Наше время - время парадоксов. С одной стороны, стремительно создаются религиозные, культурные, экономические, политические, объединения, созываются международные конгрессы, форумы, встречи. С другой стороны, в отдельной части, активно действуют центробежные силы, которые проявляются в фанатизме, религиозном экстремизме, сепаратизме, в противостоянии. Часто разрушительные силы действуют во имя каких-то идеалов и пользуются такими терминами, как «во благо», «для очищения», «для спасения» отдельных. На самом деле, это простые эгоистические и до болезни амбициозные желания отдельных личностей стать героями своего народа. Они становятся орудием злой силы, сеют вражду, ненависть, нетерпимость и разрушение, на примере терактов в Таразе, Актобе, Атырау. Это продолжение борьбы добра и зла; все это следствие нашей бездуховности и низкой культуры. У человека должны господствовать вера и понимание по отношению к другому человеку независимо от национальности, расовой принадлежности, религии и место проживания. И уже на этой основе строить межрелигиозные и межчеловеческие отношения. Мечети, церкви, вообще религии должны способствовать духовному и культурному росту своего народа, народ надо поднять до уровня собственной культуры, тогда не будет агрессивности, исчезнет нетерпимость к другим. На современном этапе нашему государству угрожает низкая культура и наша бездуховность, не зря президент Назарбаев Н.А, (24.04.2013.Астана, отчетное собрание в акимате) предлагает за низкую культуру поведения «бить палками» и штрафовать. В этом главная и реальная опасность. Диалог культур и религии был и остаётся ключевой дорогой развития человеческой цивилизации. Через взаимное влияние и взаимное проникновение культур и духовности происходило взаимообогошение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Одной из характерных особенностей современного восприятия понятий «экстремизм», «терроризм», в массовом сознании наших граждан является то, что под внешним информационным воздействием и в силу религиозной малограмотности они приобрели стойкую религиозную окраску.
В подавляющим большинстве случаев экстремизм и терроризм ассоциируется с исламом. Исламский фактор является определяющим в восприятии кашмирских, филиппинских, палестинских, чеченских, а теперь и казахстанских экстремистов, и террористов, а также уйгурских сепаратистов. Между тем, ни одно из известных определений экстремизма и терроризма не включает в себя ни религиозный вообще, ни исламский в частности фактор. Экстремизм - рассматривается как форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. При этом в большинстве случаев предполагается применение экстремистами нелегитимных способов достижения своих целей, в том числе и террора. Следует отметить, что экстремизм, носящий первоначально сугубо внутренний характер, стал приобретать и внешнюю составляющую. Примером может служить основанная в Иерусалиме 1953 году радикальная организация «Хизб-ут-Тахрир» (Партия свободы), которая распространила свою деятельность на ЦАГ, СУАР Китая, Азербайджан, а также в мусульманских республиках России, кстати во многих странах это организация вне закона в том числе и в Казахстане. Привнесение в выше названные понятия религиозной окраски формирует устойчивый негативный образ мусульман, как потенциальных экстремистов и террористов. При этом отношение к внешним проявлением экстремизму и терроризма автоматически переносится на их внутреннюю по отношению к государству составляющую. Таким образом, одно из величайшей религии, а вместе с ней и культур, противопоставляется другим религиям и культурам, а также светской власти мусульманских государств, в том числе и в первую очередь ЦАГ. Такое положение вышей в конечном итоге может привести к расколу цивилизации на два антагонистических лагеря по религиозному признаку - исламский мир и остальное мировое сообщество - в полном соответствии с теорией господина Ф.С.Хантингтона. Исходя из решительности мирового правительства, во главе с США бороться экстремистами и террористами всеми доступными средствами, в первую очередь силовыми, и выбора ими в качестве объекта силового воздействия мусульманские страны, что противостояние переросло в реальное столкновение, что мы сейчас и видим, ситуация в Ираке, в Иране, в Ливии, в Афганистане, последние вмешательства США и других стран во внутренние дела Сирии и спровоцированные в этой стране гражданской воины. Многие страны в мире в том числе РФ, Китай, Индия, выразили своё негативное отношение к этой проблеме, СБ ООН принял специальную резолюцию по ситуации в Сирии по мирному решению проблемы всё это время гибнут простые люди (мусульмане, христиане).
С другой стороны, возникает угроза силового противостояния на религиозной основе внутри самих мусульманских государств, как это было в Таджикистане и Узбекистане. Нельзя отрицать наличие религиозных элементов экстремизма и терроризма. Если рассматривать их внутреннюю по отношению к государству составляющую, то здесь присутствие ислама определяется, во-первых, использованием экстремистами и террористами религиозных лозунгов для привлечения сторонников. Почему это стало возможным? В числе основных особенностей современного экстремизма специалисты называют реакцию на социальную несправедливость и нищенское существования в обществе, проявлениями коррупции и злоупотреблением отдельных чиновников. В условиях Казахстана эти факторы могут в будущем являться определяющим. Опыт показывает, радикальный ислам возникает, как правило, там, где позиции ортодоксального ислам слабы, Не удивительно, что сохранившийся в Республике бытовой ислам оказался не готовым и не способным противостоять его же радикальным течением. По официальным данным, в Казахстане лишь около тридцати процентов имамов имеют высшее религиозное образование. Сказалось отсутствие системы классического (догматического) религиозного образования, и достаточного интеллектуального духовенство. Процесс возрождения религиозных чувств привлек в нашу республику проповедников радикального ислама, нашедших благодатную почву для внедрения своих идей у обиженного и малограмотного части населения. Из выше сказанного следует, что наши граждане, исповедующий ислам, вполне могут примкнуть к экстремистским, террористическим организациям в порядке протеста, существующей, по их мнению, несправедливости, а также в целях ее восстановления, соблюдения своих прав и обеспечения своих интересов. Однако нами проведенный детальный анализ ситуации в обществе позволяет утверждать, что в этом случае религия к внутреннему экстремизму и терроризму имеет лишь косвенное отношение - принадлежность субъекта к религиозной общине. Здесь движущей силой является политические и социально-экономические интересы. Мы предполагаем существует, два варианта развития событий, когда в основу экстремизма и терроризма может лечь религиозный фактор: Первый проистекает из самой сущности ислама. Общеизвестно, что в отличие от других религии ислам не только и не столько вероучение, сколько образ жизни. В мусульманской культурно-религиозной традиции отсутствует деление ислама на светское и духовное начало, и в этой ипостаси он не отделим от политики, от участия в управлении государством. В Казахстане религия отделена от участия в управлении государством, любая религия в Казахстане отделена от государственной власти, поэтому государственное образование не может ставить целью формирование религиозного сознания. Здесь можно говорить лишь только о достоверном знании истории мировых религии. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без знания религиозных ценностей, имеющих нравственное и эстетическое значение, знания народа будет не полным, ущербным. Тем более, что знание мировых религии выражает общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм многих народов Казахстана, населяющих наше государство. Казахстан может считаться чрезвычайно уязвимой страной, что подтверждает проникновение на территорию республики радикальных идей ваххабистко - салафитского толка. Источником терроризма и экстремизма могут стать иные, в том числе радикальные формы ислама. Как правила, они проникают из вне и, завоевывая «место под солнцем», выступают не только против светской власти, но и против традиционного ислама. Этот вариант по своей сути является разновидностью первого, так как ислам в любых своих проявлениях неотделим от политики и его содержанием является участие во власти. Религиозный фактор широко используется радикальными религиозными организациями, для достижения своих целей, в том числе и помощью террора. Декларируя своей целью - восстановление справедливости можно привлечь на свою сторону достаточное количество сторонников. Но проблемы «исламского экстремизма» и «исламского терроризма», возникают только в том случае, когда ислам используется для достижения политических целей, то есть в качестве орудия политики. Это в большой степени характерно для внутренней составляющей экстремизма и терроризма. Однако это не дает повода обвинять в экстремизме и терроризме мировую религию - ислам, а вместе с ним и мусульманскую культуру.
Таким образом, мы видим, что главной причиной религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде всего на интеллектуальном уровне. Доктрины фанатизма должны быть дискредитированы на академическом уровне, усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. Поверхностность мышления и отсутствие религиозной проницательности, которые и составляют феномен религиозного экстремизма предлагают свое видение Ислама. Можно выделить несколько элементов, которые составляют интеллектуальный феномен экстремизма.
- Концентрация внимания на второстепенных аспектах вероисповедания, ведущее к чрезмерному увлечению несущественными проблемами. В среде экстремистски настроенной молодежи происходят постоянные споры и дискуссии на темы обязательности ношения бороды, длине штанов, движения указательного пальца во время молитвы, запретности фотографирования, разрешенности совершения молитвы перед зеркалом и т.д. Буквалисты никогда не устают обсуждать подобные темы, посвящая этому большую часть своего времени. Действительно важные темы нравственности, уважения и почитания родителей, необходимости получения теоретических и прикладных знаний, поддержания собственного здоровья, помощи нуждающимся, воспитания детей, т.е. фундаментальные элементы, на которых заостряет внимание религия Ислама, полностью игнорируются экстремистским сознанием. Непомерное стремление к запретам и ограничениям. Еще одно проявление интеллектуального экстремизма - неизменная склонность запрещать и усложнять. В отличие от самого Пророка и его сподвижников, которые всегда старались придерживаться умеренности в религиозных вопросах, экстремисты намеренно стремятся объявить что-то запретным и греховным, будто бы в этом (в запрещении) состоит суть самой религии.
- Ограниченное и поверхностное понимание религиозных терминов. Упомянутое отсутствие проницательности и глубинных знаний приводят к заблуждению в понимании ключевых исламских представлений и идей. Даже такие основополагающие понятия как «ислам», «куфр»-неверие, «ширк»- многобожие, «иман»-вера, «нифак»-двуличие, «джахилийя»-невежество, «джихад»-усилие и т.д. трактуются экстремистами очень поверхностно и радикально.
- Категоричное следование аллегорическим и общим смыслам Корана. Люди, которые не понимают и не изучают текст Корана в его целостности склонны основывать свои суждения на иносказательных и двусмысленных коранических стихах. Такие люди путают общие указания с точечными приказами, абсолютные истины с временными правилами, универсальное с ограниченным.
- Дефицит знания исторических и объективных законов реальности, отказ от их изучения и следования им. В добавление к отсутствию глубинного религиозного знания религиозный экстремизм отрицает законы объективности и причинно-следственной логики в окружающей реальности, жизни, истории. По этой причине носители экстремистского мышления полностью теряют контакт с реальностью и выдвигают абсолютно нереальные и неосуществимые требования и проекты.
Такие люди начинают путать воображаемое с реальным, причины со следствиями, идеи с фактами. Это приводит к отрицанию законов этапности и своевременности, которым подчиняются все существующие явления и предметы. Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения. В силу известных причин радикализм является также преимущественно молодежным явлением [1]. Однако нельзя взваливать всю вину на молодое поколение и исключать роль общества и государства. Ответственность за появление, распространение, противодействие и профилактику религиозного экстремизма лежит как на правительстве, так и на обществе в целом. Противодействие радикальным тенденциям в религиозном
пространстве должно проходить на интеллектуальном уровне путем дискредитации экстремистских доктрин и учений в образовательной сфере (духовные учебные учреждения, университетские кафедры, средства массовой информации, мечети, публикации).
Литература
- Асылбек Мусин. Религиозный экстремизм: причины, последствия, исцеление.