный. Это был социальный реванш низов, готовых отомстить за все обиды прошлого. И этот настрой был самой благодатной почвой диктаторского режима. Полити­ческая и социально-экономическая незрелость Советского рабочего класса 20-30х годов, его неприятие демократических принципов и неуемное желание непременно " стать всем" - стали важным фактором установления в стране тоталитарного режима. Его политической основой стала диктатура пролетариата, так яростно поддержанная рабочим классом страны. Экономической же основой явилось уничтожение частной собственности, ликвидация рыночных отношений и повсеместное утверждение государственной собственности, а так же плановых принципов ведения хозяйства.

Другим классам, кроме рабочего класса, колхозного крестьянства и т.н. народный интеллигенции, в обществе нет места. Этим объясняется репрессивная политика, направленная на физическое уничтожения целых классов и сословий, еще недавно занимавших элитарное место в обществе. Теперь они не только "социальные аутсайдеры", но и "чуждый пролетариату элемент". Даже для тех, кто выйдет чудом живым из политических катаклизмов, напрочь закрыта дорога к благополучию, карьерному, профессиональному росту, продвижению в науке и образовании, военном деле, органах государственного управления, не говоря уже о вступлении в комсомол или партию. Если только не изловчится и не скроет свое социальное происхождение (из буржуев, кулаков, священников, госчиновников и др.). Но за этим строго следила не только партия и спецорганы, но и "гегемон", и беднота, которые всякий раз во время доносили наверх, требуя от власти: "навести порядок железной пролетарской рукой!". Все это порождает самое негативное воздействие и подозрительность в обществе, насаждается всеобщий страх, т.н. "классовая бдительность" выливается в доносительство, наушничество и т. д. Беднота и пролетарии нередко требовали от режима суровой кары над "бывшими", стремясь избавиться от конкурентов своего возможного карьерного роста. Не без этого давления в практику входят суды над врагами и вредителями, которые пока сплошь состоят из "бывших". Политические процессы 20-30х годов были репетицией большого террора 1937/1938 гг. Крайней ступенью эволюции тоталитаризма стало установление в стране режима личной диктатуры. В атмосферу, казалось бы, мирного, созидательного труда вносились методы необъявленной гражданской войны с террором, арестами, расстрелами и массовым произволом. Возникла парадоксальная ситуация, когда практически любые политические решения верховной власти на деле приводили к огромным людским потерям. При этом и жертвы и палачи объективно способствовали только - лишь укреплению режима необъятной личной власти.

У тоталитарной системы есть и свои преимущества: дисциплина, оперативность, безоговорочная исполнительность. Но достижение этих качество приводит к утрате главного - человеческого достоин­ства. В тоталитарном обществе больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести. История 20-30х годов еще раз доказывает непреложную истину, что те, кто на словах хочет счастья для всех, социально опаснее тех, кто хочет счастья лишь для себя. Хотя в свете современных знаний о содеян­ном большевиками, трудно поверить в то, что они стремились на деле осчастливить народ. Скорее всего, они создали коммунистический рай для себя и своих близких. Но это уже разговор на другую тему.

 

Литература

  1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 91.
  2. Там же. Т. 28. С.427.
  3. См. подробнее: "Вопросы истории ". 2005. №°1. С. 41-50.
  4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.40. С. 132.
  5. Там же. Т. 38. С.350.
  6. Там же. Т. 41. С.27.
  7. Там же. Т. 8. С.245.
  8. Там же. Т. 23. С.304.
  9. Там же. Т. 27. С. 72.
  10. Там же. Т. 40. С.309.
  11. Там же. С.272.
  12. Там же. Т. 43. С.108.
  13. Сталин И. Соч. Т.5. С. 71-72.
  14. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 174.
  15. См. "Исторический архив. 1992, №°.1. С.220".
  16. Лацис О. Перелом. "Знамя ". 1988, №№6. С. 159.
  17. Народное хозяйство СССР за 60лет. Юбилейный статистический ежегодник. -М., 1977. - С. 465-466.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.