Преемственность идей искусства саков в символах независимого Казахстана

Государственные символы - есть неоспоримые свидетельства суверенитета и независимости Респуб­лики Казахстан, единства народа и власти.

Основа современных символов заимствована из глубины сакской культуры и выражает идеи преем­ственности: небесно-голубой флаг украшен полосой казахского орнамента и изображением степного орла; ведущими элементами национального герба стали крылатые кони из древних мифов и шанырак; гармония гимна - возвышенного обращения к седой древности.

Возникновение флага как государственного символа имеет давнюю историю. Первые рисунки людей с флагами встречаются на наскальных изображениях, обнаруженных на территории Казахстана, что свидетельствует о древних традициях использования символики в формировании свободолюбивого духа народа.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Существует понятие о национальном цвете и колорите. Это цвет, который наиболее близок душе, природе и миропониманию каждого народа, который имеет глубокие исторические корни и традиции. Национальный цвет во многом свиде­тельствует о природе, сущности, характере данного народа.

Цвет нашего флага - светло-голубой, воспринимается как единство земли и неба. Сочетание в государственном флаге голубого и золотого цветов символизирует небо и солнце, связь с древним казахским культом бога неба.

Солнце - источник жизни и энергии. По закону геральдики силуэт солнца является символом богат­ства. Поэтому при внимательном рассмотрении лучи солнца на нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

Не случаен и силуэт орла на флаге. Для казахов это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Изображения орла в искусстве древних саков встречаются чаще всего. При раскопках могильника Тасмола была найдена небольшая фигурная пряжка из маральего рога, напоминающая по очертаниям стилизованную голову фантастического орла. В сакской культуре степной орел зачастую выступал в образе тотемного предка того или иного рода или племени [1, С. 84-85].

Элементом, придающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «қошқар мүйіз - бараньи рога».

Это глубоко символично. Во-первых, если убрать национальный орнамент, остаются солнце и паря­щий орел. Поскольку они не имеют национального признака, то невозможно выделить флаг Казахстана среди других флагов. Во-вторых, орнамент является одним из крупных достижений прикладного искус­ства казахов. По мнению специалистов, в нем наиболее ярко проявляются эстетические каноны восприя­тия мира и красоты. Орнамент в нашем флаге придает ему национальный колорит. Элементы стилизован­ного орнамента, использованного во времена саков, запечатлены на древних памятниках и тамгах. Стили-зированный орнамент «мүйіз» со времен саков, не изменившись по сути, проник сквозь века от наших предков к нам. Более 200 видов орнамента донёс народ до сегодняшнего дня. Отсюда нетрудно увидеть премственность идей сакского искусства.

Г.Н. Потанин в начале XX в. писал: «Казахский орнамент проникает во все щели домашней обстанов­ки, в юрте ... нет ни одного клока войлока, ни одного кусочка кожи, ни одного верига деревянной поверх­ности без орнамента. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолю­бивой казашки превратил юрту в картинную галерею, точнее сказать, в выставку орнаментов» [2, С. 377].

В настоящее время необходимо научно пересмотреть простые знаковые образы и провести семантиче­ский анализ сакских таңба. Мотивы древних таңба (русск. - тамга, знак) присутствуют в современном гербе Казахстана. Впервые понятие «таңба» употреблялось в древнем Тюркском каганате (551-630 гг.). Махмуд Кашгарский отмечает, что «таңба» - это «особые знаки властителей страны». Отметим, что родовые знаки казахов были на протяжении всей истории, сохранились и дошли до наших дней.

В гербе должны находить отражение история, традиции, дух каждого народа, раскрываться его философское содержание. Геометрической формой герба является круг, который, как самый близкий совершенству шара элемент, особо ценился у древних кочевников.

Шанырак - основной элемент герба, символ семейного благополучия, мира, спокойствия. У казахов есть высказывание: «Шаңырағың биік, керегең кең, босаған берік болсын». Именно это мирное пожела­ние положено в основу нашего герба.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий содержательный смысл, и означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.

«Золотой человек», «Золотая диадема», найденные при археологических раскопках сакских курганов на территории Казахстана, приведшие к восторгу и удивлению ученых и специалистов, свидетельствуют о наличии высокой культуры саков. В них широко представлена тематика, изображение тулпаров. Прототипом тулпаров, изображенных на гербе, является пара золотых крылатых коней с рогами горно­го козла, украшавшая шапку золотого человека из иссыкского кургана. В развитии цивилизации кочевни­ков не последняя роль отводилась лошади. Лошадь играла важную роль в защите страны от иноземных захватчиков.

Мирный характер, выносливость, трудолюбие, преданность человеку говорили в пользу нахождения силуэта золотокрылого скакуна в гербе нашей страны. Мифопоэтическим сознанием выработана система бинарных противоположностей, отражающих полярные понятия и явления. Это выражено в построении центральной эмблемы: левый и правый кони, синкретические животные («коне-птице-козлы»); две пары «золотых стрел» и две пары «золотых крыльев». На круто изогнутой шее высоко поднята голова, перед­ние ноги подогнуты под туловище. Скупыми, но выразительными линями очерчен рот, ноздри, глаза и надбровные дуги, выпукло оконтурены скулы. Голову венчают большие козлиные рога с годовыми кольцами, а уши наклонены вперед. Кони крылатые, от лопаток отходят большие птичьи крылья. Острые концы крыльев загнуты, параллельными вдавленными линиями изображены мелкие перья, основы крыла и маховые перья. По всей поверхности нижней половины головного убора симметрично располагались зооморфные бляхи и фигурные пластины [3, С. 9-10].

Золотые крылья скакунов на гербе напоминают также снопы зерна, золотых колосьев - признак труда, изобилия, материального благополучия. Единство семи последовательно растущих вверх звеньев на рогах тулпаров символизирует тесную нерушимую связь с предками, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков - признак безродства. «Жеті атасын білмеген, жетімдіктің белгісі» - говорит казахская мудрость. Вместе с тем не исключаем и других интерпретаций значимого для казахов числа семь: олицетворения семи ярусов неба; возможно, единства семи источников энергии и другие.

Весьма важно отметить цветовую гамму герба. Золотистый цвет соответствует светлому, ясному будущему наших народов, и голубой - олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Преимущественно эти цвета древние сакские мастера использовали в своих изделиях.

Кроме вышеупомянутого образа мифического коня, в искусстве саков были весьма популярны изобра­жения барсов, в большинстве случаев крылатых.

Именно крылатый барс - творение древних сакских мастеров - стал символом Казахстана. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» выразил уверенность, что Казахстан станет Центральноазиатским Барсом, и будет служить примером для других развивающихся стран [4].

Образ «крылатого барса» один из ключевых в искусстве древних саков. В иссыкском кургане были найдены бляхи в виде барсов с зубчатыми пластинами, изображающими горы (две). Изображение снежного барса и схематизированный мотив горных вершин составляют в композиционном отношении единое целое. Поза говорит о состоянии ярости в момент, когда спокойно взбирающийся по склону барс был приведен внезапной и близкой опасностью в состояние мгновенной атаки - настолько быстрой, что он не успел еще повернуться всем телом, а развернул лишь для защиты и нападения передние лапы и голову. Барс стоит на одной задней лапе, туловище животного перекручено в средней части и поставлено вертикально, торс противоестественно вывернут назад и передние лапы угрожающе подняты вверх. Шея вытянута, пасть оскалена, нос сморщен; округлое ухо прижато, глаза и скулы обозначены выемом. Лопат­ка передней ноги подчеркнута выступом, на загривке клювовидный отросток имитирует крыло. На туловище показаны ребра, бедро задней ноги подчеркнуто двойной линией. Длинный опущенный вниз хвост хищника на конце загнут в кольцо.

Неслучайно наша страна ассоциируется с этим гордым и благородным животным. Глава государства в Стратегии "Казахстан-2030" представил будущий облик Казахстана в образе барса: «...его отличи­тельными чертами станут элитарность, независимость, ум, мужество, благородность и храбрость. В то же время казахстанский барс будет обладать западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, восточной мудростью и выносливостью» [4].

Преемственность идей от сакской культуры к современности воплощена в Монументе независимо­сти, установленном в центре Алматы. Центром композиции является вертикальная стела, высотой 28 метров, напоминающая мангышлакские кулпытасы. Она завершается скульптурой «Золотого человека» высотой 6 метров - правителя, который стоя управляет крылатым барсом и символизирует твёрдую государственную власть на земле казахов. Образ воссоздан на основе изучения археологических находок в кургане Иссык близ Алматы. Стиль одежды, золотые украшения на ней являются шедеврами мирового искусства.

Преемственность идеалов независимости воплощена в десяти рельефных скульптурных стенках: на первом изображена царица массагетских саков Томирис на колеснице в момент победы над войском Кира. Здесь использованы украшения, одеяния и другие атрибуты сакской культуры, дошедшие до нас по результатам археологических раскопок; на втором изображен ученый аль-Фараби, рядом с ним историк Мухамед-Хайдар Дулати. Ниже Коркыт-ата с кобызом, и отражена легенда о происхождении тюрских на­родов от небесного волка; третий посвящен образованию Казахского ханства в XV веке, и его основате­ли ханы: Аз-Жанибек и Керей; на четвертом отражен самый трагичный период в истории казахов - 1723 год - год «великого бедствия». Печальная песня «Елим-ай» о том времени поется и по сей день; на пятом изображен победный поединок молодого Абылай хана с калмыкским нойоном Шарышем, символизиру­ющий единение казахов на защиту отечества; шестой отражает взаимоотношения России и Казахстана, через дружбу великих людей - Ф.М. Достоевского, Ч.Ч. Валиханова, Т.Г. Шевченко. Также изображены Абай и Биржан; седьмой посвящен восстаниям против режима насилия и угнетения в Казахстане. Его символизирует отражение в рельефе Султана Садыка, сына Кенесары; на восьмом отражены репрессии, расстрелы и война 1941-1945 годов. Изображены фигуры Панфилова и Бауыржана Момышулы, Алии Молдагуловой. За решёткой цвет нации: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев; девятый - посвящен декабрьским событиям 1986 года, выступление молодежи с политическими и гражданскими требованиями; на десятом - изображено провозглашение независимости Казахстана, клятва первого Президента Казахстана Н.А.Назарбаева.

На наклонных плоскостях шести гранитных блоков высечены образцы петроглифов и памятников древнетюркской письменности, встречающихся на просторах нашей страны.

У казахов испокон веков есть обычай к национальным святыням прикасаться рукой. Учитывая этот ритуал, у подножья стелы размещена раскрытая книга со следом ладони, с левой стороны на книге - древнтюркская надпись (на казахском, русском и английском языках): «Сеч авын» - «Выбери и блаженствуй!»

Один из авторов памятника Шота-Аман Валиханов так описал это архитектурное творение: «Главная площадь Алматы увенчалась величественным символом национальной свободы и независимости, а на устремленной ввысь гранитной стеле, на орлиной высоте вознесся молодой витязь, у ног которого несется вскачь некогда грозный, а ныне покорный и послушный, крылатый мифический барс. Не кажется нам разве в этот миг, что дух наших предков явился из глубины веков, не иначе как в облике золотого челове-ка-витязя, как бы предвещая саму грядущую судьбу нашего народа.» [5].

Рассмотренный выше образ использован и в штандарте Главы государства, представляющего собой прямоугольник с золотистым кругом в центре, в который вписана фигура юного вождя эпохи саков с поднятой правой рукой, восседающего на крылатом барсе.

Примечательно, что в проекте нового центра левобережья Астаны видится динамичная ось, которая определяла вектор движения подобно летящей стреле. Вдоль этой «стрелы» располагаются улицы и объекты столицы, воплощающие архитектурные особенности, как Европы, так и Азии. В середине «древка» находится уникальный архитектурный объект - «древо жизни» Байтерек. «Наконечник» симво­лической стрелы - это знаменитое архитектурное творение Нормана Фостера - Дворец Мира и Согласия, пирамида, олицетворяющая гармонию и созидательные законы природы. Наконец, венчает ось величе­ственный архитектурно-скульптурный комплекс «Қазақ Елі», олицетворение символа Независимости и преемственности идей - от сако-скифского периода до современности. Высота монумента - 91 метр -напоминает о 1991 годе, когда Казахстан стал независимым государством.

Образ священной птицы Самрук, установленный на вершине стелы, демонстрирует стремление народа, на протяжении многих веков, к свободе и процветанию, и дальнейшему развитию.

Древние наброски птицы Самрук, найденные в Центральной Азии и Сибири, характерны только сакскому стилю. Такие грифоны, созданные из смешанных элементов зверей и птиц - фантастически рожденные птицы. Сакские мастера на голову грифона помещали большие уши, рога горного козла, оленя. В их стиле композиции грифонов часто изображались для украшения принадлежностей для лошадей. Вылитая по образцу из бронзы фигура грифа выполнена с распростертыми крыльями. Такие украшения, обрамленные золотом и бронзой, использовались для украшения изделий и одежды. Создан­ные на основе мифов грифы отличаются крылатостью или горбатостью.

Комплекс дополнен четырьмя бронзовыми рельефными композициями: «Первый Президент и народ Казахстана», «Мужество», «Созидание», «Будущее». Сюжетом каждого из рельефов были избраны основные нравственные приоритеты и ключевые вехи истории казахской государственности. В их содер­жании пластическое выражение философии, идеалов прошлого и современности, которые посредством условно-символического языка акцентируют внимание на опорных моментах исторической судьбы казах-ского народа.

Монумент «Қазақ Елі» - дань глубокого уважения к нашему народу, на протяжении веков боровшему­ся за независимость. В нем мы видим символы неразрывной преемственности героического прошлого, динамичного настоящего и светлого будущего Казахстана.

Преемственность культуры и искусства саков, их мировоззрения символизирует композиционное строение - «Байтерек», которое выражает космогонические представления древних кочевников. Байтерек сегодня является визитной карточкой Астаны.

По преданиям древних кочевников, на стыке миров протекает Мировая река, на берегу которой возвышается Древо жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Мировое древо жизни - космологическая концепция, выраженная в декоре сакского облачения Иссыкского кургана. Однако в композицию введены и наглядные символы этого образа - золотые деревья с четырьмя ветвями, фигурки козлов, стоящих на Мировых горах, птицы. Вариант образа Мирового дерева - Древо жизни, родовое, позднее генеалогическое, метафорически отождествлялось с прорастанием, оплодотворением. Образом Древа жизни навеяны формы сако-усуньских курильниц, различных наверший, сарматских диадем, с учетом его составлены скифские композиции на ритуальной посуде.

Описания Древа жизни, существовавшие и в зооморфных знаках, всегда взаимосвязаны, что иллюс­трируют различные тексты. Его можно встретить и в сказаниях, эпосах, к примеру «Ер-Төстік».

Таким образом, казахская степь сохранила богатое историческое наследие древних саков. Не исследо­вав историю саков нельзя понять настоящее и представить будущее. Все эти сюжеты и образы: степные орлы, фантастические тулпары и грифоны, изящные барсы, «древо жизни» с птицами на нём и многие другие веками продолжали вдохновлять сакских мастеров-художников, и нашли воплощение в государ­ственных символах современного Независимого Казахстана, не оставляя нас равнодушными к истории, настоящему и будущему страны.

 

Литература

  1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. - Алма-Ата: Жалын, 1979. - 252 с.
  2. Нарымбаева А.К. Туран - колыбель древних цивилизаций. Научное издание - Алматы, 2009. - 688 с.
  3. Евразийский народ САКИ / Пособие для учащихся, абитуриентов и студентов. - Алматы: «Болашац балапан-дары», 2006 - 248 с.
  4. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстан - Алматы: «Білім», - 240 с.
  5. Валиханов Ш. Рождение Монумента Независимости // Столичное обозрение. -1998. - 6 ноября. - С. 4.
Год: 2013
Город: Алматы