На заседании Межведомственной рабочей группы, состоявшейся в июне 2013 года и посвященной проблемам национальной истории, Госсекретарь М. Тажин отметил необходимость проектирования «новой мировозренческой модели будущего Казахстана», что означает детерминирование основ научной методологии общественных наук Казахстана, в том числе и исторической науки. Мировая глобализация с одной стороны, кризис мировых ценностей с другой, приводит к поиску внутреннего «Я», этнических корней, определению национальной идентичности, вопросам взаимодействия и взаимопроникновения народов и наций. В казахстанском обществе на стыке веков одномоментно возрос интерес к тюркской истории, толчком тому послужила не только активизация научных исследований по тюркской проблематике, но и процессы самоиндентификации – кто Я, откуда Я, где мое место в общемировом пространстве и т.д. В какой-то степени, блок проблем затронутый в повестке дня межведомственной комиссии касался не только отечественной истории, но и отечественной тюркологии, как составной части мирового информационного поля, в контексте которого интерпретируется содержательная часть истории Казахстана.
В какой-то степени, блок проблем затронутый в повестке дня межведомственной комиссии касался не только отечественной истории, но и отечественной тюркологии, как составной части мирового информационного поля, в контексте которого интерпретируется содержательная часть истории Казахстана.
Понятие «Тюркология» представляет собой комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих языки, историю, литературу, фольклор, культуру тюркоязычных народов.
В рамках современной тюркологии можно выделить несколько основных проблем, привлекающих внимание ученых:
- вопросы связанные с историческй географией, определением прародины тюрков, этногенезом и антропологией тюркских народов, поиском общего корня;
- целый блок вопросов связан с лингвоархеологическим и географическим ареалом существования и распространения государственных тюркских союзов и тюркского языка;
- вопросы, связанные с оценкой историко-культурного наследия тюрков и их вклада в мировую культуру;
- вопросы, связанные с тюркским источниковедением и историографией, методологией и методами научного познания тюркологии, преподавания учебных дисциплин, так или иначе являющихся составной частью тюркологии: «История тюркских народов», «История воспитания в традициях и обычаях тюркских народов», «Воинское искусство тюркских народов», «История культуры Казахстана и Средней Азии» и пр.
На наш взгляд одной из наименее изученных проблем тюркологии является вопрос происхождения тюрков и определение их прародины. На протяжении советского периода в исторической науке, и к сожалению до сих пор господствует концепция индоевропейского происхождения кочевых народов Евразии, сторонники указанного направления сознательно пренебрегают и искажают исторические артефакты, опровергающие содержание их теории. Столь одиозный подход к оценке истории прошлого кочевников Евразии был заложен еще учеными Императорской Академии наук в XIX веке, полагавшими, что тюркам нет места во всемирной истории.
Согласно данной концепции, население, относящееся к индоевропейцам проживало в районах юго-восточной и центральной Европы, в результате движения миграционных потоков они вторглись в просторы Евразии, где столкнувшись с местными племенами дали импульс их развитию и оказали значительное влияние на их культуру, язык, государственность и пр., т.е. т.н.
индоевропейское население помогло «европеизироваться» кочевым тюркским народам.
Вместе с тем среди ученых историков были противники столь далекой от научности теории, прежде чем говорить о них, хотелось бы обратиться к докладу профессора Кыргызско-Российского Славянского университета В. Воропаева «Проблемы кочевой цивилизации в историческом наследии Юрия Рериха» [1], сделанном на международной конференции «Живая этика и наука».
В частности, В. Воропаев обратил внимание на мысль Ю. Рериха об азиатском происхождении индоевропейцев, обращаясь к его ссылкам на концепцию австрийского ученого В. Бранденштейна. Последний выделил две стадии в развитии индоевропейского языка, проделанный им лингвоанализ свидетельствует о том, что древние индоевропейцы вначале проживали в «степных районах с сухим континентальным климатом», каковыми по мнению В. Воропаева являются степные просторы Казахстана и Киргизии, на втором этапе часть индоиранцев отправилась в Иран и Афганистан, а другая мигрировала «на юг через Кавказ и заняли Малую Азию», на оседлый образ жизни они перешли войдя в соприкосновение с народами Древнего Востока и Европы [1, с. 596]. Иначе говоря, миграция индоевропейцев шла не с запада на восток, а в обратном направлении, что подтверждают археологические материалы, найденные на евразийском континенте.